Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Страницы истории

Бессмертный полк Спасского района: о героях былых времён – Авенир Софьин

В феврале 2014 года в Центральном районе города Волгограда была торжественно открыта мемориальная доска памяти Авенира Софьина -- оператора документального кино, заслуженного деятеля искусств РСФСР, члена Союза кинематографистов СССР, лауреата Сталинской премии, которую он получил в 1943 году за создание фильма «Сталинград» во время обороны города от немецко-фашистских войск.

"Кадры, сделанные Авениром Петровичем, вошли в классику советской кинодокументалистики", -- подчеркнул на церемонии открытия председатель городского Совета ветеранов Александр Струков. -- Именно благодаря ему мы имеем уникальные кадры битвы за Сталинград, Курск, Белоруссию, Берлин». Памятная доска установлена на доме №22 по улице Советской, где Софьин жил с 1953-го по 1992-й год. А родился он в Спасском уезде Казанской губернии...

В этом году исполнилось 111 лет со дня рождения Авенира Софьина. Он появился на свет в селе Лебяжье Спасского уезда 28 сентября (по новому стилю 11 октября) 1909 года. Представляло оно из себя тогда несколько улочек на берегу озера с тем же названием Лебяжье в 25 верстах от города Спасска. В 1888-ом году в селе построили небольшую деревянную церковь с главным престолом в честь Рождества Христова. В 1907 году здесь на 84 дворах проживали более 560 крестьян. Дали Софьину довольно необычное для этих мест имя — Авенир, но оно есть в православных святцах, где, видимо, нашли его родители, и в переводе с древнееврейского означает «свет».

 Знал ли о значении своего имени сам Авенир Петрович, неизвестно, но, выбрав профессию оператора, он действительно значительную часть своей жизни посвятил работе со светом, без этого хорошую съёмку не сделаешь. В 1927 году в Саратове открыли Нижневолжское отделение кинокомпании «Советское кино», и Авенир Софьин устроился сюда на работу в качестве помощника оператора. В том же году здесь выпустили первый документальный киножурнал. В 1931-ом производственную базу «Совкино» в Саратове переименовали в Нижневолжскую студию кинохроники, а год спустя Софьина перевели в операторы, и он начал самостоятельно снимать сюжеты к различным местным и республиканским кинолетописям. Но первый свой самостоятельный документальный фильм Авенир Петрович выпустил в 1936 году после командировки на Каспийское море, назывался он «Седой Каспий».

 Кинодраматург и режиссёр Юрий Чибряков так вспоминает о тех временах: «Авенира Петровича Софьина я видел – страшно подумать! – ещё до войны. И не раз. Саратовское отделение «Совкино» – впоследствии Нижневолжская студия кинохроники – размещалась тогда в доме №5 по проспекту Кирова, где и прошло моё детство. В хорошую погоду молодые крепкие парни вытаскивали во двор тяжёлые неуклюжие кинокамеры на деревянных треногах, подзывали кого-нибудь из нас, мальчишек, говорили: «Стой, не вертись!» Наводили объектив – и медленно, плавно крутили ручку (моторов у аппаратов тогда не было). Теперь я знаю – это готовились пробы плёнки, перед съёмками. Среди пареньков был помощник, а потом ассистент оператора Софьин. Постепенно перспективному ученику начали доверять и самостоятельные съёмки...» Кроме «Седого Каспия», Чибряков назвал ещё два фильма Авенира Софьина тех лет - «Республика немцев Поволжья» и «Джангар».

 В годы Великой Отечественной войны Софьин ушёл на фронт, с 22 июня 1941 года служил военным кинооператором Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). Всегда находился на передовой, снимал на киноплёнку боевые действия наших войск. В составе политуправления Донского фронта в звании воен-инженера 3-го ранга с 1942 года участвовал в Сталинградской битве, на участках сражений 62-й и 65-й армий. Вместе с защитниками Сталинграда оборонял город, был даже легко ранен и получил медаль «За оборону Сталинграда». Под бомбёжками и обстрелами, рискуя жизнью, Авенир Петрович снял большое количество сюжетов для главного своего военного документального фильма «Сталинград», и в марте 1943 года за проявленный героизм был награждён орденом Красной Звезды. А когда фильм поступил в прокат и стал с триумфом демонстрироваться во многих городах и сёлах Советского Союза, кинооператора Софьина удостоили самой престижной в те годы награды страны - звания лауреата Сталинской премии 1-ой степени в области литературы и искусства в номинации «Хроникально-документальная кинематография».   

   Вместе с войсками Авенир Софьин, уже в звании инженер-капитана в составе 1-го Белорусского фронта, прошёл боевой путь от Волги до Берлина, фиксируя на киноплёнке важнейшие этапы боевых сражений Красной Армии. Снимал эпизоды для фильмов и выпусков кинохроники - «Мозырь и Калинковичи», «Хелм-Люблин», «Прага» и другие. В январском наступлении 1945 года он дал исключительно интересный боевой репортаж о взятии нашими войсками городов Радом, Лодзь, Заненбург, а также о выходе передовых подразделений к реке Одер. В Лодзь Авенир Петрович вошёл с первыми советскими танками и снял встречу наших войск с польским населением города. С оператором Шнейдеровым он участвовал в съёмке Заненбургской тюрьмы, показав в исключительно трагической и художественной форме судьбу 4-х тысяч заключённых, расстрелянных немцами на тюремном дворе, и зафиксировав показания трёх живых свидетелей этой зверской расправы. Затем вместе с передовыми частями 61-й армии Софьин пробился к Штеттинскому заливу и снял самые яркие моменты штурма города Альтдамм.

