Фантики, пакеты из-под молока, фольга - всё это и многое другое является подручным материалом учителя технологии первой квалификационной категории Лилии Гаязовой. Изделия, которые она создаёт из них вместе со своими учениками, очень красивы и своеобразны.
Ирина ТЕЛИЦЫНА.
«НЖ».
С детства Лилия любила наряжать кукол в платья, сшитыми своими руками. Заметив увлечённость дочери, родители подарили ей швейную ножную машинку, когда она училась-то ещё только в пятом классе. Наверное, надеялись, что дочь будет швеёй, но никак не учителем. Ведь с трудностями этой профессии вплотную был знаком папа. Вышло же так, что она пошла по стопам отца, а старшая сестра - по стопам мамы-медика...
И всё-таки швейное дело настолько пришлось Лилии по душе, что после школы она решила поступить в Казанский индустриально-педагогический техникум. Окончив его, работала мастером швейного производства в ПЛ-73, затем перешла в санаторную школу-интернат. Там и трудится по сей день, не представляя себя ни на каком другом месте. Некоторое время была организатором детского досуга, но часы технологии вела всегда. В настоящее время преподаёт эту дисциплину в 5-8 классах.
Большая часть программы отведена швейному производству, но в неё входят и такие разделы, как культура дома, личная гигиена, кулинария. Работа с детьми Лилии Мансуровне всегда нравилась и нравится. «Уж очень хорошие у нас ребята, - говорит она. - И коллеги всегда помогут, во всём поддержат…».
А помогать и поддерживать есть в чём. Например, в прошлом году Лилия Мансуровна участвовала в районном конкурсе «Учитель года» и вошла в число финалистов. Нужно было и урок открытый провести в другой школе, и классный час, и мастер-класс подготовить, а с этим связано столько забот, хлопот и переживаний… Справилась со всем неплохо, и это во многом благодаря усилиям коллектива, а также всей семьи. «Если я где-то участвую, значит, и мои близкие в этом задействованы. И муж Ирек, и сын Булат, ученик 6 класса, и дочь Зульфия, студентка казанского вуза - все стараются меня поддержать…», -- рассказывает Лилия Мансуровна. Наверное, это не случайно, ведь семья, по словам собеседницы, для неё превыше всего.
Кабинет технологии оформлен работами, выполненными на её уроках: здесь и куклы в шикарных платьях, и фигурки из пластилина, и панно, и грелки для чайника, и картины с вышивкой. Кстати, вышивать она любит крестиком. Этому же учит и детей. Многие работы ребята потом забирают домой, о чём учитель нисколько не жалеет.
- А вот здесь у нас костюмерная, - показывает она небольшое помещение. - Дирекция школы разрешила отгородить под неё часть кабинета, чтобы все сшитые маски, платья и другие изделия были, как говорится, у места…
И сколько же здесь всего! Начиная с простых стёжков, ученицы переходят на шитьё фартуков, прихваток, платьев без рукавов, постепенно осваивая всё новые и новые операции. А где берут материал? Оказывается, на помощь опять-таки приходят коллеги, которые не только приносят лоскуты, но и шьют костюмы, если Лилия Мансуровна со своими ученицами не успевает. Надо сказать, в течение всей нашей беседы она постоянно говорила о тесной взаимосвязи учителей и воспитателей школы, о взаимовыручке, о поддержке со стороны администрации. А директор Владимир Александрович Четанов так отозвался о преподавателе технологии: «Лилия Мансуровна -- добрый и отзывчивый человек, всем сердцем любящий детей. И они к ней тянутся…». Это не удивительно, поскольку в своей работе самым главным она считает -- любить детей и уважать коллег. Это и есть её педагогическое кредо.
Нельзя обойти вниманием и кружок «Театр моды», которым она руководит, разработав и успешно защитив авторскую программу. Кружок этот необычный: изделия, в основном платья, шьются из уже упомянутых фантиков, молочных пакетов, обёрточной бумаги. Да такие красивые они получаются! Сочетание ярких цветов, украшения, к примеру, в виде розочек из пакетов, интересные фасоны - всё это производит впечатление. Просто чудеса! Фасоны дети придумывают сами, а учитель отмечает, что их фантазии можно только позавидовать. Ну, а материал приносят в школу все - как взрослые, так и дети. В дефиле принимают участие не только девочки, но и мальчики.
Я внимательно разглядывала всё, что сделано руками детей и их учителя, и моему удивлению не было конца: ну чего только не придумают! А Лилия Мансуровна продолжала удивлять, демонстрируя всё новые и новые изделия и предметы: «А вот это называется декупаж, то есть салфеточная техника. Наверное, это самый лёгкий способ добиться потрясающего результата, создавая красивые оригинальные предметы своими руками». В доказательство и в дополнение ко всему показала пластмассовые и деревянные тарелки, украшенные аппликациями из трёхслойных салфеток. В этой работе используются также акриловые краски, чтобы рисунок выглядел более естественно. Вроде бы, всё просто, но в то же время - очень красиво, просто здорово! Причём, овладеть этой техникой сможет едва ли не каждый: если хорошо рисовать дано не всем, то вырезать, клеить, раскрашивать, наверное, умеют многие.
За своё мастерство Лилия Мансуровна не раз награждалась грамотами. Но самым большим достижением она считает участие вместе с коллегой Валентиной Георгиевной Прокудиной во всероссийском конкурсе «Обаятельный Шурале», в котором их воспитанница Ольга Мидюкина заняла второе место. На конкурс была представлена очень интересная поделка, при её создании использовался различный материал.
…Расставаться с Лилией Мансуровной никак не хотелось. Эта невысокого роста темноволосая улыбчивая женщина располагает к себе своей приветливостью и доброжелательностью любого, и очень хорошо, что её призвание - быть рядом с детьми, которых она терпеливо и увлечённо учит тому, что умеет делать сама. Побольше бы таких мастериц!
Нет комментариев