Война оставила в сердцах людей, переживших это тяжёлое время, незаживающие раны. С болью, грустью и одновременно с гордостью за свою страну, за поколение, выдержавшее все испытания, вспоминают ветераны сегодня те годы.
Рашит Салимов, ветеран войны и труда (с. Иске Рязап):
- Мне не было ещё и восемнадцати лет, когда пришлось встать на защиту Родины. Уже после четвёртого класса начал я трудиться в родном колхозе. И стадо пас, и в других делах помогал взрослым. Но больше всего мне нравилось плотницкое дело, от которого получал настоящее удовольствие. Хотелось, конечно, учиться дальше, но нужда заставила оставить школу. Так поступали многие, ведь прокормить большую семью было очень тяжело. В пятнадцать лет я уже своими руками делал стулья и столы, несложную кухонную мебель и другие необходимые в быту вещи.
Война резко изменила нашу жизнь. Помню, 22 июня нашу бригаду плотников послали ремонтировать летний лагерь для животных. Ближе к обеду на лощади приехал председатель колхоза и сообщил о том, что на нашу страну напала фашистская Германия. На глазах у многих появились слёзы, но тогда ещё никто не мог предполагать, что нас ждёт впереди...
Уже на следующее утро многих односельчан проводили на войну. Село опустело, женщины и подростки заменили мужчин. Мне, например, пришлось трудиться и в поле, и на току, и на ферме, и на других участках колхозного производства. Почти всё, что производили, отправляли на фронт. А 10 января сорок третьего года почтальонка принесла повестку и мне.
В ту зиму стояли жгучие морозы. По дороге в Кузнечихинский райвоенкомат, куда нас, тридцать трёх искерязапцев, повезли на лошадях, мы чуть не замёрзли, хоть и одеты были хорошо. Привезли нас в Буинск, откуда в товарных вагонах отправили в направлении Чебоксар. Из-за аварии состав несколько дней стоял в пути. А затем был долгий путь через всю страну на Дальний Восток, куда мы ехали целый месяц...
Служил я в 62-ом железнодорожном батальоне, был рядовым солдатом. Вместе с другими бойцами обслуживал американские вездеходы, ремонтировал различную военную технику, прибывавшую с фронта. Наш батальон несколько раз поднимали по тревоге и отправляли на передовую. Правда, непосредственно в боях не участвовал, но всегда мы были начеку, в любой момент могли дать отпор японским самураям. В годы службы довелось побывать в городах Бикин, Мешань, во Владивостоке, Ворошиловске. Удостоен многих боевых наград.
Вернулся в родные края в марте сорок восьмого года. Несколько лет трудился в школе, затем плотником в Ташкентском гортресте, потом снова вернулся в родное село. Я прожил долгую жизнь (мне исполнилось девяносто два года), но в душе всегда остаюсь солдатом и очень хочу, чтобы не было войн на нашей земле...
Бадар Шабанова, вдова участника Великой Отечественной войны, труженица тыла (с.Аграмаковка):
- Я и мои родители родом из Татарской Тахталы, но потом мы переехали в Никольское. Перед войной родители работали в конезаводе, и, казалось, ничто не предвещало беды. Но день 22 июня неожиданно для всех принёс печальную весть.
Мне тогда было двенадцать лет. С того дня и обрушились на всех трудности. Папу сразу забрали на фронт, а вскоре пришла похоронка. Внезапно умерла и мама. И остались мы с двухлетней сестрёнкой Аминой сиротами. Нас взяла к себе бабушка, которая жила с сыном, снохой и их детьми. Что и говорить, семья была большой, поэтому всегда приходилось работать. На подворье была живность, за которой я тоже ухаживала. И очень рано стала работать в колхозе. Не передать словами, сколько пришлось пережить всем, и взрослым, и нам, детям! С замиранием в сердце слушали мы по радио сообщения о продвижении фашистских захватчиков в глубь нашей Родины. Разговоры между людьми только и сводились к этому, все жили ожиданием Победы. А сколько людских жизней и судеб искалечила война! Пусть такое никогда больше не повторится…
Валентина Гриненко, пенсионерка (г.Болгар):
- День начала войны - скорбная дата в жизни нашей страны, ведь нет такой семьи, которой бы ни коснулась она своим чёрным крылом.
Мои родители пережили все ужасы и невзгоды того времени. 22 июня - день рождения моей мамы, ветерана педагогического труда Гордеевой Антонины Петровны. Родом она из Молостовки, а папа, Михаил Васильевич, - из Трёх Озёр. Оба до войны учились в Куйбышевском педучилище, после папа поступил в Кемеровское высшее военное училище. Закончил его в мае 1941 года, а осенью они поженились. Правда, вместе были недолго - весной сорок второго папу отправили на фронт.
Он был командиром 858-ой роты Брянского фронта. Фронтовой пусть старшего лейтенанта Гордеева оказался недолгим: в 1943 году из-за множества ранений, в том числе из-за ампутации стопы, он был демобилизован. И в свои 26 лет папа стал инвалидом второй группы.
Кадровый офицер, разносторонне развитый человек, он во время войны был директором школы. Но у него всегда было желание учиться дальше, и потому он (кстати, без труда) поступил в Казанский университет на юридический факультет. Однако в 1947 году его не стало: папа умер в 29 лет от крупозного воспаления лёгких. От ранений его организм был ослаблен, и он не смог преодолеть эту болезнь. Вот такой след оставила в нашей семье война.
В нашем семейном архиве бережно хранятся фотографии моих родителей, документы и даже вырезка из районной газеты сорок пятого года: в небольшой заметке, подписанной моим отцом, рассказывается об односельчанах, ударно работавших на производстве. И это - тоже память о близком, дорогом мне человеке.
Нет комментариев