Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Судьбы людские

Тяжёлая работа ей в радость

Александра Петровна Кузяйкина рассказала о жизни, истории любви и немного о себе.

Жительница Балымер Александра Петровна Кузяйкина в свои годы до сих пор трудится на огороде, колет дрова и не устаёт повторять, что жизнь, хоть и тяжёлая была, зато есть, что вспомнить.

На днях Александра Петровна отметила 95-ти летний юбилей.

Поздравить юбиляршу приехали заместитель главы администрации Спасского района Сергей Тюнёв, глава Полянского сельского поселения Андрей Царёв, председатель районной ветеранской организации Татьяна Бурумова и представители социальной защиты и ветеранской организации поселения. Вручили подарки, поздравительные открытки от главы Спасского района Фаргата Мухаметова и Президента РФ Владимира Путина.

Александра Петровна, несмотря на свои 95 лет, ещё полна сил. Она очень любит читать, зимнее время проводит с книжкой возле окна. А летом читать некогда. Огород, хозяйство. Скотину уже не держит, а вот в саду чего только не сажает. Даже арбузы с дынями растут.
Помогает матери дочь Валентина и зять Николай. Всё лето проводят у матери. Да и внуки навещают.

Вот и сегодня, в юбилей матери, Валентина с мужем здесь. Накрыли стол, встречают гостей. До самого вечера Александру Петровну поздравляли друзья, близкие. А юбилярша вспоминала свою нелёгкую жизнь.

Всё забрала новая власть

– Хоть и тяжело было, а всё равно Богу благодарна. Только вот сетую, что до сих пор меня к себе не берёт, – говорит Александра Петровна, прижимая к груди подаренный букет цветов.

Родилась наша героиня в Полянках. Мать её вышла замуж за вдовца, у которого уже имелись четверо детей. В совместном браке ещё четверых нажили.

Когда Александре ещё и 8 лет не исполнилось, новая власть советов начала раскулачивание деревенских жителей, у кого хоть какое-то хозяйство имелось.

А на дворе у родителей Александры и корова была, и лошадь. Естественно, такой двор стороной не обошли. Вынесли всё. Даже на самовар замахнулись, да он дырявый оказался. Оставили.

– Зашёл мужик, огляделся, а дом уж пустой, всё вынесли, – вспоминает Александра Петровна. – Схватил, было, самовар, а тот худой был. Ну, его оставил. А нам соломы принёс и кинул, чтобы на досках не спали. Корову-то мы больше не видели, а лошадь как-то пришла. Её в колхоз забрали, и наш брат двоюродный как-то на ней приехал. Мы с сестрёнкой на окошке сидим, а наша Малышка во двор рвётся. Ох и ревели мы тогда! Нас и из дома выгнать хотели, но мать сказала: «Стреляйте тогда прямо здесь! Не уйду из дома! У меня 9 детей, куда я с ними?». Ну, и отстали тогда от нас.

И с протянутой рукой ходить приходилось

Отца после раскулачивания в Сибирь сослали, мать с ним поехала. А старший брат в Тетюши убежал, там скрывался, чтобы не забрали. Из Сибири вернулись, отец чуть живой был. Но ребятёнка с собой привезли. И начались времена ещё горше.

– По миру ходила ведь я, – рассказывает наша героиня. – Голодные, холодные сидели. Побирались по соседям. Подойду, бывало, к окошку, прошу: «Подайте милостыньку, Христа ради». Ну, люди не отказывали, то хлеб подадут, то картошки. Этим и питались. А домой принесу, на пол сядем, стола уже не было, отобрали. Так и едим. В зыбке малыш лежит, который в Сибири родился. Вот, мы нажуём ему еды, в тряпочку завернём и дадим. Он эту тряпочку сосёт. Так и кормили. А в 12 лет уже работать пошла в колхоз. И на быках пахала, и на лошадях. Вместе со взрослыми. А куда деваться? Это сейчас молодёжь только в телефонах сидеть умеет.

Из школы пришлось уйти

А вот школу Александре окончить не удалось. В Полянках и так всего 4 класса было, а она только два проучилась. Хоть и училась на «отлично», и учительница её уважала, а всё равно бросить пришлось.

– Помню, во второй класс я перешла, всех учителей угнали за Волгу на стройку, – рассказывает Александра Петровна. – Одна учительница осталась пожилая, Анна Степановна. Она меня тогда в первый класс перевела, чтобы я первоклашек учила всему тому, что сама успела выучить. А тут как-то мать говорит: «Надевать тебе нечего, так что в школу больше ходить не будешь». Как уж её Анна Степановна упрашивала, чтобы отпустила мать меня.

Анна Степановна убеждала мать Александры, что девочке необходимо получить образование. Что ребёнок очень способный и талантливый. Любит учиться, память феноменальная. Александра Петровна и сейчас отлично знает математику, любит читать. Но судьба тогда распорядилась иначе. Со школой Сашенька распрощалась в 9 лет. Стала дежурить в сельсовете. По месяцу. Тогда так положено было.

Коза да тележка – всё имущество

Жить становилось всё тяжелее. Отец после ссылки в Сибири долго не прожил. Помер. Жить стало совсем невмоготу. А в старых Болгарах, в селе Новое Мордово, у Александры тётка жила, мамина сестра. Зимой они с мужем работали на ремонте, ездили ремонтировать суда. Дома оставалась только бабушка Устинья – старушка, которая еле ходила к тому времени. Боязно её одну оставлять. А жили родственники хорошо, богато. Вот тётка и предложила матери Александры взять ребятишек да приехать к ним жить.

