Этот год во многом знаменателен для Камского автомобильного завода, производителя дизельных грузовых машин, с которым так или иначе связаны судьбы многих наших земляков. Его строительство было начато ровно сорок пять лет назад, а через пять лет новенький грузовик марки «КамАЗ» впервые прошёл по улицам Набережных Челнов. Это было впечатляющее зрелище...
Сергей ПИВОВАРОВ,
ветеран труда.
Первый автомобиль, собранный не на конвейере, а в экспериментальном цехе Управления главного конструктора, вызвал у всех огромный интерес. Там, где останавливалась машина, собирались толпы людей. Они как бы за-глянули в недалёкое будущее, в тот долгожданный день, когда сотни тысяч больших современных машин, сошедших с конвейера их автозавода, станут бороздить дороги страны, удивляя своей надёжностью, экономичностью и спортивными достижениями. Эти большегрузы признаны всем миром как образец достижений автомобилестроения и служат надёжной опорой в народном хозяйстве и обороне нашей страны.
Камазовский период жизни для многих, в том числе и для меня, остаётся самым ярким и незабываемым. На этой великой стройке я по направлению обкома КПСС оказался в августе 1972 года, поступив в распоряжение партийного комитета. Моя жена Надежда Михайловна стала работать учителем химии в новой школе №15, затем несколько лет трудилась в «Водоканале», в лаборатории химического анализа.
1974 год не случайно считается годом определяющим в сооружении автомобильного комплекса и города. Именно тогда произошли качественные изменения как в содержании работ, так и в психологии и поведении людей. Начался массовый переход от объёмных работ к монтажу основного технологического оборудования. Именно в этом году на КамАЗе возникло много починов, патриотических движений. На всю страну, например, стали известны комсомольско-молодёжные бригады Галины Филяшиной, Виктора Филимонова. Небывалый подъём ощущался и в работе, и в творчестве, и в быту. Во многих рабочих общежитиях действовали молодёжные клубы, где организовывались интересные вечера, выступления самодеятельных артистов, поэтов. Вечерами на дежурство по охране общественного порядка выходили дружинники. В летние каникулы в Набережные Челны приезжали студенческие отряды - активные помощники камазовцев. Комсомолии стройки первый секретарь Центрального комитета ВЛКСМ Е.М.Тяжельников вручил Красное знамя, побывавшее в космосе.
1974 год стал также годом больших новоселий. К этому времени на строительстве автогиганта и города трудилось свыше 100 тысяч рабочих и инженерно-технических сотрудников 60 национальностей из 22 городов страны. И можно только гордиться тем, что на нашей татарстанской земле был сооружён этот завод.
В стороне от участия в грандиозной стройке не остались и жители нашего района. Одной из первых, например, отправилась в строящийся город семья Ахчиных из Трёх Озёр. Александра Петровна преподавала в одной из школ, а муж работал на стройке. Бывший директор конного завода №57 Лев Михайлович Шугля также переехал с семьёй в Набережные Челны и стал работать в Управлении озеленения. Откликнулись на призыв принять участие в строительстве КамАЗа работники райкома партии. Среди них был водитель Александр Филиповский, многие годы работавший там по своей специальности. Долгое время трудился в производственном Управлении автотранспорта и бывший секретарь райкома Камиль Шигапович Нотфуллин. В числе первых на строительстве автозавода оказались также инструкторы отделов райкома партии Александр Фёдорович Худяков и Юрий Васильевич Решетов, работавшие в стройтресте «Камгэсэнергострой», других организациях. А Юрий Васильевич, кстати, был приглашён в многотиражную газету. В 1973 году в Челны переехал и бывший заведующий орготделом РК КПСС Пётр Кириллович Долинин, который занимался вопросами поставки автомобилей в стройтресте. Его жена Нина работала в одной из больниц города.
У нас, надо сказать, существовало своего рода землячество. Мы всегда находили время, чтобы пообщаться друг с другом, посоветоваться по каким-то вопросам, а в свободные дни и в праздники встречались семьями, выезжали на природу. К сожалению, многих моих друзей уже нет в живых, но память о них всегда со мной. В настоящее время уже дети и внуки наших земляков-камазовцев работают в Набережных Челнах.
Партийные, комсомольские комитеты, кабинет политпросвещения, которым мне было поручено заведовать, занимались созданием системы информирования, агитационной и пропагандистской работы многотысячного коллектива камазовцев. Во всех коллективах были сформированы лекторские группы, агитационно-пропагандистский актив. Создан был совет по наглядной агитации, работали также общественная идеологическая комиссия, отделение Всесоюзного общества «Знание».
Партийный комитет КамАЗа возглавлял Аркадий Андреевич Родыгин, до того работавший проректором Елабужского пединститута, а после - заведующим орготделом и вторым секретарём Татарского обкома партии. Каждый понедельник в его кабинете проходили утренние планёрки с приглашением партийного, комсомольского и профсоюзного актива. После подведения итогов и обсуждения предстоящих задач мы расходились по своим рабочим местам.
