Нина Столярова: «Это было замечательное время!»
Эти слова не раз повторила ветеран районной типографии, отдавшая своей работе 36 лет.
Вся жизнь Нины Андреевны тесно связана с полиграфией. Окончила у себя на родине (в Самарской области) издательско-полиграфическое училище, после чего была направлена в одно из училищ Хабаровска, где обучала ребят. А спустя некоторое время волей судьбы попала в Болгар, откуда родом был муж Владимир. Наниматься на работу пришла в типографию.
Как будто это было вчера
В районной типографии, делившей с редакцией газеты «Новая жизнь» одно здание, трудилось тогда 24 человека. С того момента, как Нина Андреевна переступила порог, прошло уже более пятидесяти лет, но этот день она помнит, как вчера.
– Приняли меня очень хорошо, по-доброму. Руководил типографией Пётр Васильевич Растрёмин. Человек ответственный и в то же время понимающий. Меня определили к линотиписткам. Тогда их трое в цеху работало: Фая Юсупова, Нина Тимофеева, Рая Ферафонтова. Три печатницы было – Люда Широкова, Валя Шумилина, Надя Абрамова, а в наборочном цехе работали Галя Черникова, Анна Кузьмичёва, Нурлиза Залилова, Земфира Казакова, Валя Краюшкина. Кто-то потом уволился, на их места пришли Нина Шинкарёва, Настя Яруллина. Года три я работала на линотипе, а потом перешла в наборочный цех. Стала набирать татарскую газету. Языка не знала совершенно, но меня это ничуть не смущало. Работу свою очень полюбила. Сначала одну полосу набирала, потом и все четыре. Платили хорошо – 60 рублей зарплата была. По тем временам – неплохие деньги. С особым теплом вспоминаю сейчас редакторов татарской газеты – Абдуллу Бикмаметова, Абдуллу Давлетшина. С ними было очень приятно общаться и работать.
Спрос был строгий
– Газету делали иной раз до глубокой ночи. Дети тех, кто работал в типографии, выросли, можно сказать, в наших цехах. А куда девать малышей после сада было? – вспоминает Нина Андреевна. – Выше своих личных интересов ставили производство, газету. Но в жизни всякое бывало. Как-то задержали выпуск номера: сверстали и отпечатали только на следующий день. Что было! Вызвали меня «на ковёр» в райком партии. Один из сотрудников говорит: «Кызым, каждое утро у меня на столе должен быть свежий номер газеты. Запомни это!». А как не помнить, когда за провинности на работе увольняли, лишали партбилета. Это позор был! Боялись люди. Это сейчас всем всё по боку.
«Экран» – в первую очередь
В неделю типография печатала три четырёхполосных номера районной газеты. Кроме того, множество бланков, производственных журналов и другой полиграфической продукции. Время от времени в установленный и привычный ритм работников типографии вторгались партийные работники с требованием отпечатать «Экран». Это такие информационные плакаты, в которых до рядовых граждан доносились сведения о курсе коммунистической партии, направлениях работы.
– Придут из райкома, несут «Экран», а мы в это время «районку» печатаем. И что вы думаете? Именно «Экран» начинали печатать в первую очередь. И попробуй хоть одну ошибку допустить! Они и краску могли для печати поменять в процессе издания: давайте, мне, мол, красную. Девчонки плакали, начинали отмывать оборудование.
Успевали везде
– И в типографии, и на общественных работах успевали: обочины обкашивали, на заготовке кормов работали, на прополку свёклы ездили. Как в анекдоте: «Партия сказала «надо», комсомол ответил – «есть». Но, знаете, здорово было, весело. Молодые все были, энергичные, никакой работы не боялись. Мы и отдыхать умели как следует: в лес на лыжах ходили, в походы. На митинг, демонстрацию праздничную – опять всем коллективом, да ещё и ребятишек своих брали. Это было замечательное время!
Вредное производство
Работа в некоторых цехах типографии считалась вредной. В производстве использовали свинец, олово и сурьму. Наборщицы и линотипистки, конечно, слышали об опасности этих веществ, но никто не предавал этому большого значения.
– Чего там, мы со ртутью, которая тоже была в цехе, играли: собирали голыми руками, переливали. Надоело – в подпол веником заметали. Вытяжка в цеху работала слабо. Всё, что находилось рядом с нами (пары ртути, например), так или иначе, попадали в организм. Что сказать, глупенькие были. Никто тогда ничего и не знал, – делится Нина Андреевна.
С возрастом работа с вредными веществами сказалась на здоровье – в последние годы у ветерана развился серьёзный артрит. Есть и другие сотрудницы, здоровье которых очень сильно подкосилось после работы в типографии.
Дыхание оптимизации
Нина Столярова прошла в районной типографии длинный путь: от линотипистки до руководителя. Более 20 лет она возглавляла типографию. Причём в самые сложные девяностые годы тотального дефицита. Несмотря на это, коллективу удавалось выполнять и перевыполнять планы. Но время и оптимизация внесли свои коррективы.
– В девяностые годы редакция приобрела ризографы, и газету они стали печатать самостоятельно. Вскоре редакция вообще переехала в другое здание. Постепенно заказов становилось всё меньше. А потом наверху приняли решение: типографию закрыть. От прежнего коллектива у нас осталось всего 9 человек, к моменту закрытия в 2005 году и вовсе двое. Я, хоть и доработала до пенсии, переживала за типографию.
Утешением для неё стали семья: муж, дети Елена и Алексей и уже подросшие внуки. А ещё – многочисленные фотографии и воспоминания. Добрые, светлые.
- Всё-таки, мы хорошо работали. Душевно, есть что вспомнить. Жаль, многих нет уже в живых, жаль…
Ветеран печати Нина Столярова:
– После того как нашу организацию в 2005 году закрыли, не могла ходить в ту сторону, где стояла типография. Здание быстро продали, часть распределили под жильё. И очень больно было наблюдать за этим процессом нам, проработавшим в типографии десятки лет, тем, кто там, можно сказать, вырос.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
ВКонтакте Одноклассники Telegram
Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.
Нет комментариев