Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Судьбы людские

В память о сыне

Бывают встречи, которые оставляют в душе неизгладимые впечатления, долгое время заставляя думать о человеке, чем-то очень запомнившемся. Как, например, о Валентине Борисовой из Полянок.

Лидия КОСТРУЛЁВА.
«НЖ».
Победа на республиканском конкурсе «Благотворитель 2011» для Валентины Фёдоровны (об этом на страницах нашей газеты уже сообщалось) стала неожиданностью, потому что своё участие в этом святом деле она считает очень и очень скромным…
-Там такие люди поднимались на сцену, - рассказывает она о том, как чествовали победителей на заключительном этапе этого конкурса, - и моя благотворительность в сравнении с ними - капля в море…
Может быть, на фоне тех вложений, которые могут себе позволить иные богатые спонсоры, её вклад действительно выглядит не особо значимым, однако дело не столько в количестве, сколько в порыве души и искренности намерений. А помочь другим всегда было для неё потребностью, ещё более усилившейся в связи с гибелью младшего сына Василия.
Это случилось два года назад. Весть о трагедии на корабле «Маршал Шапошников», где он служил, облетела всю страну. Казалось, пережить всё это не хватит никаких сил, ведь через два месяца Васю уже ждали домой. Правда, только на побывку, потому что он оформил контракт (по душе, видимо, пришлась ему морская служба). Родителей к этому подготавливал потихоньку, и Валентина Фёдоровна сокрушалась: вдруг с ними что случится, а он будет так далеко…
Случилось с ним. Он геройски погиб при пожаре на боевом посту. Невыносимо тяжело было смириться с этой безвозвратной потерей. И хотя Валентина Фёдоровна многое пережила в жизни, схоронила родителей, брата, это обрушившееся на голову горе нельзя было сравнить ни с каким другим. Материнское сердце долго не находило, да и сейчас не нашло успокоения, просто надо как-то продолжать жить…
Вася был в семье поздним ребёнком: когда он появился на свет, возраст Валентины Фёдоровны подкатывал к сорока. Рассчитывали, конечно, на девочку, поскольку у Борисовых уже подрастали два сына - Максим и Дмитрий. Они родились ещё в Тольятти. В этот город Валентина Фёдоровна уехала к своей тёте после восьмилетки, чтобы продолжить учёбу, поскольку в Полянках тогда не было средней школы. Там работала на заводе, там вышла замуж. Муж Николай Васильевич тоже трудился на заводе, был награждён орденом «Знак Почёта». Вроде бы, всё складывалось неплохо, но заболел Дима, и они решили поменять город на её родное село. Свежий воздух, свои продукты и многое другое, справедливо рассудили они, должно пойти на пользу здоровью.
Так и оказались здесь, в Полянках, ставших родиной для Васи. Валентина Фёдоровна сначала устроилась на склад в мехцехе, потом перешла в телятницы. А Николай Васильевич работал автослесарем. «Росли наши ребята дружно, - говорит она. - Максим и Дима очень любили младшего братишку, заботились о нём. С ними можно было спокойно его оставить, уходя на работу, - и накормят, и напоят, и искупают, и постригут…»
В школе Вася учился средне. В армию уходил с желанием, которое, надо заметить, появилось не сразу. Настораживали рассказы и публикации о дедовщине, но в конце концов он всё же пришёл к выводу: «Родился мужчиной, значит, в армию надо идти!» Радовался тому, что попал в моряки, кстати, как его дедушка Фёдор Тимофеевич Локтев, старшина второй статьи, прослуживший на Черноморском флоте больше пяти лет.
Незабываемой для Валентины Фёдоровны стала поездка к сыну в Севастополь, организованная по линии руководства республики Татвоенкомата. Именно там в учебной части он и проходил вначале службу.
«Мы вместе гуляли по этому красивому городу во время увольнительной, - вспоминает она. - На Васю многие обращали внимание - высокий, широкоплечий, статный. Некоторые просили с ним сфотографироваться, а он, конечно же, - пожалуйста!..»
