Валентина ЯКИМОВА.
Моей маме, Зое Степановне Кладовой, 97 лет. Ветеран труда и Великой Отечественной войны, она прожила тяжёлую и горькую сиротскую жизнь, о которой я хочу немного рассказать.
Родилась она в селе Большой Красный яр Алексеевского района. Отца своего не помнит, а мать умерла, когда ей было шесть лет. Вспоминает...
Валентина ЯКИМОВА.
Моей маме, Зое Степановне Кладовой, 97 лет. Ветеран труда и Великой Отечественной войны, она прожила тяжёлую и горькую сиротскую жизнь, о которой я хочу немного рассказать.
Родилась она в селе Большой Красный яр Алексеевского района. Отца своего не помнит, а мать умерла, когда ей было шесть лет. Вспоминает до сих пор, как смотрела в окно и плакала, когда её на санях повезли на кладбище. Так и остались они одни, четыре сестры и брат.
Следом нагрянула ещё одна беда - сгорел дом. Тогда выгорела почти вся улица, и многие остались без вещей и обуви. Надо бы учиться, ведь и учителя говорили, что у неё хорошая память, она быстро всё схватывала. (У мамы, кстати, и сейчас сохранился ясный ум и чёткая память). Но ходить в школу было не в чем.
После пожара купили маленький домишко-двуглазку. В нём и жили. Голод, холод, нужда не покидали маму на протяжении почти всей жизни. С восьми лет она стала нянчить годовалого малыша. Хозяин был жаден и жесток. Есть почти не давал, и хозяйка украдкой кормила её.
Сёстры повзрослели и стали выходить замуж, а брат за карман украденного проса угодил в тюрьму. Там и умер.
Старшая Александра попала в хорошую, середняцкую, семью. У них были своя корова, лошадь, свой земельный надел. Но стал создаваться колхоз, и муж Шуры не захотел вступать в него. Семья угодила под раскулачивание. Отправили их в Амурскую область, в тайгу, с годовалым ребёнком, который по дороге умер. Судьба сложилась так, что с Шурой сёстры больше никогда не увиделись. Правда, переписывалась до поры до времени, но затем и эта связь оборвалась. А Анна и Прасковья остались вдовами в Великую Отечественную войну.
Когда дом пришёл в негодность, переехали в Алексеевское, где в 1941 году мама вышла замуж. Непосредственно на фронт папа не попал, но он был в трудовой армии. Окончательно вернулся домой по болезни перед самой Победой.
В 1946 году родился первый сын Володя, затем появились мы, две дочери. Жили в бедности, ведь помощи ждать было неоткуда (мама - сирота, а у папиного отца с мачехой подрастали ещё трое детей).
Мы с сестрой уехали из дома, вышли замуж, а Володя со своей семьёй оставался с ними рядом. Почти друг за другом ушли из жизни папа и Володина жена, и остались они с мамой вдвоём. С какой теплотой и радостью встречал он нас, когда мы с сестрой приезжали к ним в гости! Два года назад его, к великому сожалению, не стало.
Смерть любимого сына потрясла маму. До этого она ещё была на ногах, выходила на улицу, а сейчас только чуть-чуть передвигается по квартире. Живёт со мной. Мама плохо видит и слышит, но для своего возраста она держится хорошо. А когда рассказывает о своей горькой судьбе, только удивляется: как это она жива до сих пор, ведь столько перенесла… Выжили-то, говорит она, благодаря дикому луку, лебеде да мёрзлой картошке. И мы счастливы, что до сих пор наша мама дарит нам тепло своих рук и доброту своего сердца, что мы можем её обнять, пожалеть, приласкать.
г.Болгар.
Нет комментариев