Жизнь горожанки Марии Авериной во многом схожа с судьбами её ровесников, чья юность была опалена войной.
Марина ЗАЙЦЕВА
Родом она из Долгоруково (Воскресенское). Этого населённого пункта уже давно нет на карте района, но деревня по-прежнему жива в памяти тех, кто там родился и вырос.
Старшая дочь в многодетной семье, Мария Александровна, можно сказать, не видела детства. Родители пропадали на работе в колхозе, а на неё очень рано легли и домашние дела, и забота о младших братьях и сёстрах. Лишь в десятилетнем возрасте её отдали, наконец, в школу. А уже через год она вынуждена была её оставить - началась война.
Отца призвали на фронт в первые же месяцы. И семье, оставшейся без кормильца, пришлось так тяжело, как никогда раньше. Выжили только благодаря тому, что на подворье была корова. Мария Александровна до сих пор помнит вкус полусгнившей картошки, дикого лука, как холодно было в отапливаемой соломой избе.
В деревне практически не осталось мужчин, за исключением стариков. И вся работа легла на плечи женщин и подростков. Мария с двенадцати лет наряду со взрослыми работала в поле. В особенности нелегко приходилось во время уборки, когда трудились в поле от рассвета до заката: серпами жали хлеба, вязали снопы. Многое приходилось делать вручную. Хлеб, например, ведрами грузили на тележки и вывозили на лошадях. Помнит, однажды ей в числе других отличившихся работниц даже дали премию - нехитрый продуктовый набор.
Зимой их переводили на животноводческие фермы. Марию Александровну определили в телятник. Дело у девчонки так хорошо спорилось, что её оставили на скотном дворе, а через несколько лет перевели в доярки, закрепив группу первотёлок.
Несмотря на то, что доили коров тогда вручную, в группах насчитывалось и до двадцати пяти голов. Надо ли говорить о том, какая на работниц ложилась огромная нагрузка. Но никто не роптал, все старались на совесть выполнять порученное дело. Ведь хозяйству после войны как никогда нужны были рабочие руки.
А у женщин не было отпусков по уходу за детьми, не оплачивались больничные. Причём, нередки были случаи, когда дети рождались прямо в поле, в разгар рабочей страды… А своих дочерей - Тамару, Валентину, Татьяну и Надежду она в двухмесячном возрасте отдавала в частные ясельки, а сама бежала на работу.
На ферме всегда была на хорошем счету, считалась одной из передовых доярок. Не раз принимала участие в республиканском слёте передовиков. Не без гордости отмечает, что за ударный труд её премировали холодильником, считавшимся в конце шестидесятых годов не доступной для деревенских жителей «чудо-техникой».
Да и с заработной платой доярок не обижали. Мария Александровна была основной кормилицей в своей семье. Больше двадцати лет проработала она дояркой, и за эти годы выросли и упорхнули из родительского гнезда дочери. К слову, у всех удачно сложилась жизнь - получили образование, создали семьи. Теперь уже и они стали бабушками.
Беда пришла в семью, как говорится, откуда не ждали - парализовало мужа. Лишившись одной руки в аварии ещё в молодые годы, он после парализации перестал владеть и второй. Серьёзно пострадала также речь, но передвигаться с посторонней поддержкой он немного мог.
По совету дочери Тамары Аверины, продав в Вожах свой новый, только отстроенный дом, переехали в Казань. В столице в плане медицинской помощи было, конечно, лучше, но жизнь в огромном и многолюдном городе не нравилась коренным деревенским жителям. Мария Александровна надеялась, что муж поправится, и они вернутся в село. Долгие семнадцать лет она ухаживала за супругом, но выздороветь ему, видно, была не судьба.
После его похорон Мария Александровна переехала в Болгар, где другая дочь - Татьяна подыскала ей небольшой дом с земельным участком в центре города. Здесь она живёт и по сей день.
В этом году Марии Александровне исполнится восемьдесят четыре года. Однако она, как и прежде, бодра и энергична. А уж её потрясающей чистоплотности и трудолюбию могут позавидовать и молодые. Одной из первых в округе она начинает работы на своём огороде, заботливо перекапывая землю, высаживая выращенную рассаду. Нынешней весной даже купила несколько тонн перегноя и сама, ведрами, перетаскала его на участок под картофель. На аккуратных грядках не найдёшь ни одного сорняка!
В ответ на такую заботу урожай бывает на славу - овощей и ягод хватает с излишком и себе, и детям, и внукам. Родственники, правда, хором пытались уговорить Марию Александровну отказаться от работы на огороде, но потом махнули рукой: её, вечную труженицу, не разубедить. Да и стоит ли ? Ведь, по признанию самой Марии Александровны, именно постоянная занятость помогает ей поддерживать в себе силы и бодрость духа.
Практически ежегодно она покупает несколько кур-несушек, чтоб во дворе была какая-то живность. Нет, не выгоды ради, просто ей надо заботиться о ком-то: встать с утра пораньше, сварить кашу, намешать туда хлебных корок, выставить свежей воды.
А наводить порядок в доме помогают дочери и зятья. Так, пару лет назад вставили пластиковые окна, прошлым летом выкрасили внешние стены, обшили фундамент профнастилом. И на нынешний год она строит планы - хочется выкрасить металлический штакетник палисадника, оконные рамы на веранде… Конечно, всё это будет сделано, лишь бы Бог дал силы, а уж желание у Марии Александровны всегда найдётся.
Нет комментариев