В тот день к ним подошла незнакомая женщина. «Я давно наблюдаю за вами, - сказала она, обращаясь к Валентине Фёдоровне. - Мне очень понравился ваш сын. Знаете, мой отец тоже служил на Черноморском флоте, причём в большом чине. И мне приятно видеть молодых моряков, ведь это так связано с памятью о близком мне человеке…» И тоже попросила сфотографироваться с Васей, запечатлела на память и Валентину Фёдоровну с ним рядом. А фотографии потом прислала по Интернету из Америки, где она, как выяснилось, и живёт. К тому же оставила севастопольский адрес своего сына, чтобы Вася заходил к нему иногда так, как заходят к своим (правда, познакомиться им не довелось, а после учебки Василий оказался на Тихоокеанском флоте).
Когда возвращались в часть, рассказывает всё о той же последней встрече с сыном Валентина Фёдоровна, увидели возле одного из мусорных баков человека, роящегося в разных остатках. Отошли уже, а Вася оглянулся и вдруг говорит: «Подожди, мама…» И часть гостинцев, что приготовил для друзей, отнёс тому бедолаге: пусть, дескать, порадуется хоть немного. Она только и сказала: «Ну, ты неисправим…»
Он с детства был очень добрым и старался, как мог, помочь другим. Однажды наловил и принёс домой рыбы. Решили попозже сварить уху, и Вася, наевшись маминых блинов, убежал на улицу. «Через некоторое время идёт назад, - продолжает вспоминать Валентина Фёдоровна, - и говорит: «Давай отдадим мою рыбу…»
Недалеко от Борисовых жила неблагополучная семья, дети в которой нередко голодали. Она, конечно же, одобрила такое решение сына, а он ещё и картошки прихватил, а вот лука, сказал, не надо - у них зелёный есть. Отнёс и снова вернулся: «Мам, когда ещё уха сварится, они же есть хотят. Давай им блинов дадим…»
Валентина Фёдоровна до сих пор помнит всё до мельчайших подробностей, до каждого слова, произнесённого её дорогим сыном, которого никогда не ругала за то, что он отдавал то ботинки, то рубашку, то жилет от нового костюма кому-то из своих друзей. И за то, что постоянно приводил их домой и обязательно чем-то угощал. Только, правда, как-то попросила, чтобы оставлял хотя бы тарелку супа или щей, или ещё чего-то для отца. Так после этого он однажды, встречая её с работы, сразу предупредил: «Там, мама, не только папе, и тебе тоже осталось…»
Вот такой он был, её Васенька, как она ласково называет его. Да он просто не мог быть другим при таком отношении со стороны близких и при таком добропорядочном окружении. Доброта эта, наверное, корнями своими укрепилась в материнском сердце и передалась ему как самый бесценный дар по наследству. И в память о сыне она старается сделать хоть что-то полезное и нужное для его родной школы, хоть чем-то помочь тем, кто в этом нуждается. Потому что уверена: Вася поступил бы так же.
Вначале она передала школе 25000 рублей на приобретение спортивного оборудования, но деньгами распорядились иначе. На эти средства был оформлен уголок памяти Василия Борисова, посмертно награждённого орденом Мужества, где сегодня проводятся внеклассные мероприятия. На стене школы укреплена мемориальная доска.
В прошлом году Валентина Фёдоровна передала школе ещё 15000 рублей, на них была куплена видеокамера. А ещё она вот уже больше года оплачивает ежемесячно питание трёх школьников из многодетных и социально не защищённых семей. Кроме того, вложила деньги для них на новогодние пакеты, купила посуду для школьной столовой на сумму более 2600 рублей. Простую, скромную труженицу в этих решениях, надо отметить, поддерживают муж, сыновья, сноха Светлана. А исходят эти благие намерения из самой глубины щедрого материнского сердца, для которого нет ничего дороже, чем память о сыне.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: память