Когда-то в школе вслед за литературным персонажем мы часто повторяли популярную фразу о том, что в жизни всегда есть место подвигу. Тогда нам казалось, что подвиги можно совершать только на войне или в схватке с опасным преступником, и как-то в голову не приходило, что настоящий герой нашего времени живёт рядом...
Когда-то в школе вслед за литературным персонажем мы часто повторяли популярную фразу о том, что в жизни всегда есть место подвигу. Тогда нам казалось, что подвиги можно совершать только на войне или в схватке с опасным преступником, и как-то в голову не приходило, что настоящий герой нашего времени живёт рядом и совсем не похож на отважного бойца, способного дать отпор преступнику или врагу... Этот человек - Владимир Яковлевич Петряев, мой близкий друг, на котором более 40 лет держится культурная жизнь села Три Озера Спасского района Татарстана. Столько же существует здесь уже ставший легендарным ансамбль «Славяне», художественным руководителем которого он является все эти годы. А героем я его считаю потому, что мой друг - инвалид первой группы, почти всю сознательную жизнь прикованный к инвалидной коляске, но то, чего ему удалось добиться в жизни, вряд ли под силу даже здоровому человеку...
Николай МАРЯНИН, поэт и краевед
Заветное крыльцо
Мне было лет шесть, когда родители переехали в новый дом на улицу Садовую в селе Три Озера. В соседях у нас оказалась семья Петряевых - дядя Яша, тётя Лиза, их дочь Галя и трое сыновей, младшим из которых был долговязый мальчишка Володька, на пять лет взрослее меня. В школу он ходил за два километра от дома, на другой конец села, был улыбчивым и общительным, держал голубей и то и дело вытворял какие-то шалости, о которых я узнавал из разговоров взрослых.
О его проблемах со здоровьем тоже что-то говорили, но я не придавал этому значения, видя каждый день своего соседа подвижным, весёлым и способным на всякие выдумки. Но как-то зимой, когда ему было лет четырнадцать, случилось непредвиденное. Катаясь с горы, Володька встал во весь рост на санки, а приятель в это время их резко из-под него выдернул. Сосед плашмя упал на спину, после чего чуть добрался до дома, а вскоре ноги совсем перестали его слушаться, он больше не мог самостоятельно ходить.
Врачи поставили редкий диагноз - миопатия, что означает хроническое прогрессирующее заболевание, связанное с поражением мышц. Начались долгие годы борьбы с недугом, с обстоятельствами, с самим собой... В районной больнице и даже в Казани такие болезни не лечили, и Володю почти каждый год начали возить в специальную клинику в Москву. Приезжал он оттуда вдохновлённый, заряженный надеждой и оптимизмом. Упрямо пытался передвигаться на костылях с полной уверенностью, что ещё немного, ещё чуть-чуть, и он снова сможет ходить.
Благодаря его общительному характеру в доме у Петряевых в те годы всегда было многолюдно и весело. А летом по вечерам на высоком петряевском крыльце на берегу Атаманского озера каждый день непременно собиралась шумная ватага его друзей - рассказывали анекдоты, играли с девчонками в фанты, пели под гитару дворовые песни. Уже тогда это заветное крыльцо стало в Трёх Озёрах своеобразным центром культуры, который как магнитом притягивал сюда односельчан.
А в конце 1960-х, вернувшись однажды из очередной поездки в Москву, Володя Петряев и вовсе в одночасье стал нашим кумиром. Он рассказал, что вместе с ним в той же клинике лечился сам Владимир Высоцкий! Знаменитый бард по вечерам устраивал для медсестёр импровизированные концерты, и во всех палатах в это время распахивали настежь двери, чтобы лежачие больные тоже могли слышать будоражащие душу песни. А на ночь Высоцкий обычно из клиники сбегал, возвращаясь в свою палату лишь под утро.
Рождение «Славян»
Малоподвижная жизнь стала для Владимира Петряева жестоким испытанием, но сидеть без дела было не в его характере. Он подписался на популярный в те годы журнал «Радио» и по опубликованным в нём схемам начал собирать разные электротехнические устройства. В результате между нашими домами вскоре появилась самодельная телефонная связь с настоящими телефонными аппаратами. А ещё мы общались в эфире с помощью собранного им кустарного радиопередатчика, который для конспирации называли шарманкой. Позже он сам сконструировал и смастерил себе автоматическую коляску: щёлкнет тумблером - и едет куда надо.