Замечу, что не последнюю роль в мобилизации людей на ударный труд играла наглядная агитация. Лозунги, призывы, фотовыставки, стенгазеты, сатирические листки, красочные буклеты - всё это сильно воздействовало на участников стройки. Нередко и сами работники выдвигали лозунги. Например, в первые годы, когда были вырыты ещё только котлованы для корпусов, внимание всех обращала на себя огромная надпись: «Трудно очень, волком воем. Всё равно КамАЗ построим!».
В январе 1974 года на конференции кузнечного завода меня избрали заместителем секретаря парткома по идеологической работе, а когда был образован отдел социологических исследований, - назначили заместителем его начальника, где проработал до перевода в 1977 году в Казань, в Дом политпросвещения обкома КПСС. Социологический отдел в то время возглавлял доцент Нариман Садреевич Фатхуллин. В целях профессиональной подготовки и изучения опыта исследовательской работы я прошёл стажировку в Академии общественных наук при ЦК КПСС, изучал опыт этой работы на московском «АЗЛК» и «Автовазе» в Тольятти.
Грандиозная стройка, массовый энтузиазм её участников вызвал небывалый всплеск творчества писателей, поэтов, художников, артистов, композиторов, которые посвящали КамАЗу свои творения. Известный писатель Диас Валеев написал пьесу «Дарю тебе жизнь», которая была поставлена на сценах Московского театра имени Ермоловой и Казанского драматического театра имени Качалова. Итогами поездки в Набережные Челны стали поэмы Евгения Евтушенко «Поэта вне народа нет» и Сибгата Хакима «Врата времени». Строителям КамАЗа посвятили свои произведения поэт Ренат Харис и композитор Назип Жиганов. С большой теплотой камазовцы встречали выступления Людмилы Зыкиной, Марины Ладыниной, Бориса Андреева, Валерия Золотухина, Юрия Гуляева, народного хора из Болгарии. Как говорят, яблоку негде было упасть на концертах Владимира Высоцкого.
Как сейчас помню концерт государственного оркестра Татарстана под руководством дирижёра, народного артиста СССР Натана Рахлина в летнем театре под открытым небом. Это было в октябре, когда резко похолодало. Зрители, согреваясь, как говорится, дули в ладони, а каково пришлось музыкантам: мужчины - во фраках, женщины - в лёгких платьях… Подумалось: сейчас организаторы извинятся и отменят концерт. Но… вышел дирижёр, поклонился публике, взмахнул палочкой, и по всей округе мощно и торжественно зазвучал «Марш советской армии» Салиха Сайдашева. Люди слушали его, как завороженные, забыв о холоде: это было свидетельство большого уважения музыкантов к строителям КамАЗа.
Не могу не сказать и о директоре строящегося комплекса Льве Борисовиче Васильеве, прошедшем большую жизненную школу от слесаря московского автозавода до заместителя министра автомобильной промышленности. Его умение управлять таким огромным коллективом, высокий профессионализм, требовательность к себе и забота о людях обеспечивали решение самых сложных задач. К талантливым руководителям необходимо отнести и заместителя директора по экономике Сергея Васильевича Паринова, душой коллектива и грозой разгильдяев был первый секретарь горкома партии Раис Киямович Беляев, работавший после камазовской эпопеи секретарём Татарского обкома по вопросам идеологии, а позднее - ректором института культуры и искусства. О каждом из них можно написать не одну книгу.
Неоднократно стройку посещали Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, второй секретарь ЦК КПСС А.П.Кириленко, министр энергетики и электрификации П.С.Непорожний, министр автомобильной промышленности А.М.Тарасов и другие. Неоценимую помощь заводчане получали от первого секретаря Татарского обкома партии Ф.А.Табеева, секретаря обкома М.Т.Троицкого и многих других.
КамАЗ строила вся страна. Для него работали около ста научно-исследовательских и проектных организаций, свыше пяти тысяч промышленных предприятий. Страна заключила взаимовыгодную сделку со многими государствами, со страниц зарубежной печати не сходили публикации о великой стройке. На ней побывал губернатор штата Калифорния Мондейл, который был поражён энтузиазмом строителей. Не утерпел от поездки и сам автомобильный «король» Форд, который в беседе с Ф.А.Табеевым назвал стройку несбыточным делом. Было много и других скептиков, явно недооценивавших волю наших людей, патриотизм, дружбу и умение работать в сложнейших условиях. Об этих качествах ещё в годы первых пятилеток писал Владимир Маяковский, восхищаясь мужеством строителей Кузнецка:
Я знаю - город будет,
Я знаю - саду цвесть,
Когда такие люди
В стране советской есть!
Фото из семейного архива.
Нет комментариев