Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Судьбы людские

Трудности и невзгоды её не сломали

В 90-летний юбилей Назия Закирова вспоминает свой жизненный путь.

Жительница села Иске Рязап Назия Закирова отметила 90-летие. Ветерана поздравили глава Искерязапского сельского поселения Мансур Нугаев, председатель сельской организации ветеранов Флёра Хайрутдинова и работники культуры.

Мансур Нугаев пожелал Назие Исламовне бодрости духа и передал добрые пожелания президента страны Владимира Путина, главы района Фаргата Мухаметова, отдела социальной защиты и районной организации ветеранов, вручил подарки. Юбилярша осталась довольна таким вниманием.

– Ведь даже Путин поздравил, – с радостью сказала она.

Назия Исламовна, как и многие её сверстники, пережила и голод, и холод, и тяготы военного времени и послевоенных лет. 

– У нас не было детства, – вспоминает Назия Исламовна Закирова. – Когда началась война, мне семь лет только было. Детство своё только на работе и помню. Родилась я здесь, в Иске Рязап, росла в семье простого колхозника. Нас пятеро детей было. Двое ещё до войны родились, а трое – после. В школе только семь классов отучилась. Тогда платить надо было, чтобы дальше учиться. Ну, ничего. Дожила вот и до этих дней. Из родных сейчас в живых остались только двое.

И торфяники прошла мужественно

Все воспоминания Назии апы связаны с трудовыми вехами. Вот она, маленькая, помогает родителям в поле, вот военные годы, когда работы вдвое больше, чем обычно, потому что фронт снабжали. Через семь лет после войны, в 1953 молодую Назию завербовали и выслали в Московскую область, чтобы добывать торф.

– Торф нужен был как топливо, – продолжает рассказ Назия Исламовна. – Паровозы им топили, ТЭЦы, да много чего. Я на торфоразработки ездила четыре раза. Жили в дощатых бараках, спали на соломенном матрасе. Питание – хлеб и маргарин. Поэтому из деревни везли сушеный картофель. Уезжаем в марте, возвращаемся осенью. Заболоченная земля тяжёлая, все суставы болели, живот. Такие куски торфа, мокрые, надо ведь было поднять, унести. А сначала участок надо от деревьев очистить и кустов. Норма – 6-10 соток. Старались по 12 делать. Работали топором, лопатой. Рубишь эти заросли, а болотная жижа тебе в лицо брызжет. Да ещё комары одолевали, оводы. Топоры, пилы тупились, мы их сами точили. Как выдержали, не знаю. Молодые было. Терпели, конечно, ничего не поделаешь? Если сбежишь, оштрафуют. Или вообще в тюрьму посадят.

На родину вернулись с сыном

В 1958 году Назия апа вышла замуж за своего односельчанина Минрахима Минзакировича Закирова. Молодая семья покинула село и переехала в Кемеровскую область, где оба устроились работать на Прокопьевский известковый завод.

Там родился первенец Ильяс. Когда сыну исполнился год, Закировы отвезли его в деревню к бабушке. А в 1961 году вернулись и сами. Устроились на работу, и жизнь пошла своим чередом.

– Сначала Минрахим работал шофёром в школе, потом перешёл в колхоз, – рассказывает наша героиня. – На маслозавод молоко возил, а на ферму – доярок на смену. А я пошла на кирпичный завод. Но ещё подрабатывала  в яблоневом саду и в колхозе. Вместе со мной работали старшие колхозники. Это Малика Каримова, супруги Оркия и Хабибулла Зайдуллины, Рахима Сабирзянова, Фахри Шакирзянова, моя мама Гылемниса Вафина. Работали очень дружно, помогали друг другу всегда. Много трудностей мы в жизни видели, но ничего, до преклонных лет дожили, слава богу. Молодёжь вот сейчас работы боится. На фермы работать не идут, в сельском хозяйстве одни ветераны остались. А хотелось бы, чтобы и молодые работы на земле не боялись. Трудности, они ведь только закаляют. Сразу цену жизни знаешь.

Дети дают силу к жизни

Жизнь свою Назия апа вспоминает с благодарностью. Троих сыновей вместе с мужем вырастили, жили в любви и согласии, поддерживали друг друга и все невзгоды и трудности вместе переживали. Говорит, что сейчас, в старости, живёт хорошо.

Правда, двойное горе постигло эту стойкую женщину. В возрасте 62 лет скончался её любимый муж, а затем Назия апа схоронила двух сыновей. В 54 года умер средний сын Ильтузар, в 62 года – старший сын Ильяс, который был передовым механизатором сначала в колхозе, а затем в крестьянском фермерском хозяйстве Дамира Хамидуллина. Работал он на тракторе, но, если надо, и за штурвал комбайна садился.

Назия апа и эти потери с достоинством пережила и сейчас, в преклонном возрасте, по-прежнему горячо любит жизнь. Сегодня она живет с младшим сыном Зуфаром и невесткой Зульфией. Дети обожают мать, и ей есть, для кого жить.

– Зульфия мне дочь, а не невестка, – с улыбкой говорит Назия Исламовна. –  36 лет в мире и согласии живём.

Невестка тоже души не чает в свекрови. Говорит, что любит её, как родную мать.

– Назия апа очень ласковая, общительная, отзывчивая, очень старательная, деятельная, – с нежностью говорит Зульфия. – И очень сильная. Никогда не боялась ни мужской, ни женской работы. И теперь ничего не боится. Пусть только будет здорова и подольше поживёт. Потому что мы не представляем, как мы без неё будем.

(Материал подготовлен при участии председателя ветеранской (пенсионерской) организации с. Иске Рязап ФЛЁРЫ ХАЙРУТДИНОВОЙ).

Кстати:

В Иске Рязап уже не осталось участников Великой Отечественной войны. Только двое тыловиков. Но живут в селе 64 ребёнка войны, и сельчане всегда им помогают, чувствуя неоплатный долг перед ними, теми, кто помогал в укреплении мира, будучи совсем детьми. Не забывают в Иске Рязап и односельчан, участвующих в СВО. В помощь им были собраны деньги, средства, закуплены продукты, снаряжение, готовая маскировочная сетка.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев