Всё дальше в глубь истории уходят суровые годы Великой Отечественной войны. И кто, как не люди, пережившие то суровое время, могут правдиво поведать нам о том, что выпало на их долю, о героическом подвиге фронтовиков и тружеников тыла...
Ирина ТЕЛИЦЫНА.
«НЖ».
Екатерине Никитичне Филимоновой, жительнице Никольского, уже 94 года. Очень открытая и общительная, она хорошо помнит годы войны, послевоенные события, своих сверстников.
Родилась она в Щербети, рано осталась сиротой. Хорошо, что выручила тётка, сестра по материнской линии. Она и взяла её к себе в Вожи, где для своих двоюродных сестёр и братьев Екатерина стала нянькой. Закончила только три класса, учиться дальше не было возможности: нужда заставляла работать.
Со своим мужем она прожила всего-то три года. В 1939 году он ушёл на службу, а там и война началась. Екатерина получила только два письма, и больше от него никаких вестей не было. В её памяти он навсегда остался очень добрым, заботливым, любящим мужем и отцом для Владимира и Нины.
А Екатерине Никитичне, как и многим, пришлось сполна испытать все тяготы вдовьей судьбы. Особенно трудно было на окопах и лесозаготовках, о чём без слёз она не может вспоминать. Стояли лютые морозы, холод пробирал до костей. Многие не выдерживали, сбегали, хотя за это можно было и в тюрьму угодить. После войны работала в колхозе, поднимала на ноги своих ребят. Трудностей было с избытком.
Чего стоило только сено заготовить женщине одной для своего хозяйства… Один раз сынишка упросил её дать попробовать вести лошадь с возом под уздцы. Ну, она ему и уступила, а в результате телега завалилась на бок, и все труды пошли прахом. Пришлось всё начинать сначала.
Вскоре из Вожей она переехала в родную Щербеть, где стала работать дояркой. Кроме своих детей, воспитывала и пятерых племянников. Для неё, неунывающей, трудолюбивой, всё умеющей и успевающей, это было не в тягость. Екатерина Никитична, нельзя не отметить, очень любила песни, частушки, была званым гостем на любых праздниках, о чём до сих пор вспомнить приятно.
Незаметно дети повзрослели, потом и внуки появились. Бабушка Катя, конечно, пришла на помощь. Можно сказать, вырастила внучку Наташу, которая всегда была рядом. Вместе с ней и корову доили, и по дому прибирались. Но она трагически погибла, и для бабушки - это горькая метка на всю жизнь. Так же, как и смерть сына, что тоже пришлось пережить Екатерине Никитичне. Сейчас она помогает уже своим правнучкам Екатерине и Татьяне, оставшимся совсем маленькими без мамы. Обе они учатся, и бабушка Катя их очень поддерживает.
А в Никольское в своё время она перебралась уже после того, как из Щербети люди стали разъезжаться. Да к тому же как на грех дом Екатерины Никитичны сгорел. Она быстро и хорошо прижилась на новом месте. Правда, в её доме никаких удобств нет, но к ним эта женщина и не привыкла. Зато есть огород, где она трудится без устали до сих пор. И нынешней весной, кстати, снова планирует посеять кое-что, хотя руки болят, да и возраст-то такой, что можно уже не заниматься тяжёлой работой. Но она без этого не может, и если, как говорит, сама нынче не осилит землю вскопать, то придётся впервые нанять кого-нибудь.
Любит Екатерина Никитична бывать в церкви, изредка ходит в магазин. Как бы там ни было, а одинокой себя долгожительница не чувствует:
её навещает работник социальной службы, соседи Новиковы каждую субботу приглашают в баню. Конечно, у неё есть возможность уехать к родным в город, пожить в благоустроенной квартире, но решиться на это никак она не может, вновь и вновь откладывая свой переезд...
…Расставаться с доброжелательной и гостеприимной Екатериной Никитичной никак не хотелось. И мне подумалось: как всё-таки хорошо, что в нашем мире есть ещё такие женщины, которые, пережив много трудностей и лишений, не черствеют душой, а создают вокруг себя островки света, добра и любви. Не в этом ли секрет их долголетия?
Нет комментариев