– И бабушка не одна будет, да и за домом присмотрите. Да и вы поживёте как люди. Оставлю материи, портниха рядом живёт. Детей хоть приоденешь. Овцы в хозяйстве имеются. Зимой заколешь, мясо будет.

Прожила семья в доме у тётки 4 года. И на лето тоже оставались. Жили дружно, с собой козу привезли, молоко всегда было. Полегче стало. Только дом в Полянках пустовал.

– А на посёлке Красном жил мамин брат, – рассказывает юбилярша. – Он работал в колхозе председателем. Ездил в Старые Болгары в контору. Заехал как-то к нам и говорит: «Нянька (так маму мою называли), тятя сказал, пускай Танюшка домой приезжает. Хоть и по миру будет ходить, но у меня на глазах. А чужое имение содержать не надо. Всё равно ничего им не останется». Взяли мы козу да тележку, на тележку пожитки сложили и приехали на посёлок. Тут уж мама пошла в заготзерно работать. А старшие все разъехались по городам. А тут война. Старший брат на войне без вести пропал. А другой брат вернулся. Но голодать мы перестали. Мать устроена, зарабатывает, мы все работаем. В общем, жизнь наладилась.

Думала, к подруге, а оказалось, ко мне

С мужем своим Александра познакомилась случайно. Так сложилась судьба, что мужа тоже звали Сашей. А дело было так…

– Я тогда в посёлке Красный жила, а Саша здесь, в Балымерах, – рассказывает Александра Петровна. – И вот как-то мы с подругой Лизой повезли секретарю сельсовета тёте Шуре дрова на быках. Она попросила. Приехали, дрова сгрузили, и тётя Шура нас за стол усадила угощать обедом. И тут мать Сашина пришла. Оказывается, приглянулась я ей. А Саша тогда только из армии вернулся.

Мать рассказала сыну о Шурочке – симпатичной, скромной и работящей девушке с тяжёлой судьбой. И сказала: «Лучше жены тебе не найти!». Саша заинтересовался и решил прийти познакомиться.

– Мы с Лизой в поле как-то пашем на быках, присели в канавку отдохнуть в теньке, – вспоминает баба Шура. – И Саша приходит. Я тогда подумала: «Наверное, к Лизе». Лиза красивая была, одевалась хорошо. А я что? Нищенка, одета кое-как. А Саша разговаривает с нами, смеётся. Пришла я домой, Шуре, свояченице, рассказываю, мол, парень приходил к Лизе знакомиться. Видный такой, кладовщиком в заготзерне работает. Наверное, женится на ней. А, оказывается, ко мне знакомиться приходил. Начали встречаться. Приходил каждый день. Всегда с собакой. Собака такая умная была. 

Совет да любовь

Через какое-то время Александр говорит матери: «Надоело мне каждый день из Балымеров на посёлок ходить. Я пока домой дойду, уже и спать некогда, на работу пора. А не ходить не могу. Люблю. Тянет к ней и всё. Так что буду я жениться».

– Помню, сватов заслал: тётю Шуру Землякову и Володю Левагина, – рассказывает наша героиня. – А брат говорит: «Нет, не отдам. Приданного у неё нет. Надеть нечего, постели нет. Я только с армии пришёл». А Саша говорит: «Хоть на шугняке спать буду, но на Шурке женюсь!». Помню, мы тогда сена накосили, хотели корову купить. А в итоге, сложили всё это сено и повезли в Тетюши продавать. Денег хватило стол, какой-никакой, накрыть, да братья одеяла нам купили в Казани. Одно ватное, одно тоненькое покрывало. Подушки какие-то взяли, а матрац сами сделали. Из мешков сложили чехол да мочалами набили.

Так и поженились. Свадьбу сыграли скромную, и переехала Александра в дом к молодому мужу. Кровати не было, спали на этом матрасе в углу. Но уже вместе. Навсегда.

Со свекровью отношения сразу заладились. Любила она невестку. Так прожили вместе больше 30-ти лет, пока не почила свекровь.

Постскриптум

Всю жизнь проработала наша героиня на ферме. Работала и дояркой, и роды у коров принимала, в общем, на все руки мастер. За что имеет множество наград и медалей.
Вот уже нет в живых любимого мужа Саши. Похоронила баба Шура и дочь свою, и двух внуков. Но жизнь продолжается. Любит баба Шура грубую мужскую работу. У плиты стоять – не её. Ей бы дрова поколоть иль починить чего. До сих пор 95-ти летняя баба Шура трудится наравне с молодыми в огороде. Внуки навещают, на лето приезжают. Да дочь Валентина с мужем Николаем каждое лето гостят.

Обожает баба Шура грибы собирать. Солит и маринует их бочками, как положено. А на огороде даже арбузы с дынями растут.

На юбилее наша героиня принимала поздравления, и глаза её светились от счастья. Хоть и сетует она, что слишком долго живёт, а видно, что рада она. Рада тому, что может ещё дышать воздухом, копаться в огороде, а по вечерам читать книжки возле родного окна.
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев