На базе Болгарской средней общеобразовательной школы №2 прошло совещание по итогам плановых выездных проверок, проведённых департаментом надзора и контроля в сфере образования МО и науки РТ.
Ирина ТЕЛИЦЫНА
На мероприятие, проходившее в форме обучающего семинара, были приглашены руководители образовательных и дошкольных учреждений, техникума отраслевых технологий, учреждений дополнительного образования, специалисты отдела образования, представители общественности. В работе семинара принял участие глава района Камиль Нугаев.
С результатами плановых выездных проверок, состоявшихся в начале этого учебного года, присутствовавших познакомила заместитель министра образования и науки Республики Татарстан, руководитель департамента надзора и контроля в сфере образования МО и науки РТ Гульнара Габдрахманова.
Она отметила, что проверки проводились по вопросам государственного надзора, контроля качества образования, контроля за соблюдением лицензионных требований. В ходе их были осуществлены контрольно-надзорные мероприятия в отношении 36 образовательных учреждений - 19 детсадов, 14 школ, 3 учреждений дополнительного образования. В целом образовательная система района характеризуется стабильностью и нацеленностью на совершенствование, однако есть и недочёты. Это касается, например, разработки образовательных программ, лицензирования филиалов, порядка ликвидации школ. В некоторых школах также допускаются нарушения по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся. Имеются замечания по порядку приёма учеников. Подобные нарушения касаются Болгарской №1, Никольской, Антоновской, Бураковской, Кимовской средних, Кузнечихинской основной, санаторной и кадетской школ-интернатов.
В ходе проверок качества образования осуществлялся анализ учебно-методического сопровождения деятельности образовательных организаций и работы районной методической службы. В течение последних лет, отметила докладчик, Спасский район стабильно находился в красной зоне по качеству образования в республиканском рейтинге. В 2017 году он поднялся на 22 позицию, а динамика по сравнению с прошлым годом составила +16. В течение прошедшего учебного года проводилась большая работа по улучшению качества образования. Надо сказать, педагоги справились со своей задачей: средние баллы единого государственного экзамена повысились почти по всем предметам. Увеличилась доля высокобалльных результатов. Так, ученица Болгарской средней школы №2 Екатерина Сигова впервые в истории района получила 100 баллов по русскому языку (учитель Наталья Мухутдинова). Два года подряд в районе нет учеников, не преодолевших минимальный порог по ЕГЭ. Есть достижения в олимпиадном движении. Здесь особо следует выделить ученицу этой же школы Софью Выжленкову, которая стала призёром и в республиканской, и во всероссийской олимпиаде по технологии. Благодарности заслуживает и учитель технологии Ольга Выжлёнкова.
Несмотря на, казалось бы, положительную динамику качества образования в сравнении с предыдущими годами, оно всё же оставляет желать лучшего. В ходе проверок, что особо подчёркивалось в докладе, в школах не просматривалась направляющая роль отдела образования. Это наблюдалось в оформлении комплекта документов по организации образовательного процесса (содержание основных образовательных программ, ведение протоколов педагогических советов, оформление перевода детей и допусков к государственной итоговой аттестации и т.д.). Кроме того, существует и кадровая проблема, в результате чего многие учителя являются совместителями, ведут по два, три и более предметов. В базовых школах, по данным районного отдела образования, такой показатель, как категорийность, находится на должном уровне, он даже выше республиканских. Но в коррекционной, кадетской, Антоновской, Полянской школах сложилась иная картина. Это же характерно и для детских садов, учреждений дополнительного образования, техникума.
Руководитель департамента заострила внимание и на вопросах внутришкольного контроля, внеурочной деятельности, надомного обучения учащихся. В некоторых детских дошкольных учреждениях (Три Озера, Полянки, Ким, Вожи, Гусиха) нет лицензий на осуществление медицинской деятельности. Не во всех детских садах организовано обучение на родном татарском языке. Для устранения недочётов были предложены конкретные пути решения с учётом федерального государственного образовательного стандарта в части обеспечения комплексного подхода к диагностике достижения планируемых результатов, содержания контрольно-измерительных материалов. Руководителям образовательных учреждений рекомендовано обеспечить соответствие учебных планов требованиям ФГОС и рекомендациям Министерства образования и науки Российской Федерации. Педагогов необходимо стимулировать к повышению категорий, формировать резерв руководителей. Особой заботой исполкома района должно стать создание современной образовательной среды, условий для развития, творчества, проектно-исследовательской деятельности.
Заместитель министра не раз подчёркивала, что в ходе проверок не было выявлено неисполнимых нарушений, ликвидация многих из них не требует никаких материальных затрат. А это значит, что при желании все недостатки можно устранить. Руководителям образовательных учреждений следует внимательно отнестись к указанным недостаткам, быть более требовательными и к себе, и к своим подчинённым. Может быть, нужно разработать муниципальную программу по привлечению молодых специалистов в район, систему стимулирования и т.д. Нужно перестроить систему работы районных методических объединений (обучение школьных команд, педагогические мастерские, проектирование уроков…) с привлечением внешних ресурсов, тщательно продумать другие вопросы. Нужна, иными словами, вдумчивая плановая работа по управлению и жёсткому контролю на уровне каждой школы и в целом района.
Перед участниками семинара также выступила ректор Института развития образования РТ Рина Бадриева. Она обобщила работу методобъединений района, указав на невысокий инновационный потенциал, отсутствие опережающего видения в системе развития кадрового вопроса и на другие болевые точки. Параллельно с этим в других аудиториях прошли обучающие лекции, мастер-классы с педагогами района, заместителями директоров. Их провели специалисты ИРО, сотрудники департамента, эксперты. Именно они побывали во время проверок в школах, пообщались с учителями, посетили уроки, что позволило им сделать определённые выводы. Педагогам же теперь предстоит устранить указанные недочёты или, выражаясь их же языком, вести планомерную работу над ошибками…
Нет комментариев