Слух о радиотехнических талантах моего соседа быстро разлетелся по округе, и к нему вереницей потекли от односельчан неисправные магнитофоны,
приёмники, телевизоры. Даже из соседних сёл привозили ремонтировать технику. Потом он устроился мастером в районный комбинат бытового обслуживания, чему очень рады были родители, ведь сын своими заработками пополнял семейную казну... А в 1972 году у Володи возникла идея создать в Трёх Озёрах вокально-инструментальный ансамбль. Из-за болезни он несколько лет учёбы пропустил и навёрстывал упущенное в вечерней школе. Мы с моим другом Женей Гладковым тогда перешли в 10-й класс, а Володя должен был получить аттестат одновременно с нами, так что мы считались одноклассниками. Вот он и ошарашил нас однажды своей идеей. Мол, чем мы хуже «Весёлых ребят», «Поющих гитар» или «Битлз»?
К тому времени Володя смастерил самодельный усилитель, спаял гитарные датчики, приобрёл динамики. По его чертежам мы выпилили из доски «битловскую» гитару с рогами, смастерили огромную звуковую колонку, сделали подставку для пионерского барабана, который должен был заменить ударную установку. В сенях у Петряевых была небольшая комната, которую мы называли кельей, и вскоре оттуда начали разноситься мощные гитарные звуки и дробный стук барабана. Я играл на соло-гитаре, Женя Гладков - на ритме, мой старший брат Володя Марянин - на басе, а барабан достался Володе Елисову. В объявленном между нами конкурсе на лучшее название ансамбля победил мой вариант - «Славяне». Художественным руководителем,
естественно, стал Владимир Петряев. К концу лета мы уже осмелились выйти из кельи на крыльцо, и звонкие мелодии полетели по селу, далеко разливаясь по озёрной глади.
Первое выступление «Славян» состоялось 7 марта 1973 года, накануне женского праздника. Гитары и аппаратуру в сельский клуб мы тащили по сугробам на себе. Володя переживал за нас дома, везти его на концерт было не на чем. После этого «Славян» заметили, свою помощь предложили местный парторг и директор совхоза «Трёхозёрский». И вскоре нам закупили новенькие электрогитары, колонки, усилитель и ударную установку. Мы с Женей после школы уехали в город учиться, приезжали только по праздникам и на каникулы, играли на танцах в клубе, ездили с концертами по соседним сёлам. А всё музыкальное хозяйство легло на хрупкие плечи нашего друга.
Фабрика талантов
С тех пор в доме Владимира Петряева заработал непрерывный конвейер, в течение 40 лет производящий талантливых музыкантов и певцов. Из местных школьников он набрал новый состав «славянят», выучил их музыкальной грамоте, игре на гитаре, умению держаться на сцене. Каждый день у него по несколько часов проходили репетиции, музыка гремела так, что закладывало уши. Надо отдать должное дяде Яше с тётей Лизой, они с пониманием отнеслись к новому увлечению сына, хотя привыкнуть к такому грохоту в доме довольно сложно. Начались частые публичные выступления и концерты, ансамблем заинтересовались и в районном отделе культуры. В 1976 году Владимиру Петряеву предложили ставку художественного руководителя Трёхозёрского СДК, где он продолжает трудиться и до сих пор.
За эти годы сменилось 15 составов «Славян»: ребята кончали школу и разъезжались из села, а им на смену приходили младшие «славянята». Для этого Володя создал несколько детских ансамблей - «Улыбка», «Алые паруса», «Девчата», «Последний шанс». Это была настоящая фабрика талантов, через его музыкальные коллективы прошли более 100 трёхозёрских ребят и девчат. Не имея профессионального образования, он всем им дал азы музыкальной грамоты, навыки сценического мастерства и игры на нескольких музыкальных инструментах. Оценили его педагогический дар и в Болгарской детской школе искусств: с 1995 года Владимир Петряев работает здесь преподавателем по классу баяна и синтезатора.
