Внимание к мелочам – путь к идеалу
Ольга Александровна Абрамова сохранила частичку наследия советского общепита
Кто в Болгаре не знает Ольгу Александровну Абрамову? Таких мало. Даже туристы с теплотой вспоминают её уютное заведение, вкусные обеды и простой душевный персонал.
Но мало кто знает, через что пришлось пройти Ольге Александровне, чтобы создать и поддерживать на плаву этот уютный уголок, который так полюбился и местным жителям, и гостям города.
О том, как интересно всего добиваться самой и как непросто быть женщиной руководителем, в нашем интервью.
Ещё утро, а весь персонал Ольги Абрамовой уже в рабочем ритме. И гости уже нагрянули.
– Раздевайтесь, жарко у нас, не стесняйтесь, – заботливо встречает их Ольга Александровна.
Уже с порога чувствуешь какую-то заботу. А ещё чувствуешь, что ты здесь не чужой.
Коммуна по Макаренко
Ольга Александровна родилась селе Лебяжье (Куйбышевский район ТАССР – ред.). Трудное семейное положение заставило мать определить Ольгу в интернат в Куйбышев (ныне Болгар – ред.). Но так как школы здесь не было, Олю отправили в детский дом в Агрызский район.
– Там я тоже долго не пробыла, – рассказывает Ольга Александровна. – Детские дома тогда много где закрывались, нас из Агрызского района перевели в Тетюши. Здесь я проучилась до 8 класса. Знаете, благодарна безгранично этим годам! Все были дружные, и воспитатели были строгие, но справедливые. Вот сейчас читаю книгу Макаренко и понимаю, что мы именно по его системе там жили. Одной большой дружной коммуной. Воспитатели приучали к труду и в учёбе заинтересовывали. Потому что не просто требовали, а помогали, разъясняли всё. Я на одни пятёрки училась. Дисциплина была железная во всём. Пока уроки не сделаешь, из рабочего класса не выйдешь. На безделье времени не было. В детдоме для мальчишек была столярная мастерская, а у девочек – большой швейный цех. Так мы сами себя обшивали полностью. Ничего не покупали. Привезут отрез ткани, воспитатель выкройки делает, а мы, старшие девочки, шьём. И постельное бельё, и трусики, и одежду. Мальчикам шаровары, девочкам – сарафаны на лето, платья. Младших ребят тоже сами обшивали. Летом, понятное дело, сад-огород, в выходные два часа шьём, потом художественная самодеятельность. К каждому празднику выступления готовили. Кстати, костюмы на различные танцевальные и театральные номера тоже сами шили. Из марли, из других тканей. Всё умели делать. И всё было по плану. Да что там говорить! У нас ни одной технички не было. Мы сами дежурили. Если дежурный по столовой, столы накрываешь, если по кухне, то накануне заготовки делаешь, картошку начистишь, например. Убирались тоже сами. И ни у кого в мыслях не было обижать младших или старшим грубить. Одна большая семья была.
Брала пример с лучших
В восьмом классе Тетюшский детский дом, как и многие детдома в то время, тоже расформировали. Класс Ольги Александровны перевезли в Лаишево, а Ольга вернулась домой к матери. Нужно было окончить восьмой класс, да и маме помочь – она к тому моменту одна осталась.
– Как я скучала по своим ребятам из класса! – вздыхает наша героиня. – Письма друг другу писали. Мой класс после окончания 8 класса уехал полным составом на ткацкую фабрику во Владимирскую область, ну и я за ними подалась. Но потом вернулась.
– А как попали в общепит?
– Вся наша жизнь состоит из случайностей, – говорит с улыбкой Ольга Александровна. – Я никогда в детстве не мечтала стать поваром. Сначала хотела преподавать математику. В Тетюшах такая учительница была замечательная, так хорошо преподавал предмет, что я просто влюбилась в цифры. Но уже в местной школе страстно захотела стать преподавателем истории. И тоже из-за педагога. Лидия Сергеевна Волкова у нас была. Умнейшая женщина! Очень сильная, справедливая. Она стала моей второй матерью. Всегда меня направляла в жизни. На её уроках тишина стояла, все её слушали, открыв рот. Кстати, она мне привила любовь к чтению. И знаете, как? Вот рассказывает она что-то на факультативном уроке и прерывается на самом интересном месте. Мы, конечно, требуем продолжения, а она строго так говорит: «Дальше сами прочитаете!». И читали. Так я втянулась. После поступила в педагогический институт на заочное отделение. Устроилась, как тогда требовали, в школу в деревню Горновка. Шесть учеников у меня было. Но деревня эта уже тогда умирала. И я вернулась в Куйбышев.
