Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Судьбы людские

Чечня оставила свой след…

Горожанин Евгений Андронов - один из тех, на чью жизнь наложила свой неизгладимый отпечаток чеченская война. Он был призван на службу в самый разгар второй контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Марина ЗАЙЦЕВА
Группу новобранцев, в составе которой находился Евгений, сразу же отправили в Северную Осетию, во Владикавказ. Уже оттуда призывников распределяли по учебным частям в соответствии с востребованностью той или иной военной специальности. Евгению представилась возможность изучить сапёрное дело в Сыктывкаре. Через полгода он и ещё четыре сослуживца были приказом отправлены в военную часть села Самашки Ачхой-Мартановского района Чеченской республики.
Этот населённый пункт был подвергнут зачистке от сепаратистов силами МВД ещё в первую чеченскую войну при широком применении установок залпового огня. Уцелевших после обстрела строений было немного. Тем не менее коренные жители не покинули родное село, а продолжали там жить и работать, растить детей. Правда, отмечает Евгений, в глаза бросались наложенные на них отпечатки войны - встревоженные лица, боязливость, недоверчивое отношение к российским солдатам. Со своей стороны и солдаты проявляли осторожность в общении с местными жителями, так как нередки были случаи, когда среди гражданских находили себе приют и надёжное укрытие боевики.
- В обязанность нашей группы входило проведение инженерно-сапёрных работ по местам продвижения колонны солдат. Мы выходили примерно на четыре часа раньше роты и работали по установленному маршруту с миноискателями, - рассказывает Евгений. - Обнаруженные взрывные устройства обезвреживали.
От нападений со стороны сепаратистов сапёров страховала группа прикрытия, а позади шли солдаты, выставленные в качестве заслона через каждые четыре километра. За день приходилось отрабатывать таким образом до сорока километров, и большим везением считалось, если в военную часть они возвращались не пешком, а на бронетранспортёрах.
Усталость за день накапливалась просто невероятная, ведь маршруты они проходили одетыми в бронежилеты и пулестойкие защитные сферы (каски) с автоматами на плечах и полной загрузкой боеприпасов. Всё это весило примерно около тридцати пяти килограммов… Но такая экипировка была оправдана - она многим спасла жизни в той войне. Правда, и трагические случаи бывали. Один солдат, вспоминает Евгений, погиб при проведении инженерно-сапёрных работ, подорвавшись на противопехотной мине. Было тогда немало и пострадавших от ранений, поскольку осколки от такого мощного снаряда разлетаются в радиусе двухсот метров. Были жертвы в отряде сапёров и при нападении вооружённых отрядов боевиков…
Война, о которой до службы ребята только слышали, здесь, в Самашках, каждый день была рядом. Неоднократно населённый пункт и военная часть попадали под обстрел, который вели из ближайшего леса боевики. В ходе перестрелки сильно повреждались здания, погибали местные жители, домашний скот.
А для Евгения служба на шестом месяце оборвалась трагедией. Он поминутно может вспомнить утро роковой для него даты - 23 мая 2001 года, когда при проведении сапёрных работ подорвался на мине с дистанционным управлением. Вспышка, жгучая боль, темнота…
Он пришёл в себя уже в госпитале, понял, что случилось чудо - он жив, а вот правой руки не было. С того дня стал учиться жить по-новому, и дни потекли медленно-медленно. Вернувшись через шесть месяцев домой в Ким, он долгое время не мог справиться с так называемым чеченским синдромом. Было сложно найти себя, другого, в мирной, но такой сложной жизни. Не увлекали ни рыбалка, которую раньше обожал, ни подсобное хозяйство, ни техника. От безысходности и тоски, признаётся Евгений, чего скрывать, стал чаще прикладываться к бутылке спиртного.
От затянувшейся депрессии его спасли дружба, армейское братство, которое, убедился молодой человек, является нерушимым оплотом каждого солдата. Сослуживцы были почти в каждом уголке нашей необъятной страны, а некоторые - в своём регионе. Крепкая дружба и много воспоминаний и по сей день связывают Евгения с Сергеем Ямушкиным из Базарных Матак, Вячеславом Кондрашовым из Аксубаевского района. У них неоднократно бывал в гостях, приглашал к себе, а последние два года они вместе принимают участие в региональных праздниках, посвящённых Дню защитника Отечества.
В личной жизни тоже постепенно всё наладилось - у Евгения появилась семья. Кроме того, ему удалось устроиться на работу охранником в музей-заповедник. А вот жилищный вопрос спустя пятнадцать лет остаётся открытым. Как ветерану боевых действий ему полагается льготное жильё от государства, но из-за бюрократических проволочек проблему решить не удаётся. Единственными на данный момент льготами, предоставляемыми солдату, награждённому орденом Мужества, являются субсидии на оплату коммунальных услуг и ежегодная путёвка в реабилитационный центр Казани.
- Чечня до сих пор снится, - говорит Евгений. - Она оставила свой след не только на теле, но и в душе. Но я, как и другие солдаты, научился с этим жить. Я примирился со своим прошлым и надеюсь, что будущее будет светлым и мирным…

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: Чечня война