Жительнице села Каюки Миннегайше апе Нургалиевой, разменявшей недавно второй век, могут позавидовать многие. И не только потому, что она дожила до такого возраста: от этой миловидной женщины исходят энергия и тепло, которые особенно ощущают её дети и внуки.
Талгат ЗАМАЛЕТДИНОВ
Миннегайша апа - одна из немногих, кому довелось пройти такую долгую дорогу жизни. На ней было много всего - невзгод и переживаний, радости и счастья. И всё это живо в её памяти...
Загибая пальцы рук, она называет имена своих сестёр и братьев. У её родителей - Халиуллы Тухватулловича и Фаизы Камалетдиновны было семеро детей, что по тем временам вовсе не удивительно. Несмотря на трудности, почти все семьи были многодетными, потому что считалось: чем больше семья, тем крепче и дружнее. И это справедливо, ведь вместе многие проблемы решить легче.
В семье Тухватуллиных дети рано приучались к крестьянскому труду. Например, уже в 10 лет Миннегайша научилась запрягать лошадь. Отец постоянно брал её с собой в поле, когда на лошадях пахал и боронил земли состоятельным людям села. Мать тоже целыми днями пропадала в поле. Чтобы немного заработать, она с утра до вечера трудилась у помещика Трубникова в соседнем селе Бураково. Миннегайша апа помнит также, как в их село зашёл конный отряд белогвардейцев. Правда, в Каюках они долго не задержались…
- Отец всегда заботился о нас, - рассказывает Миннегайша апа. - Чтобы прокормить семью, ему немало пришлось батрачить. Он очень уставал, но не имел привычки жаловаться. А времена-то были очень сложные…
Помнит Миннегайша апа, как однажды, в конце весны 1920 года, отец пришёл домой очень довольным, с небольшим мешком в руке. Оказывается, он помогал Габдулбарею Алишеву (отцу Абдуллы Алиша) в хозяйственных делах, а тот ему в знак благодарности дал полведра картошки, немного муки, кускового сахара и полбуханки ржаного хлеба. Тогда все поели досыта, а дети особенно обрадовались сахару, редкому тогда для них сладкому продукту.
Им пришлось пережить голод, обрушившийся на Поволжье в двадцатые годы. Чтобы спасти членов семьи от голодной смерти, Халиулла Тухватуллович отправился на заработки в Ярославскую область. Правда, он долго там не задержался, но всё же приехал не с пустыми руками. Миннегайша апа до сих пор помнит, например, вкус привезённой им крупной картошки. Вместе с братьями и сёстрами она собирала травы, которые можно было есть. От изнурительной жары тогда к тому же засохли даже вековые деревья, обмелели многие реки и озера. А каюковцев спасала река Актай - своей водой и всякой зеленью, растущей на берегах…
В двадцать лет Миннегайша вышла замуж за Хариса Нургалиева, которого очень ценили в селе как хорошего плотника. Дерево в его руках превращалось, можно сказать, в произведение искусства. По заказу он делал модные в те времена комоды, шкафы, детские кроватки, столы и табуретки. Одним словом, умел всё и этим обеспечивал семью. С появлением в семье детей Анвара и Харуна забот прибавилось, но они, говорит Миннегайша апа, были приятными.
В повседневных делах шли годы, и вдруг как гром среди ясного неба - война. В первые же дни ушёл на фронт брат Миннегайши - Хабибрахман. Он погиб, защищая Москву. Принесли повестку и мужу. Сначала всё было нормально, а потом от него перестали приходить письма. Думали, что его уже нет в живых. А он, оказывается, в одном из ожесточённых боёв был ранен в голову и попал в плен. Находился в концлагере города Кельна, а жив остался только потому, что их освободили американцы.
Нелегко было в тылу и Миннегайше с детьми. К тому же она приютила у себя жителей блокадного Ленинграда - женщину с дочерью. И в колхозе работала, и на окопах была в Тетюшском районе. Одним словом, все тяжести того сурового времени вынесла на своих плечах.
Пришло время, и вернулся с фронта муж, весь в орденах и медалях. Правда, после контузии у него часто болела голова, но, несмотря на это, он занимался любимым плотницким делом, многие годы трудился в колхозе имени Будённого. У Нургалиевых после войны родились ещё двое детей -- Таскира и Нургазиз. Налаживалась мирная жизнь, росли и становились самостоятельными дети, уходили из жизни родственники, знакомые… Не стало и мужа, и сегодня жива только одна её сестра Суфия, которой недавно исполнилось девяносто лет. И даже такая большая жизнь, которую прожила Миннегайша апа, пролетела незаметно.
… В большом доме Нургалиевых всегда светло и тепло. На подоконниках много цветов, которые очень любит Миннегайша апа. Каждое утро она разговаривает с ними, а потом, если позволяет здоровье, обязательно встаёт на намаз и поимённо вспомнит своих родных и близких. У всех в жизни разные судьбы и разные дороги. Своя - и у Миннегайшы апы, по которой она продолжает идти честно и терпеливо.
Нет комментариев