Его подопечные за 40 с лишним лет провели более 500 концертов в сельских клубах, на полевых станах, на праздниках и конкурсах в Болгаре и Казани. Становились дипломантами республиканского фестиваля «Комсомольская песня», занимали первые места в районном смотре художественной самодеятельности, в конкурсе «Зимняя эстрада», участвовали во многих других творческих состязаниях. У руководителя этой фабрики талантов накопилась большая кипа лауреатских дипломов и Почётных грамот за многолетнюю плодотворную работу и успехи в развитии самодеятельного художественного творчества. Среди них есть и грамоты от Министерства культуры РТ. Имя Владимира Петряева занесено в Книгу почёта отдела культуры Спасской районной администрации. Он награждён медалью «В память 1000-летия Казани» и почётным знаком «Человек - золотое сердце», полученным из рук первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
Золотое сердце
Последняя награда особенно созвучна характеру моего друга. У него действительно золотое сердце, редкое умение спрятать глубоко в себе холод личных переживаний и одновременно подарить тепло всем окружающим людям, вместить в себя целую вселенную и стать властителем наших душ. Лет 20 назад мы с композитором Сергеем Ляминым даже песню написали о Володе, где как раз подчеркнули, что «мы пойдём с тобой хоть сегодня в бой», ведь «сердец властелин - лишь из тысяч один».
Ещё одно из его изобретений - ежегодные музыкальные фестивали в первую субботу августа. Сначала они назывались «Трёхозёрская весна», потом «День «Славян». Начиная с 1990 года, более 20 лет в этот день в родное село съезжались участники ансамблей разных поколений и устраивали грандиозный концерт для односельчан и приглашённых гостей. Однажды праздник песни провели прямо под окнами дома руководителя «Славян», на берегу Атаманского озера. Для Владимира Петряева эти встречи всегда были главным музыкальным смотром года, он готовился к фестивалям с азартом и выдумкой. И земляки каждый раз устраивали ему за это овации.
За долгие десятилетия через ансамбль прошли горы музыкальной аппаратуры, которая имела обыкновение постоянно ломаться. То усилитель горел, то барабаны рвались, то колонки отключались. И только опыт и умение руководителя спасали в любой ситуации: к очередному концерту всё опять работало как часы. Володя всегда был незаменимым и в ремонте техники, и в настройке инструментов, и в выборе репертуара. Собственно, в этом и заключается секрет творческого долголетия «Славян»: музыкальный коллектив все эти годы держался на воле, энтузиазме и мастерстве одного человека. И именно благодаря этому ансамбль стал уникальным явлением в культурной жизни Татарстана. Не случайно в изданную год назад «Энциклопедию города Болгар и Спасского района» вошли отдельные статьи и о Владимире Петряеве, и об ансамбле «Славяне».
В последние годы здоровье подводит моего друга, ему сделали серьёзную операцию, и теперь даже сидеть подолгу стало трудно. Он живёт в своём родном доме вдвоём с сестрой Галей, которая тоже всё чаще передвигается на инвалидной коляске. И по-прежнему он переживает за дело всей своей жизни, корит себя за то, что из-за обострившегося недуга не может подготовить очередной концерт. А поддержка многочисленных друзей всё меньше, и коллеги стали заглядывать редко, и со стороны власти внимание ослабло... Помнится, несколько лет назад было направлено ходатайство в Министерство культуры РТ о присвоении Владимиру Петряеву звания заслуженного работника культуры Республики Татарстан, но эти бумаги, видимо, так и затерялись в ведомственных кабинетах.
Для меня же важнее народное признание заслуг Владимира Яковлевича. Для своих односельчан - он не только заслуженный, но и самый отзывчивый,
самый мужественный, самый талантливый человек, настоящий герой нашего времени. Я всю жизнь испытывал к нему родственные чувства, и недавно вдруг понял, почему: копаясь в своей родословной, к удивлению обнаружил, что он является моим пятиюродным братом! Поэтому 6 декабря, когда Владимиру Петряеву исполнится 65 лет, я обязательно приеду к своему другу и скажу ему: «С днём рождения, брат!»
Нет комментариев