Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Тема дня

Это было как будто вчера…

Встрече друг с другом они всегда очень рады. Общность интересов и взглядов в основном определяет то, что эти женщины - примерно одного возраста, а это значит, поговорить им есть о чём, тем более что у каждой в прошлом была война…

Лидия КОСТРУЛЁВА.
«НЖ».
В этот раз они собрались у Анастасии Петровны Бузукиной. Небольшая квартирка наполнилась возгласами, шутками, смехом, и как-то светлее и уютнее стало в ней от присутствия ветеранов Великой Отечественной с орденами и медалями на груди. Не виделись давно, немного изменились, хотя… возраст, наверное, не властен над ними. Конечно, головы седые, ходят в основном всегда, опираясь на подожки, но разве это так важно? Главное - молоды душой, настроены оптимистично, а этого им не занимать. Сказывается до сих пор боевая закалка…
Обменявшись первыми впечатлениями, немного пожаловавшись на недомогания и оценив у кого-то - новую стрижку, у кого-то - «химию» на голове и т.д., они начинают вспоминать, сравнивая своё прошлое с сегодняшней жизнью. А это просто немыслимо без того, чтобы не вернуться в войну, или в свою молодость, ведь она была как будто вчера…
До войны Анастасия Петровна работала воспитателем в Антоновском детском саде, Екатерина Павловна Иванова - кассиром на Балымерском мельзаводе. Так получилось, что служили они вместе, то есть были боевыми подругами. Ими остаются и сейчас.
-Повестки получили в апреле сорок второго. Не могу и сейчас без смеха и слёз вспоминать, как мы пошли на войну, - рассказывает Екатерина Павловна. - И подушки с собой взяли, и туфлишки всякие, а у нас всё это потом вытряхнули в казарме. До Казани добирались пешком трое суток, оттуда на поезде, в вагонах, которые называли «телячьими», нас отправили в Москву. Казарменное положение, двухъярусные кровати, солдатские матрасы, сапоги, обмотки - в общем, всё это было на первых порах непривычным. Выдали шинели, а мы в них «утонули»… Но постепенно привыкали к новой жизни...
После курсов молодого бойца подруги были определены в войска противовоздушной обороны, в дивизию аэростатчиц, стоявшей на защите Москвы.
-Я была командиром поста, - вспоминает Анастасия Петровна. - Девять девчат, десятый - моторист, а он - высокий, здоровый. Если нам всё было велико, то ему, наоборот, мало до смешного. Бойцам на десять дней выдавали по 200 граммов песка, так девчонки этот запас долго не держали и у него потом брали взаймы. А когда к нашему мотористу приехала жена с детьми, мы с девочками договорились и отдали им свою вечернюю норму перловки (знали, что они уже наголодались). До сих пор жалеем, что по какой-то причине не смогли угостить ребятишек шоколадом, который выдавали тем, кто не курил…
Аэростаты, которые они обслуживали, приходилось через всю Москву в буквальном смысле таскать на себе на завод для заправки и обратно в часть. Если ветреная погода, то удержать эти средства противовоздушной обороны очень сложно, их так и тянуло вверх. Особенно трудно, по словам бывших аэростатчиц, было преодолеть фрунзенский мост, где, видимо, потоки воздуха всегда концентрировались с особой силой.
Но как бы то ни было, а девушки старались выполнить свою задачу, преодолевали любые трудности. Кстати, служили они вместе с матерью Аллы Пугачёвой, о чём узнали во время одной из послевоенных встреч. И фотографии, на которых запечатлены все боевые подруги, хранятся бережно, как самые дорогие реликвии.
Александре Григорьевне Прохоровой 1 мая сорок второго года исполнилось 18 лет, а тридцатого числа того же месяца она уже была на казарменном положении. Вначале училась на радистку в областном Куйбышеве, или Самаре, затем прямой дорогой - на фронт. Судьбе было угодно, чтобы она оказалась в составе второго Украинского фронта в четвёртом Гвардейском Кубанском кавалерийском ордена Ленина, Краснознамённом ордена Суворова корпусе. С ним прошла, а вернее - проехала верхом на лошади Бессарабию, Румынию, Венгрию, Чехословакию.