За мужество, находчивость и высокое мастерство в киносъёмке, отразившей славный боевой путь 1-го Белорусского фронта, в июне 1945 года Авенир Софьин был награждён орденом Отечественной войны 1-ой степени. А Юрий Чибряков называет и другие фильмы, в съёмке которых принимал участие Авенир Петрович: «Бобруйский котёл», «На подступах к Варшаве», «Майданек», «Померания»... И ещё «Орловская битва» (1943) и «Битва за Белоруссию» (1944). Кроме того, его сюжеты использовали в своих фильмах великие кинорежиссёры Александр Довженко («Битва за Советскую Украину»), Юлий Райзман («Берлин»), Михаил Ромм («Обыкновенный фашизм»). Они вошли в двадцатисерийный телефильм «Великая Отечественная». Знаменитые кадры Софьина растиражированы и постоянно мелькают сегодня на кино- и телеэкранах, в том числе за рубежом. А в честь 40-летия Победы знаменитого оператора наградили ещё и орденом Отечественной войны 2-й степени, вручили его Авениру Петровичу в 1987 году.

 С 1946 года Софьин продолжал работать оператором Нижневолжской студии кинохроники в Саратове. Снимал сюжеты для местных киножурналов, документальных фильмов. А в 1953-м переехал в Сталинград (с 1961-го - Волгоград), где возглавил корреспондентский пункт Нижневолжской студии. День за днём он фиксировал на плёнку возрождение города из руин, восстановление заводов, строительство новых промышленных предприятий и Волго-Донского канала, пуск Волжской ГЭС... Софьин стал подлинным летописцем города-героя, основным поставщиком сюжетов для всесоюзного киножурнала «Новости дня». Один за другим на экраны страны выходили новые документальные фильмы, снятые Авениром Петровичем: «Молодость великой реки» (1959), «Колхоз Дёминский» (1961), «Великая энергия» (1962), «Город как город» (1963), «Побратимы» (1964), «След солёной реки» (1965), «Голубые города» (1965).

 А в 1967 году ему предложили снять в низовьях Волги большой цветной фильм «На родине Мальвы» - о тех местах, где молодой Максим Горький написал один из первых своих рассказов «Мальва». Режиссёр фильма Юрий Чибряков вспоминает о Софьине: «Первые же съёмки показали – фронтовая школа не забыта. Поражала постоянная готовность оператора, если можно так выразиться, к «выстрелу», умение в необходимый момент вскинуть камеру, мгновенно найти ракурс, выстроить кадр – и не забыть при этом навести на фокус, поставить диафрагму – ну и, конечно, нажать на спуск. И ещё – он умел быть незаметным, не привлекать к себе внимания. Никогда не командовал на съёмочной площадке, чем частенько грешат плохие документалисты. А какая самоотверженность! Помню, как он, отнюдь не молодой человек, перепрыгнул на ходу с баркаса на шедшую параллельно баржу. И это – с тяжёлой камерой в руках! Или вот ещё эпизод... В одном из узких волжских протоков мы снимаем проходящее мимо рыболовецкое судно. На нас – высокие прорезиненные робы. Но, увлечённые съёмкой, мы забыли о поднятой баркасом волне. Несколько секунд – и мутный вал накрыл нас с головой. Но в последнюю секунду Софьин поднял вверх на вытянутых руках свой верный «Конвас». Камера и драгоценная отснятая плёнка были спасены...»

В фильме «Мальва» Авенир Петрович подтвердил не только свой талант и опыт репортёра, но и показал себя тонким лириком, настоящим кинохудожником, чувствующим цвет, ритм, настроение картины. С Чибряковым он снял ещё несколько фильмов, в том числе «Горячий простой» - о бригаде сталеваров завода «Красный Октябрь», ремонтирующих мартеновскую печь. А в соседнем цехе как раз работала съёмочная группа из Москвы. «Софьин не без иронии наблюдал, как столичные «мэтры» расставляли десятки осветительных приборов, - продолжает Юрий Чибряков. - И всё-то им казалось – мало! Софьин весь фильм снял с парой «перекалок». Но зато как это выглядело на экране! Настоящая симфония огня!» В итоге картина о сталеварах получила на Всесоюзном кинофестивале специальный диплом жюри «За поэтическое отражение труда на экране».

 Авенир Петрович прожил в Волгограде до конца своих дней. Стал здесь членом Союза кинематографистов СССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР. «Удивительно, но я ни разу не видел на его груди золотого знака лауреата, - завершает свои воспоминания о Софьине режиссёр Юрий Чибряков. - И боевых наград. Даже в Дни Победы, на Мамаевом кургане, когда всё вокруг сверкало и стоял сплошной звон от орденов и медалей ветеранов – Авенир Петрович был в обычном рабочем костюме. Понятно – почему. Все праздновали. Он – работал». И расстаться с кинокамерой никак не мог, поэтому трудился до 77-летнего возраста! Его друг кинокритик Георгий Гордеев подсчитал, что за всю жизнь Софьин отснял более миллиона метров плёнки...

 Скончался Авенир Петрович в 1992 году, похоронен в Волгограде. С ходатайством об увековечении его памяти выступили местный совет ветеранов и администрация Центрального района города. В начале февраля 2014 года на открытии мемориальной доски на доме, где Софьин жил почти 40 лет, собрались родственники знаменитого кинооператора, его соседи, местные депутаты, ветераны войны. Они пришли сюда, чтобы почтить память простого человека и настоящего профессионала, кадры которого стали классикой отечественной кинодокументалистики.

Проголосовать за нашего земляка можно на сайте, посвященном 100-летию образования Татарской АССР. 

По материалам краеведа Николая МАРЯНИНА.

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Болгар Спасский район голосование Новая жизнь новости 100-летие ТАССР деятели