Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Страницы истории

Об участнике войны из Спасского района рассказывает его правнучка

В прошлом году в рамках реализации проекта «Историческая память» был выпущен сборник «Страницы немеркнущей славы» по материалам участников шестой Всероссийской студенческой конференции, посвящённой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

В эту книгу вошёл наряду с другими рассказ о нашем земляке, ветеране Великой Отечественной войны, который участвовал в защите Ленинграда. Предлагаем его нашим читателям. 

Ольга Полякова,
студенка Казанского государственного института культуры.

Великая Отечественная война посетила каждый дом и отняла жизни у двадцати семи миллионов человек нашей страны. Мою семью этот всадник апокалипсиса посетил тоже. И я хочу рассказать историю жизни своих близких -- про их переживания и подвиги, страхи и попытки выжить в страшное военное и послевоенное время, быт и многое другое. В общем, про то, о чём мы часто беседуем с моей бабушкой Валентиной Павловной Поляковой. 
Давайте перенесёмся в 22 июня 1941 года: погода по-летнему хороша, к тому же в этот день моей бабушке исполнилось 7 лет. «Совсем ещё девчушка», – говорили соседи. 

А ещё в тот день началась Великая Отечественная война. Известие о её начале застало моего прадедушку – Степанчева Павла Степановича – за работой: он был в поле, на тракторе. 

– Трудягой он был, каких свет не видывал, – вспоминает о своём отце бабушка. – Всю жизнь свою работал, отпуск никогда не брал, а всё для того, чтобы семью прокормить. Вернулся с поля, а на столе повестка лежит. Горьким он тогда взглядом семью окинул…

На следующий день главу семейства уже на войну провожали, Родину защищать. А он и защищал. Стрелком был, а, когда в 1942 году получил ранение, уже носил звание сержанта. Надо сказать, что рана была серьёзной: свинцовая «дура» фашиста повредила большеберцовый нерв левого бедра. В госпитале прадед провёл около года и выбыл оттуда годным к строевой службе. А раз годен, так на фронт скорее, на подмогу товарищам. 

– Служил он  в Ленинграде, – продолжает вспоминать бабушка. – Рассказывал, как приставили его и других солдат склад секретный охранять. А что внутри, не говорили, но отец любопытный был, пробрался на склад и ахнул: трупы гражданских штабелями лежали – кто от голода умер, кто от болезней…

Так случилось, что через два месяца он вновь оказывается в Верещагинском госпитале среди раненых собратьев по поводу открывшейся раны на левом бедре. После этого он уже не смог восстановиться и был отправлен в родную Кузнечиху – к семье, так как был признан не пригодным к службе. Бабушка вспоминает, что с войны пришёл на костылях, а нога его была повёрнута под невообразимым углом назад. Новость, что отец с войны вернулся, застала её и брата Николая на улице. Соседи кричали: «Валька, бегите домой, у вас отец с войны пришёл!». Бабушка говорит, что бежала так быстро, как никогда больше в своей жизни не бегала. Маленькая была, а что война – страшная штука и что с неё не все возвращаются, понимала. 

По возвращении главы семейства с фронта жизнь Степанчевых не стала легче. Одежды, еды не было, но было стремление жить. И жили! Огород сажали. В основном картофелем и коноплёй засаживали, потому что и не было больше ничего. А конопля для того, чтобы муку из неё делать, масло, пряжу. Рацион очень скудный был. Бабушка вспоминает, что каждый вечер картофель тереть нужно было на тёрке, потом горсть муки добавляли – и в печь. А в итоге, говорит, синие лепёшки получались, ножом режешь, а они блестят.  Вспоминает, что траву ели, немытую, прямо с пылью. В рот клали всё, что придётся, лишь бы от голода не умереть. 

– Однажды возвращаемся с поля с сеном, а на дороге волк сидит и словно смотрит в душу, и людей не боится, –рассказывает бабушка. – Волки тогда прямо по деревне гуляли. Им тоже нечего есть было. 

А прадед даже с травмой на месте не сидел. Ходил в лес за дровами, брал бабушку с собой – хоть какая-то помощь. Топили тогда экономно, заслонку в печи рано задвигали, поэтому бабушка часто угорала. А зимой иногда и не топили вовсе, а всё для того, чтобы клопов да вшей в избе убить. Заразы, как рассказывала бабушка, много тогда было: и вши, и чесотка. 

Несмотря на войну, дети посещали школу. Занимались в холодном помещении, за партами сидели прямо в верхней одежде. Уроки короткие были, зато перемены длинные. 

– Помню, в школу пришли, а там известие об окончании войны нас ждёт. И всех детей домой отпустили, бежим, улыбаемся, поздравляем друг друга, – говорит она о том, как встретили Победу. 

 Два послевоенных года были не лучше, чем во время войны. Была введена карточная система. Прадедушка  с вечера занимал очередь за хлебом и ночевал там же. А с утра бабушку с братом отправляли к нему. В деревне беженцев много было, им приходилось ещё труднее. 

После войны, несмотря на периодические боли в ноге, где только не работал прадед: и в тюрьме надзирателем, и в профтехучилище, и в лесхозе, и на нефтебазе. А он ведь даже в школе не учился, письмо и грамоту во время ликбеза освоил. Многое на его долю выпало. И вагоны разгружать по ночам приходилось, чтобы бабушка могла в институте учиться, чтобы и остальных детей прилично содержать. После войны в семье родились ещё дочки Нина и Вера. 

Потом перебрались Степанчевы в Болгар. А прожил Павел Степанович 94 года и никогда не забывал ужаса военных лет – свиста пуль, смерти товарищей, голода семьи. До конца своих дней он оставался в трезвом уме, и всегда ему хотелось работать. 

Бабушка очень любила отца, она благодарна ему за всё и всегда вспоминает только добрым словом. И я благодарна прадеду за это мирное синее небо. Радует, что страна помнит своих героев. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, прадед получил одиннадцать медалей, два ордена, другие награды. Все эти семейные реликвии хранятся у бабушки, и я рада, что в моей семье есть такoe богатство, напоминающее о том, что герои среди нас. 

– Сколько всего было в жизни, и всё прошло, –говорит бабуля. 
Много чего она мне ещё рассказывала, много обязательно расскажет. Но одну фразу она повторяет каждый раз, когда мы говорим на тему войны: 

– Ничего не надо, только было бы мирное небо.

Это такая простая истина, к которой мы все должны стремиться и о которой не имеем права забывать в суете современного мира, в повседневных делах. Мы обязаны ценить окружающее нас, каждый день мирной жизни. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев