Воспоминаниями о юности делится комсомолец 60-х годов
О комсомоле, как и о компартии, от историков, всякого рода аналитиков и экспертов сегодня можно услышать самые разные мнения.
Не хочу повторять их, поскольку для оценки роли в жизни общества этих организаций чаще всего используются только два цвета – черный или белый. Но это же в корне неверно: любая эпоха имеет свои плюсы и минусы. Наверное, не погрешу против истины, если скажу, что многие представители моего поколения с теплотой в душе вспоминают комсомольскую юность, ведь она стала школой взросления, подготовки к дальнейшей жизни. Вот и мне в канун столетнего юбилея комсомола хочется поделиться с читателями «Новой жизни» воспоминаниями о том незабываемом времени…
Анатолий САМАРКИН,
член ВЛКСМ с 1960 года.
Моя комсомольская биография началась, когда я пришёл в восьмой класс Юхмачинской средней школы (тогда Кузнечихинского, а ныне Алькеевского района). Членские билеты мне и моим одноклассникам на торжественной линейке вручала секретарь райкома Альбина Лаврентьева. Её в нашем городе хорошо знают: после упразднения Кузнечихинского района она многие годы проработала здесь на ответственных должностях. К слову, мы одно время жили по соседству, часто общались, вспоминали общих знакомых.
В девятом классе меня избрали секретарём комитета ВЛКСМ школы. Первичная организация была большой – свыше 200 человек. Сейчас сам удивляюсь, как справлялся с обязанностями, а ведь ещё в редколлегии школьной стенгазеты состоял, заметки писал. Но был сильный актив. Каждый добросовестно относился к выполнению поручений. Участвовали в художественной самодеятельности, выступали перед животноводами на колхозной ферме, каждое воскресенье организовывали диспуты, обсуждения литературных новинок и другие мероприятия. На первом плане, конечно, была учёба. Кстати, в последующем практически каждый из нашего класса, например, получил высшее или среднее специальное образование.
* * *
Даже к концу одиннадцатого класса я не мог ответить на вопрос: кем стать? Были мысли поступить в пединститут, но на какой факультет – физмат или филологический? Всё решил, как говорится, случай. В марте, когда я лежал в больнице после удаления аппендицита, к нам приезжали корреспондент «Новой жизни» и инспектор роно, чтобы подготовить газетный разворот об опыте работы нашей школы. Потом директор передал мне их пожелание после выпускных экзаменов приехать в редакцию. Со временем эти слова попросту выветрились из головы, но редакция напомнила, позвонив в правление колхоза. Пришлось поехать. Так решилась моя дальнейшая судьба. Я был зачислен в штат в качестве литературного сотрудника.
Пошёл в райком комсомола (он тогда находился на первом этаже в здании, где сейчас дом-интернат для престарелых и инвалидов) вставать на учёт. Встретила меня заведующая сектором учёта Юлия Курочкина. Потом ещё с кем-то поговорил. И как-то так получилось, что вскоре я оказался в числе активистов. Сказалось, видимо, и то, что я был самым молодым сотрудником в редакции и мне часто поручали писать материалы на молодёжные темы.
Первым секретарём райкома был Дамир Зарипов. На эту должность он пришёл из училища механизации. При знакомстве он показался мне несколько суховатым, редко улыбавшимся человеком. Но первое впечатление часто бывает обманчивым. Он часто общался с молодыми механизаторами, и они видели в нём не начальника, а грамотного специалиста – инженера-механика. Случалось, он мог засучить рукава и помочь, например, комбайнеру устранить ту или иную неисправность техники. А о его организаторских способностях говорит то, что в последующие годы он занимал ответственные посты в обкоме ВЛКСМ, обкоме КПСС, в аппарате Президента республики.
Долгие годы дружбы связывают меня с другим комсомольским вожаком – Магсумом Магзановым. Будучи членом райкома, а потом и членом его бюро, я практически каждый день общался с ним. К тому же несколько лет мы жили в одном доме, ходили друг к другу в гости. О нём можно сказать, что он для молодежи района был одновременно и формальным, и неформальным лидером, умеющим повести за собой, зажечь интересной идеей. Такое дано далеко не всем. Маленькая деталь. Маленькая, но весьма значимая. По вечерам в районном Доме культуры всегда бывало много молодёжи. Некоторые сорвиголовы не считали нужным даже головные уборы снимать. Но стоило в дверях появиться Магсуму, как всё менялось. Нет, он никому не читал нотаций – просто его все уважали.
* * *
По прошествии десятилетий вспоминаются многие события, участником которых мне довелось быть. Одно из них – безусловно, празднование 50-летия комсомола. Во всех первичных организациях прошли торжественные собрания, встречи с ветеранами и другие мероприятия. А кульминацией праздника стало театрализованное шествие по улицам города на центральную площадь. Было принято обращение к поколению, которое будет отмечать вековой юбилей комсомола. (В скобках замечу, что написать послание было поручено мне.) К сожалению, следы этого документа затерялись. А ведь сегодня было бы интересно и полезно его почитать.
При содействии отдела милиции была создана боевая комсомольская дружина (БКД). Желающих записаться в неё оказалось достаточно много, но отбор был строгим. Дружина, разбитая на группы по пять человек, дежурила на танцах, на массовых мероприятиях, на улицах, в парках. Тогда не было мобильников, но при необходимости пятёрка могла собраться за пятнадцать-двадцать минут, потому что она формировалась из тех ребят, которые жили в одном микрорайоне.
По примеру Казани организовали молодёжное кафе «Бригантина». Мы договаривались с работниками столовой, что раз или два раза в месяц они по вечерам предоставляют нам помещение. Заседания (так мы называли наши сборы) по очереди готовили первичные организации предприятий и учреждений. На них приглашали интересных людей, проводили викторины, организовывали различные игры, танцевали – в общем, отдыхали, общались. Порой на столах бывало и вино, но не припомню, чтобы случались какие-то серьезные эксцессы. Если кто-то выходил за рамки приличия, то в дальнейшем ему путь в кафе был заказан.
* * *
Говорят, молодость – это болезнь, которая быстро проходит без всякого внешнего вмешательства. Так оно и есть. И я не заметил, как пролетели комсомольские годы. Но я рад тому, что со многими сверстниками, с которыми тогда общался, участвовал в общественной работе, до сих пор поддерживаю добрые отношения. Комсомольская школа дала нам тот стержень, который помогает выстоять в любую стихию.
А закончить свои «мемуары» я хочу строками, которые написал почти полвека назад. Пусть они будут своеобразным поздравлением друзьям юности в связи с юбилеем комсомола.
Комсомол… Для меня это слово
Навсегда, навсегда, навсегда.
Им живу я и снова, и снова
Говорю я ему: «Не предам».
Не предам комсомольскую юность,
Не предам комсомольский билет.
Мне в дороге далёкой и трудной
Комсомола верней друга нет.
Я немало прошёл с комсомолом,
И немало ещё с ним шагать.
Мне мои комсомольские годы –
Как товарищ, как друг и как мать.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
ВКонтакте Одноклассники Telegram
Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.
Нет комментариев