Как уже сообщалось, на очередном заседании Совета района был рассмотрен вопрос о работе контрольно-счётной палаты района в истекшем году. Какие же основные задачи решались в этот отчётный период?
Николай СОКОЛОВ,
председатель контрольно-счётной палаты.
Представляемый отчёт о работе палаты в истекшем 2011 году составлен, исходя из требований «Положения о контрольно-счётной палате», утверждённого решением представительного органа муниципального образования от 12 декабря 2005 года № 4-9 и уточнённого решением Совета муниципального образования района от 14 декабря 2011 года № 14-2, по направлениям, определённым пунктом 6 статьи 52 устава муниципального образования основными функциями этого контрольно-счётного органа.
Основные итоги работы
Работа контрольно-счётной палаты (КСП) в отчётном 2011 году, как и в предыдущий период, организовывалась на основании годового и квартальных планов, предварительно согласованных с членами Совета муниципального финансового контроля и утверждённых главой района. План формировался с учётом задач, поставленных перед КСП уставом муниципального образования и «Положением о контрольно-счётной палате», предусматривая проведение мероприятий по осуществлению предварительного, текущего и последующего контроля за составлением, уточнением и исполнением бюджета муниципального образования, принятого его Советом, эффективным, обоснованным и целевым расходованием его средств, а также за использованием муниципальной собственности. При осуществлении контрольных мероприятий использовались, как и в предыдущие годы, методы экспертизы, аналитических исследований, аудита, опроса, тематических проверок и мониторинга.
Всего в отчётном 2011 году КСП было проведено 33 контрольных мероприятия (в 2010 году - 41) и 38 среднегодовых за предшествующие с начала её функционирования 6 лет (2006 - 2011 годы).
Результаты работы палаты по основным направлениям её деятельности
№ п/п
|
|
Всего за 2006-2011 годы
|
Средне-годовой показатель работы
|
в т.ч.
|
2011 в % % к
|
2010
|
2011
|
2010
|
средне-годов. показ.
|
|
I. Экспертно-аналитическая деятельность
|
1.
|
Общее количество проведённых мероприятий
|
108
|
18
|
15
|
16
|
106,7
|
88,9
|
1.
|
в т.ч. Подготовлено экспертных заключений
|
76
|
13
|
11
|
11
|
100
|
84,6
|
2.
|
Подготовлено аналитических записок
|
21
|
3
|
3
|
5
|
166,6
|
166,6
|
3.
|
Подготовлено методических документов
|
11
|
2
|
1
|
|
|
|
II. Контрольно-ревизионная деятельность
|
1.
|
Общее количество проведенных контрольных мероприятий
|
118
|
20
|
26
|
17
|
65,4
|
85
|
2.
|
Выявленный объём нарушений (т. р.)
|
51003,4
|
8500,6
|
6045,5
|
31568,1
|
522,2
|
371,4
|
|
В т.ч. Нецелевое использование средств (т. р.)
|
538,5
|
89,7
|
-
|
|
-
|
|
|
Не эффективное использование (тыс. руб.)
|
36611
|
6101,8
|
4870,3
|
21785,6
|
447,3
|
357,0
|
|
Другие нарушения (т.р.)
|
13855,4
|
2309,2
|
1175,2
|
9782,5
|
832,4
|
423,7
|
III. Реализация результатов деятельности
|
1.
|
Направлено предписаний и представлений
|
54
|
9
|
2
|
5
|
250
|
55,6
|
2.
|
Восстановлено, возмещено и устранено по результатам проверок (т.р.)
|
4691,3
|
781,9
|
307,1
|
20
|
6,5
|
2,5
|
3.
|
Количество материалов, направленных в правоохранительные органы
|
4
|
0,7
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Экспертно-аналитическая деятельность
Как видно из приведённой таблицы, в отчётном 2011 году объём выполненной чисто аналитической работы заметно увеличился как против уровня предыдущего 2010 года, так и по чисто аналитической работе против среднесложившегося уровня за весь период работы КСП.
Снижение количества подготовленных экспертных заключений относительно среднегодового показателя предшествующих лет говорит об улучшении положения дел в этом вопросе: заключения готовились все эти годы на проекты бюджетов, отчёты об их исполнении, а также на решения по внесению изменений в бюджет муниципального образования. Уменьшение количества изменений, вносимых в течение года в действующий бюджет (соответственно и числа заключений), говорит о более высоком уровне деятельности по разработке проекта бюджета на предстоящий период, о влиянии на этот момент и уровня экспертно-аналитической работы КСП. В отчётном году палата, как всегда в последнее время, большое внимание уделяла этому важному вопросу, способствуя тем самым формированию реального, исполнимого бюджета муниципального образования.
Реализуя свои функциональные обязанности по ведению аналитической деятельности за составлением и ходом исполнения бюджета, палата на основе представленных ей данных ФБП, ПИЗО, ТОДК МФ РТ, главных распорядителей кредитов КСП вела регулярный оперативный контроль за текущим исполнением бюджета как по доходам, так и расходной его части. В ходе этой работы большое внимание уделялось поступлению доходов в разрезе источников, динамике и структуре недоимки, ходу финансирования расходов на содержание социальной сферы, а также уровню работы по организации и исполнению муниципальных заказов. Под оперативным контролем КСП находилось также и использование средств резервного фонда, свободных остатков средств на начало года, расчёты с поселениями, расход средств на организацию питания и энергообеспечение.
В соответствии с пунктом 5 «Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании» КСП в отчётном периоде была проведена экспертиза и внешняя проверка отчёта об исполнении бюджета муниципального образования за 2010 год. В рамках этой проверки были проведены экспертно-аналитические и другие контрольные мероприятия у получателей средств бюджета на предмет достоверности бухгалтерской и бюджетной отчётности, её соответствия показателям отчёта об исполнении бюджета.
В течение отчётного периода в рамках экспертно-аналитической работы были подготовлены заключения об исполнении бюджета за 1 полугодие и 9 месяцев 2011 года, в которых были отмечены отдельные недостатки в организации сбора и расхода средств, разработаны и даны рекомендации по их устранению. Эти рекомендации были в последующем использованы при внесении изменений в бюджет муниципального образования, а также при формировании проекта бюджета на 2012 год. Информация по всем вопросам в виде заключений и аналитических записок направлялась в соответствии с «Положением о контрольно-счётной палате» Совету муниципального образования.
Контрольно-ревизионная деятельность
В отчётном 2011 году проверками КСП была охвачена основная часть распорядителей кредитов муниципального образования. Объём установленных нарушений, как видно из вышеприведённых данных, вновь, как и в предыдущие годы, превысил среднегодовой уровень предшествующих лет, предыдущего 2010 года и составил 31568,1 тыс. руб.
Анализируя причины образования установленных в ходе проверок нарушений и недостатков в использовании средств, нужно сделать вывод, что суть и характер их продолжают оставаться теми же, что и раньше, что принимаемые меры ещё не обеспечивают полного устранения недоработок и что главной причиной возникновения нарушений, как и всегда, остаётся человеческий фактор, то есть отсутствие должной экономической, аналитической и организационной работы в этой сфере, бесконтрольность, низкая ответственность и спрос.
О характере установленных нарушений и принятых КСП мерах наглядно свидетельствует следующая таблица:
(тыс. руб.)
|
Установлено нарушений
|
Принятые меры по устранению
|
Всего
|
в том числе
|
|
Не эффект использ
|
Другие нарушения
|
Всего нарушений
|
31568,1
|
21785,6
|
9782,5
|
|
в том числе 1.Перерасход средств за счёт завышения цен продукты питания (ЦРБ,РОО)
|
2353,8
|
2353,8
|
|
Дано представление
|
2.Недопоставка продуктов питания против договора поставок (РОО)
|
98,7
|
97,8
|
|
Дано представление
|
3.Не используются средства для изучения показателя калорийности блюд (РОО)
|
102
|
102
|
|
Дано представление
|
4.Переплата субсидии по убыткам городской бани
|
19,9
|
19,9
|
|
Дано предписание, возмещено
|
5.Нарушения в расходах средств на питание детей в РОО, ЦРБ
|
5125,5
|
5125,5
|
|
Дано предписание
|
6.Не обоснованные нормами расходы средств на хоз.содержание учреждений РОО
|
9824,3
|
69,3
|
9755
|
Дано представление
|
7.Не оправданный нормами, неэкономный расход средств на энергообеспечение учреждений РОО и ЦРБ
|
14017,3
|
14017,3
|
|
Дано представление
|
8.Нарушения в оказании платных услуг ДЮСШ
|
27,5
|
|
27,5
|
Дано представление
|
По результатам проверок КСП были даны соответствующие представления в адрес проверенных учреждений и исполнительного комитета. Ход исполнения взят на контроль, запланированы дополнительные проверки на 2012 год.
Гласность в работе
Согласно «Положению о контрольно-счётной палате» она должна строить свою работу на принципах гласности. Руководствуясь этим, палата организует её, начиная с составления плана и кончая результатами проверок, открыто информируя об этом и согласовывая свои действия с Советом муниципального образования, с районными органами, ежегодно отчитываясь о её результатах на сессии Совета муниципального образования, информируя об этом и население района через печать и открытый палатой сайт. Организован приём посетителей и заявлений, в том числе и анонимно, через почтовый ящик и Интернет.
Свою работу в 2011 году КСП продолжала строить во взаимодействии со счётной Палатой РТ, контрольными органами соседних районов как РТ, так и Ульяновской области, а также с ревизионными комиссиями района. В ходе таких контактов происходил обмен методической и инструктивной литературой, опытом по организации работы и проведению проверок. Работа палаты, как и раньше, осуществлялась на регулярных контактах с организациями, исполняющими бюджет муниципального образования: финансово-бюджетной палатой, территориальным отделением департамента казначейства МФ РТ, федеральным казначейством, палатой имущественно-земельных отношений. Совместно с этими органами проводились тематические проверки, от них, а также от отдела экономики исполнительного комитета, районного органа статистики поступала оперативная информация по исполнению бюджета, состоянию и динамике развития экономики района. Совместно с МУ ЦБ и ЦБ ЦРБ продолжался вестись оперативный мониторинг эффективности использования средств бюджета по обслуживаемым ими учреждениям.
Работа КСП строится также на контактах с Советом муниципального финансового контроля и правоохранительными органами района.
Выводы, заключения по результатам деятельности КСП в 2011 году
Работа контрольно-счётной палаты в отчётном 2011 году организовывалась по плану, согласованному с членами Совета муниципального финансового контроля и утверждённому главой района, и была направлена на решение задач, поставленных перед ней требованиями устава муниципального района и положением о палате по обеспечению контроля на всех стадиях бюджетного процесса.
Результаты проводимых мероприятий с выводами, предложениями и рекомендациями регулярно представлялись Совету муниципального района в форме заключений на проекты решений, аналитических записок, информационных писем на имя главы района, руководителя исполнительного комитета, представлений в адрес проверенных учреждений.
Контрольные мероприятия проводились в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, что позволило обеспечить непрерывность цикла контроля за исполнением бюджета каждого года.
Упор в работе делался на профилактику нарушений бюджетного законодательства, предупреждения нецелевого и неэффективного использования средств и имущества муниципального образования. Работа велась совместно с другими участниками бюджетного процесса в районе, что позволяет за счёт координации и целенаправленной деятельности более успешно решать вопросы исполнения бюджета, наращивая доходы и добиваясь законного, целевого и более эффективного использования средств.
Вместе с тем результаты работы года показывают, что в деле организации бюджетного процесса имеют ещё место недоработки. Для их устранения, обеспечения более качественного исполнения бюджета 2012 года, по мнению палаты, необходимо:
- продолжить работу по созданию и обновлению нормативно-правовой базы по осуществлению бюджетного процесса в свете требований бюджетного кодекса и законодательства РФ и РТ;
- повысить оперативность и уровень экономической работы по анализу деятельности налогоплательщиков бюджета, укреплению налогооблагаемой базы, безнедоимочное поступление доходов;
- совершенствовать методологию, усиливать аналитическую работу по обеспечению улучшения использования и сохранности бюджета и имущества муниципального образования;
- разрабатывать и шире внедрять меры материального стимулирования работников за экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов;
- разрабатывать и осуществлять комплекс мер по оптимизации расходов за счёт внедрения передовых методов планирования и ведения расходов, более широкого использования нормирования.
Исходя из итогов отчётного 2011 года, палата намечает меры и ставит перед собой задачи по дальнейшему совершенствованию своей работы, более тесной координации её как с участниками бюджетного процесса муниципального образования, так и с контрольно-счётными органами поселений района.
Нет комментариев