Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Образование

Математика – предмет особый

Текущий учебный год в Татарстане, как известно, был объявлен годом математики, что далеко не случайно. Поводом к этому послужило и то, что результаты единого госэкзамена по этому предмету оставляют пока желать лучшего. А отсюда вытекает необходимость подтянуть уровень преподавания математики.

Надежда ИЛЬДАРХАНОВА,
директор Болгарской средней школы №1.
Математика - один из сложных основных учебных предметов. Потому, наверное, и отношение к тем, кто преподаёт его, всегда было особым - уважительным и, я бы даже сказала, почтительным. За годы моей учёбы и работы я не переставала удивляться терпению, настойчивости, высокому профессионализму большинства из них. Многим пришлось пережить тяжёлые годы войны, трудное послевоенное время, совпавшие у кого-то - с детством, у кого-то - с юностью, у кого-то - с напряжённой работой в школе, связанной с большими трудностями. Они умели их преодолевать, отдавая все свои силы и тепло сердец любимому делу, ежедневно убеждая своих учеников в необходимости получить хорошие знания по своему предмету. Многих из тех математиков, кого я хорошо знала, уже нет в живых, но память о них хранят страницы пожелтевшего школьного альбома.
Сергей Аркадьевич Харитонов… Учителем математики и физики в Куйбышевскую среднюю школу он был назначен в 1953 году. Высокий, строгий, немногословный - один его вид заставлял даже самых неусидчивых учеников успокоиться и внимательно слушать учителя. Его преподавательская деятельность началась ещё до войны, в 1938 году, когда он был назначен учителем математики одной из школ Чистопольского района. В 1940 году выбыл, как свидетельствует запись в трудовой книжке, на службу в армию, а через год с небольшим началась война.
Вспоминать о ней он не любил, и мы его понимаем: пережить это нелегко. Вскоре после возвращения, то есть в ноябре сорок пятого года, он снова был назначен учителем математики в среднюю школу Затона имени Куйбышева.
Что можно сказать о нём как об учителе? То, что он уделял большое внимание работе по сплочению ученического коллектива, что умел находить язык понимания, доброго общения. И, конечно, всегда воспитывал у ребят стабильный интерес к познанию, в том числе и к своему предмету. А как умел разрядить доброй шуткой обстановку на уроке!
Ещё один участник войны - Сергей Ганеевич Закиров. Родился в селе Ямбухтино тогда Куйбышевского района. В 1940 году также был призван в армию, а с начала войны был на фронте.
В 1945 году стал преподавать в Тетюшском педагогическом училище, с 1954 года - в Куйбышевской средней школе №1. Это был прекрасный математик, хорошо знающий и любящий свой предмет. Человек, обладающий чувством юмора, умеющий найти подход к каждому ученику, он умел расположить к себе любого, и не случайно в коллективе Сергей Ганеевич пользовался большим уважением.
Александра Николаевна Никифорова преподавать математику в Куйбышевской средней школе стала в 1953 году (до этого четыре года работала в Затонской школе). Директором в те годы был Соломон Лазаревич Митрополитанский. Вспоминая те годы, Александра Николаевна говорит: «Работать под руководством такого талантливого руководителя было интересно и легко. Тем более что в пятидесятые годы в школу пришли молодые учителя. Коллектив был очень дружный…»
К всеобщему признанию и непререкаемому авторитету Александра Николаевна, я бы отметила, прошла путём ежедневного кропотливого труда. Её высокая самодисциплина, беспокойный нрав и чувство ответственности позволяли работать с полной отдачей сил, того же она требовала от своих учеников. Учащиеся хорошо знали свой предмет, а родители были спокойны за своих детей.
В школе она справедливо считалась одним из увлечённых учителей, специалистом высокой квалификации, обладающим глубокими знаниями и отлично владеющим методикой преподавания.
После окончания в 1945 году десятого класса Анфиса Павловна Кострулёва поступила в Елабужский учительский институт. Окончив его, получила направление в наш район: в 1948 году она уже вела математику в Куйбышевской средней школе. Все годы, до самого выхода на заслуженный отдых, Анфиса Павловна работала с душой и огоньком. Для повышения эффективности урока использовала различные памятки, математические диктанты, наглядность. На её занятиях скучать не приходилось, все всегда были заняты работой.
Мимо внимания Анфисы Павловны не проходил ни один поступок учащихся - ни положительный, ни отрицательный. На всё она реагировала очень тактично, грамотно. Ко всем детям относилась очень справедливо, за что пользовалась их любовью и уважением родителей.
Учителем математики в Куйбышевской средней школе Нина Григорьевна Марюхова начала работать в 1956 году. Душевная и творческая щедрость, преданность делу, влюблённость в свою работу, самоотверженная трудовая деятельность, доброжелательность и человечность - всё это вызывало искреннее уважение у её коллег. Не могу не сказать о том, что Нина Григорьевна была моим классным руководителем, очень чутким, добрым, внимательным. Она ценила дружбу, стараясь поддерживать в коллективе доброжелательную атмосферу.
Нина Григорьевна награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда».
В Елабужском пединституте училась и Тамара Николаевна Кобелева, которая также начала педагогическую деятельность в Куйбышевской восьмилетней школе. Уроки математики проводила интересно, в доступной для каждого форме. К детям была очень добра, но в то же время и требовательна. Её умение подобрать ключик к каждому, зажечь и повести ребят за собой достойно высокой похвалы. О ней всегда очень тепло отзывались её ученики.
Борюшкина Нина Ивановна сначала закончила Куйбышевское педучилище, потом - Казанский педагогический институт. Преподавала свой любимый предмет - математику в Антоновской, Никольской школах, причём, возглавляла эти коллективы. А в 1979 году была назначена директором нашей школы. Глубокая порядочность, ответственность, увлечённость профессией создали Нине Ивановне авторитет и уважение.
Её уроки отличались высоким научно-теоретическим и практическим уровнем, нетрадиционными подходами, чёткой организацией. Большое внимание она уделяла развитию логического мышления, самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся. Мне кажется, скучающих на её уроках никогда не было, все сорок пять минут ребята работали активно. Высокая требовательность, строгость наряду с уважением к каждой личности и учеников, и учителей характерно для Нины Ивановны. Её трудовая деятельность оценена по заслугам: она награждена орденами «Знак почёта», Трудового Красного знамени, значком «Отличник народного просвещения».
Только доброе могу сказать и о Наталье Ивановне Карповой. Родом она была из Казахстана, где и начала трудовую деятельность, окончив Карагандинский университет. Так получилось, что судьба забросила её в наш город, а наша школа стала для неё родной.
Не считаясь с трудностями, не жалея своего личного времени, она отдавала все свои знания, душевное тепло, заботу и любовь ученикам. И они относились к ней с большим уважением и любовью. Она была другом не только для ребят, но и для родителей.
Вот такие замечательные математики работали в нашей школе, в стенах которой каждый оставил частичку своего сердца. И все лучшие традиции, заложенные нашими ветеранами, мы продолжаем сегодня.
У каждого учителя - свой жизненный путь, своя школа, но порой судьбы людей всё же очень схожи. Объединяет их многое. Например, время, в котором выпало жить, творить, создавать семьи, растить детей, или малая родина, или коллектив, где трудятся долгие годы. Учителей к тому же объединяет и предмет…

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев