Александр Храмков: «Не школа, а жизнь учит…»
Несмотря на возраст (вскоре Александру Лукичу исполнится девяносто лет), он не поддаётся ни прожитым годам, ни болячкам.
По-прежнему старается держаться бодрячком, а о своей нелёгкой судьбе рассказывает без сожаления. Даже шутит: «О моей жизни можно книги уже писать».
Вместо школы – поле и хлыст
Как и всем детям, родившимся в селе Болгары перед войной, учиться в школе Александру Храмкову почти не пришлось. В первый класс пошёл восьми лет от роду, а, учась во втором, уже пас колхозную скотину на полях.
– Выгоняли скот на пастбище в апреле и пасли до октября, как белые мухи полетят. То есть я два месяца учёбы весной пропускал и два – осенью. Так и третий класс закончил, а потом всё, баста, в 11 лет взяли меня на местный промкомбинат. Спички делать. Так вот мы всю войну спички и делали. Там же я научился с деревом работать – мастерили столы, лавки, табуреты. В 14 лет мне присвоили шестой разряд столяра, – не без гордости отмечает Александр Лукич.
К тому времени закончилась война, четыре страшных года голода, холода и вшей. Правда, даже после этого сельским жителям было нелегко. Семья Храмковых рано осталась без отца – он погиб в январе 1941 года. Александру приходилось помогать и матери, и младшей сестре Антонине, родившейся инвалидом. Недоедали тогда страшно. В поисках другой работы молодой человек подался на сторону. И вскоре устроился на судоремонтную базу Затона имени Куйбышева.
Здесь будет город заложён
Александру Лукичу посчастливилось стать свидетелем того, как на новом месте закладывали Куйбышев (ныне Болгар). В 1949 году, работая на судоверфи, отпустили его в отпуск. Пароход их стоял чуть ниже Сталинграда (с 1961 года – Волгоград), поэтому в родное село возвращался в течение нескольких суток. А дома – гости: два инженера из Казани. Они готовили проект города, размечали на бумаге, а потом – на местности будущие улицы, производственные объекты.
– Так вы, значит, Куйбышев с первых колышков помните?
– Выходит, так.
– А что здесь раньше было? – указываю рукой на улицу Гордеева, на которой живут сейчас Храмковы.
– Поля были горчицей засеяны, а дальше – пшеницей, рожью. Здесь же колхоз раньше был, назывался «Красный болгарец». Хорошее хозяйство, крепкое, работа всем была. Уже потом, когда стали переносить дома из старого города, места для сельхозугодий не осталось.
На службу – в Германию
Служить Александру Храмкову пришлось не где-нибудь, а в самой Германии. В армию, причём, попросился сам. С двумя такими же, как он, мальчишками пришли в поселковый Совет и объяснили, что, мол, хотим Родине служить. А через некоторое время пришли им повестки из военкомата.
Прошли в Самаре учёбу, а потом – в Германию. По прибытии эшелон расформировали, а Александр попал в одну из дивизий, стоявших под городом Бриц. И вновь – обучение, подготовка. В конечном итоге парню была присвоена специальность дальномерщика. При помощи стереоскопа он определял дальность до объекта (например, самолёта в небе) и передавал координаты наводчику орудия. Справлялся со своими обязанностями он так хорошо, что замены ему не было. Оттого не сразу отпустили в положенный отпуск. А за отличную службу его отметили значком «Отличник ПВО».
И в горе, и в радости
Вскоре после возвращения из армии Александр Храмков женился. Взял девушку из своего же села, с которой был знаком с самого детства, – Марию. Зажили в доме с матерью и сестрой, а потом им Александр Лукич построил отдельный небольшой кирпичный домик. Свой же, на улице Мухамедьяра, расширили и благоустроили. И это было весьма кстати, ведь семья Храмковых быстро разрасталась – друг за другом народились Анатолий, Владимир, Таисия и Марина. Родители работали на производстве, да и дома успевали наводить порядок, строиться, держали целый двор скотины.
Мария Афанасьевна тоже прекрасно помнит, как закладывался наш город. Тем более, что сама принимала в этом участие, работая на стройке универмага, а позднее – здания почты. Живут в памяти воспоминания и о том, как возрождали музей-заповедник. Храмковы прожили в селе Болгары всю жизнь, но потом всё же решили переехать, сменив дом на квартиру. Здоровье уже не позволяло ухаживать за домом, засаживать огромный огород. И теперь они – владельцы просторной трёхкомнатной квартиры в доме по улице Гордеева.
Не так давно, кстати, в марте, Храмковы отметили 65-летний юбилей совместной жизни. Вот сколько лет прожили супруги, деля на двоих и горе, и радости!
-- Четверо внуков у нас и семь правнуков. Значит, не зря жили, -- делится сокровенным Мария Афанасьевна.
На борьбу с пожарами
Нужно сказать, что семья Храмковых не так давно отмечала ещё одну праздничную дату в календаре – День пожарной охраны (30 апреля). Александр Лукич в прошлом – сотрудник пожарной охраны, боец пожарного караула. Отсюда и на заслуженный отдых уходил. Работники пожарной охраны не забывают своего ветерана, посещая его в памятные даты и праздничные дни. Вспоминать в этот день хочется только о хорошем. Но в нелёгкой службе светлых моментов было мало. Огонь, пожар, страх, чьи-то слёзы. Вспоминает Александр Лукич, как три дня боролись с пожаром в районном Доме культуры, в жилых многоквартирных домах. Не всегда удавалось выйти из этой борьбы победителями, но пожарные всеми силами старались унять огонь, не допустить его распространения.
Всегда и везде старался работать не за стыд, а за совесть, – говорит он. – Профессий немало освоил. Спрашивала с меня жизнь строго, но и научила многому. Чего и другим желаю…
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
ВКонтакте Одноклассники Telegram
Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.
Нет комментариев