Появилась мечта испечь торт
В Горновке Ольга Александровна вышла замуж. Первенец Андрей родился уже в Куйбишеве. И вот, в больнице, её навестила девушка и принесла торт собственного производства.
– Какой это был красивый торт! – вспоминает с восхищением Ольга Александровна. – Я сразу же захотела создавать такую красоту. Выяснила, оказывается, девочка эта училась в кооперативном техникуме в Казани. И я тут же решила, что буду туда поступать. И поступила. Для этого даже справку мне районном общепите покойный Волков дал, будто бы я в столовой тружусь кухонным работником. Тогда ведь как было: вот по какому направлению институт, в этой отрасли у тебя хотя бы год стажа должен быть уже к моменту поступления.
Вот так, череда случайностей привела молодую Ольгу к профессии её жизни. После техникума наша героиня устроилась в столовую филиала КОМЗ (казанский оптико-механический завод) в Куйбышеве поваром, где проработала 15 лет. Одна кормила 30 сотрудников завода. Но Лидия Сергеевна Волкова, которая по-прежнему участвовала в жизни Ольги, посоветовала ей пойти учиться дальше, и Ольга окончила Институт советской торговли в Казани и стала директором районного общепита.
Кому банкротство, а кому – новая жизнь
Огромное хозяйство оказалось в руках Ольги Александровны. Рестораны, кафе, столовые, кафетерии, и, конечно, бочки с квасом и пивом, которые стояли на каждом шагу. И всем этим нужно управлять. И управляла она успешно, пока не пришли 90-е…
– Это время с содроганием вспоминаю, – говорит Абрамова. – Сравниваю его с войной. Всё, что создавалось десятилетиями – заводы, колхозы, общепиты – всё рухнуло в один момент. Помню, даже нечем было платить котельной за отопление. Работали в холоде. Через одного отправляли сотрудников в отпуск без содержания, сокращали. Сейчас люди жалуются, что работы нет. Есть, если хотят работать. А в те года её действительно не было. Люди зарплату месяцами не видели. Как выжили, не знаю. Я тогда держала свиней и сдавала мясо. И в один момент мне вместо денег предложили здание районного общепита.В этом здании и возродилась частичка наследия советского общепита, которая дала работу тем, кто лишился её во время кризиса.
Сохранилась эта частичка до сих пор. И до сих пор заправляет ею простая, радушная, но строгая, справедливая и дисциплинированная Ольга Александровна Абрамова, которая для своих сотрудников, прежде всего, близкий человек. Почти мать. А уже потом начальник. А в этом и состоит сила женщины-руководителя.
Кстати
Коллектив Абрамовой – один из немногих, где отсутствует «текучка». В штате вместе с ней 4 человека, и они – одна семья. Вместе делят и радости, и горести, поддерживают, помогают, дарят подарки, справляют дни рождения. Светлана Пантелеева работает у Ольги Александровны с момента открытия. Татьяна Петрова пришла 9 лет назад. Самая молодая – Таня Никишова – работает уже 6 лет. И уходить девочки не собираются.
– Она строгая, но требует всё по существу, – отзываются сотрудницы. – Чтобы чистота была, дисциплина. А без этого никуда. Кроме того, она и похвалить не забывает. Всегда поощряет. Ольга Александровна – человек старой закалки. Очень справедливая и уважает труд своих работников. Мы её уважаем и очень любим. Она для нас – родной человек.
Не забывают в коллективе и о ветеранах. Частенько устраивают им праздники. А для своей второй мамы Лидии Сергеевны Волковой Ольга Абрамова каждый год организует поминальный обед. Приглашает учителей ветеранов и молодых педагогов, на стол ставит старую фотографию, на которой Лидия Сергеевна задумчиво смотрит с утёса на гладь Волги, и все вместе они вспоминают, скольким людям эта женщина подарила добро и дала путёвку в жизнь.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
ВКонтакте Одноклассники Telegram
Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.
Нет комментариев