-За моими плечами всегда находилась шестнадцатикилограммовая рация, - замечает Александра Григорьевна - ведь я была радист-морзист. Приходилось очень трудно… Однажды меня контузило, и какое-то время я не могла говорить. А когда попали в окружение, и не думали, что останемся живы! Кору деревьев ели, жёлуди, но выдержали. Не раз ходила в разведку, причём однажды нас уже считали погибшими. Мы же три дня просидели под носом у врага в укрытии под речкой, а потом взяли всё-таки в плен немца и вернулись целыми и невредимыми!
За это она была отмечена орденом Красной Звезды. Победу Александра Григорьевна встретила в трёх километрах от Праги, домой вернулась в августе сорок пятого. Она считает себя счастливой, и это действительно так, ведь даже то, что ей удалось выжить в той войне, - уже огромное везение и счастье. Кстати, впоследствии ей довелось побывать в местах, где воевала…
Орденом Красной Звезды награждена и Ольга Ивановна Грачёва, которая также помнит о войне всё до мельчайших подробностей.
-Я работала налоговым агентом в сельском Совете, когда началась война, - рассказывает она. - Сначала в Чебоксарах училась на телеграфиста, потом была направлена на третий Белорусский фронт. Мой боевой путь проходил по Калининской, Смоленской, Псковской областям, Белоруссии, Польше. Я соединяла обрывы связи, а это было очень опасно. Повидала многое. Однажды, например, каким-то чудом осталась жива, успев вовремя впрыгнуть в траншею. А подругу, Регину из Москвы, убило осколком от снаряда на моих глазах. И это не единственный случай, когда судьба оберегала от верной смерти. В окружении под Псковом мы, девять человек во главе с лейтенантом, уже мысленно попрощались с жизнью, но и тут нам повезло. Правда, все мы вскоре поседели…
Под Гомелем меня ранило в ногу и голову, но после госпиталя я опять вернулась в свою часть. Победу встретила под Кенигсбергом, однако домой возвратилась только в середине сентября: нас заставили гнать скот из Германии…
С особым чувством рассказывает Ольга Ивановна о том, как её встречали, - вся деревня Порфировка вышла навстречу, и отец, тоже поседевший после фронта, среди других…
Большую часть она работала в мирное время в системе торговли, Анна Григорьевна - в горпо, заготконторе, на пивзаводе, Анастасия Петровна - в райкоме партии, Елизавета Павловна - в профтех-училище, заготзерно, райсельхозхимии. В общем, за плечами у каждой ещё и большой трудовой путь, который также пройден более чем достойно. Большим уважением пользовались эти женщины в своих коллективах, а о любви близких к ним и говорить не приходится: каждая находится в окружении тепла и внимания. Жаловаться нечего, считают они, государство заботится о ветеранах. Но только нет, наверное, той меры, которой можно было бы измерить их вклад в дело Победы и отблагодарить за всё, что они в своё время сделали ради мира на нашей земле. Это сейчас они беспокойные, суетливые бабушки, а тогда были красивыми молодыми девчонками, которым не оружие в руках бы держать, а учиться, бегать на танцы… Но их позвала Родина на свою защиту, они откликнулись на этот зов и вместе со всеми выстояли, победили.
…Расставались участницы этой встречи ненадолго, ведь впереди самый любимый в их жизни праздник - День Победы, и они вновь соберутся вместе на центральной площади. Расходились, не забывая подшучивать друг над дружкой из-за того, что плохо видят, немного недослышивают, слегка прихрамывают. А было время… И они снова готовы вспоминать о своём прошлом, а значит, и о войне.
На снимке: (слева направо) Анастасия Бузукина, Александра Прохорова, Ольга Грачёва, Екатерина Иванова рады встрече друг с другом.
Фото Руслана Хамидуллина.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: к 9 мая