Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Затопленный город

Спасский (Куйбышевский) Затон

История одного посёлка.

«Новая жизнь» продолжает информационный проект «Затопленный Спасск-Куйбышев», Сегодня мы расскажем об одном из ключевых поселений затонувшего города – Спасский (или Куйбышевский) Затон.

Знаем, что живы ещё в Спасском районе жители, для которых наши материалы – ожившие воспоминания. Надеемся, что есть и те, кому важна история этого значимого и непростого периода в жизни родного края.

Вплоть до 1950-х годов небольшое поселение Спасский Затон, которое располагалось ближе к устью реки Бездна примерно в 11 км от города, было единственным рабочим посёлком в Куйбышеве-Спасске. Основали его в 1842 году как посёлок при зимней стоянке судов и ремонтных мастерских. А в 1879 году его посетил морской министр России, великий князь Константин Николаевич, который приходился братом императору Александру II.
В 1882 году, во многом благодаря визиту князя, в Спасском Затоне построили первый быстроходный пароход «Фельдмаршал Суворов» – самый быстрый пароход на Волге.

До революции
В одной из казанских газет за 1892 год сообщалось: «Спасский Затон представляет из себя очень красивое поселение, такой вид ему придают как местоположение, так и постройки и их распланировка. При въезде в Затон с пароходной пристани находится небольшая, но изящная церковь, далее следуют группы построек, предназначенных для мастерских, потом идёт правильная улица, на которой возвышается обширный двухэтажный училищный дом».
В начале 20 века Спасский Затон во время зимовки свободно вмещал до 30 судов. В народе залив был известен также под названием Берёзовая Грива.
Посёлок на берегу в то время представлял из себя фабрично-заводское селение, в котором проживало уже до трёх тысяч человек. Здесь, кроме училища, были больница на 10 кроватей, пароходная пристань общества «Кавказ и Меркурий» и Николаевский судостроительно-механический завод, на который спасские кустари сбывали смолу и уголь. Река Бездна была тогда судоходной только в весеннее время от устья до города Спасска.

Новая власть
После революции 1917 года судоремонтный завод национализировали. В Спасском затоне продолжали зимовать десятки судов, построенных ещё в царские времена. На новые пароходы у советской власти средств не было. В путеводителях за 1929 год писали, что первой пристанью на левом берегу после устья Камы были Переволоки, а в весеннее половодье их затопляло водой, и пристань переводилась в Спасский затон. В том же году завод здесь решили закрыть, ему не нашлось места в планах первой пятилетки. Самое ценное оборудование при ликвидации предприятия смазали, уложили в трюм баржи и затопили. Рабочие начали массово разъезжаться из посёлка Спасский Затон, разбирая и увозя на новое место свои дома.
Однако уже через год инженера Г.Н.Иософовича, инициатора закрытия завода, обвинили во вредительстве, а предприятие решили восстановить.

Реклама

Возрождение


Тогда достали со дна затопленную баржу с оборудованием, завезли новые станки, вернули самых квалифицированных рабочих. Завод назвали в духе времени – «Красный котельщик», – и причислили его к Наркомату речного флота СССР. Но в 1935 году районный центр Спасск переименовали в Куйбышев, и «Красный котельщик» стал соответственно заводом имени Куйбышева, а посёлок на берегу залива – Куйбышевским Затоном.
Пассажирские суда на заводе уже не строили. Здесь начали выпускать сухогрузные баржи, буксирные пароходы, плавучие краны, шаланды.
В Куйбышевском Затоне было построено и отремонтировано более сотни судов различного назначения. Кроме того, завод производил по заказам других предприятий паровые котлы, домкраты, культиваторы, запчасти к сельскохозяйственной технике, выполняя частично функции районной МТС.
И ещё в затоне обосновалась крупная база нефтеналивного флота: здесь ремонтировались и зимовали баржи и буксиры, перевозящие нефть из Баку по Волге в северные города России. Во время Великой Отечественной войны завод по заказу военного ведомства производил детали корпусов для бомб и перестраивал пароходы в боевые канонерские лодки.

Конец эпохи
В 1954 году, в связи со строительством Волжской ГЭС и предстоящим затоплением, было принято решение перевести Куйбышевский Затон вместе с заводом и пристанью на правый берег Волги, в залив у села Кирельское, где он под тем же названием располагается и сегодня. Жилые дома перевозили зимой по льду.
Прощальный пароходный гудок прозвучал здесь 27 июня 1956 года, это был последний рабочий день завода имени Куйбышева. Уже в июле место, где располагались цеха и жилые строения Куйбышевского Затона, поглотили воды Куйбышевского водохранилища.
А в весеннее половодье 1957 года река затопила все окрестности, и этот удивительный уголок нашего края, оставивший заметный след в российской истории, ушёл безвозвратно на волжское дно.

Кстати
Отголоски того времени дошли и до наших дней. Сегодня в селе Куралово можно увидеть наследие затонувшей цивилизации. Мост в кураловском заливе на Волге построен в 1908 году. Когда-то их было построено три взамен старых деревянных. Два из них были по тем временам самыми большими на Волге.

(По материалам книги Евгения Бурдина «Спасск (Куйбышев). Были и легенды старого города»).
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

2
X