Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Судьбы людские

Его звали Абдулла

Удивительная история, о которой пойдёт речь, всплыла, как часто бывает, неожиданно, вписав в летопись Великой Отечественной ещё одну страницу.

Нинель САДРИЕВА,
заведующая филиалом «Сувар» БГИАМЗ, старший научный сотрудник.
Будучи как-то по делам в Казани, в институте развития образования, я в ожидании приёма познакомилась с выходцем из нашего района, которого очень заинтересовало моё имя. Узнав, почему именно его выбрали мои родители, он, в свою очередь, вдруг сказал: «А знаете, почему меня назвали Абдуллой?..» Его рассказ произвёл неизгладимое впечатление, думаю, он никого не может оставить равнодушным.
Это было в августе 1943 года в Ростовской области, где в то время шли тяжёлые бои. В одном из них и получил ранение в ногу двадцатилетний паренёк Хасият Закиров. Он лежал на поле среди высокой пшеницы, истекая кровью, и наверняка думал о том, что и повоевать-то как следует не успел, ведь всего три месяца пробыл на фронте. Стояла жара, но от потери крови его знобило, и вскоре он впал в полузабытьё. Очнулся от раздававшихся рядом голосов - это были немецкие солдаты. Они набрели на него, стали пинать, обыскивать, вытаскивать документы. Из кармана вдруг выпал комсомольский билет, что ещё больше разозлило немцев, и они ещё сильнее стали бить солдата. Когда надоело, пошли дальше, но один из них всё же вернулся, вытащил нож и всадил его в грудь Хасията. От дикой боли он провалился в темноту беспамятства.
Сколько пролежал без сознания, неизвестно, но через какое-то время снова пришёл в себя. Видно, ему на роду было написано выжить: как потом выяснилось, нож насквозь прошёл через тело буквально рядом с сердцем, не задев его. Потом снова раздались голоса, но это были уже наши бойцы, один из которых и наткнулся на Хасията. Осмотрев едва живого, истекавшего кровью раненого с воткнутым в грудь по самую рукоятку ножом, парень сказал, что не может доставить его в медсанбат, потому что нельзя отставать от своих, но на дорогу вытащит. И предупредил, чтобы ни в коем случае не вынимал нож - пусть, дескать, это сделают врачи в госпитале. Хасият, слушая своего спасителя, видимо, заметил, что говорит он с акцентом. «А ты не татарин случайно?» - спросил его и очень обрадовался, получив утвердительный ответ. Дальше они разговаривали уже на родном языке. Оказалось, что оба - из Татарии, оба - из Куйбышевского района: Хасият - из Ямбухтино, Абдулла - из Каюков. Выходит, судьбе было угодно, чтобы вот так, на чужой стороне, среди боёв, встретились не просто земляки, но и соседи - разве это не чудо?
С большим трудом Абдулла вытащил Хасията на дорогу, где они продолжали разговаривать. Узнали друг о друге за это время, конечно, немного, но выяснили, что тот и другой ещё не успели жениться. И Хасият сказал: «Ты спас мне жизнь, и мы с тобой теперь как братья. Если останусь жив, то сына назову твоим именем…» А Абдулла пообещал ему, что своего сына назовёт в память об этой встрече Хасиятом. Вскоре на дороге показались санитары, и бойцы попрощались.
Закиров долго провожал своего спасителя взглядом и вдруг заметил, что тот как бы споткнулся и упал. В чём же дело? Хасият попросил санитаров проверить, что случилось с его другом. Один из них подбежал к Абдулле, потрогал пульс и… горестно развёл руками: солдат был мёртв. Шальная пуля сразила его наповал. Узнав об этом, Хасият, не сдерживаясь, заплакал.
Врачи сумели спасти Закирова, но ранения были столь серьёзными, что воевать дальше он не смог. Вернулся в своё Ямбухтино, стал работать бухгалтером. Потом был председателем колхоза, управляющим совхоза «Ямбухтинский». Женился на хорошей девушке, работавшей библиотекарем, и, как обещал земляку-спасителю, первого сына назвал его именем. А всего Хасият Закиров вырастил пятерых детей. Абдулла Хасиятович, который поведал мне эту трогательную историю, стал военным лётчиком. Сейчас он в отставке, подрабатывает охранником в том самом институте, куда меня и привели мои заботы. Военные специальности выбрали ещё два его сына, а один стал шофёром, дочь - продавцом. И все они своей жизнью и судьбой обязаны прежде всего Абдулле из Каюков.
Я позвонила в это село учителю истории Айдару Гаруновичу Казакову, который навёл справки и сообщил, что фамилия Абдуллы скорее всего Вафин. Во всяком случае, по Книге памяти сведения об Абдулле Вафине совпадают с воспоминаниями ныне покойного Хасията Закирова. Родных у погибшего солдата здесь не осталось. Может быть, прочитав эту публикацию, кто-то откликнется на неё и что-то расскажет об этих людях или о своих родственниках, храбро защищавших Родину. А этот героический эпизод, надеюсь, послужит всем нам напоминанием о том, что война - всё-таки очень беспощадна и жестока. И пусть имя Абдуллы в роду Закировых передаётся из поколения в поколение как самая бесценная святыня и дорогая память.
с.Кузнечиха.
На снимке: Хасият Закиров.
Фото из семейного архива.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: День Победы