Жительница села Каюки Фардия Гатина привычна к любому труду, поэтому в доме у неё всегда порядок. А ведь живёт она одна, да и за плечами - уже более девяносто лет…
Талгат ЗАМАЛЕТДИНОВ.
«НЖ».
У Фардии Халиловны очень много комнатных цветов. И на полу они стоят, и на небольших подставках, и на подоконниках, и на столах. Глаза разбегаются от этой красоты!
- Я за ними, как за младенцами, ухаживаю, - говорит она. - Каждое утро поливаю тёплой водичкой, разговариваю с ними. Кажется, они меня понимают…
Вот уже семнадцать лет прошло с тех пор, как умер её муж Харис, дети - на стороне. Цветы и помогают скрасить одиночество...
Родилась Фардия Халиловна в Каюках. Учиться много не довелось: семья - большая, и надо было заработать свой кусок хлеба. Когда ей было десять лет, она трудилась уже наравне со взрослыми. Особенно тяжело, вспоминает Фардия апа, приходилось во время уборки хлеба. За день под палящими лучами солнца она перетаскивала на место складирования до 700 снопов, которые жала серпом её мать. Шустрой, работящей была Фардия. Потому, наверное, весной сорок первого года её поставили плугарём. А как только завершилась посевная, пришла страшная весть о войне…
Село на глазах пустело: мужчины уходили на фронт. Проводили на войну и брата Фардии - Кабира. Основная нагрузка легла на плечи женщин, стариков и подростков, и они трудились не покладая рук. В декабре Фардию отправили вместе с подругами, такими же пятнадцати - шестнадцатилетними девчатами, на окопы в Буинский район.
- Знаете, какой адский труд - копать мёрзлую землю, - вспоминает Фардия Халиловна. - Пальцы рук и ног коченели от холода, от усталости на ходу закрывались глаза. Но всё терпели, жалеть нас было некому…
Три месяца находились на окопах, а по возвращении домой им даже не дали как следует отдохнуть - отправили на лесозаготовки. Холодно, голодно было, но девчата старались выполнять дневные нормы.
Потом Фардия закончила курсы трактористов, и ей доверили газогенераторный трактор, работающий на дровах. Заводилась эта машина вручную. Лихо справлялась она с «железным конём», днём и ночью пропадала в поле. Приходилось и одной оставаться в ночном поле, но никакого страха она не ощущала. Беспокоилась только об одном - лишь бы трактор не сломался.
Однажды поручили ей пригнать из Трёх Озёр цистерну для хранения солярки. Доехали до села с напарником нормально, но обратный путь длился почти две недели. Трактор шёл на пределе, ведь вес цистерны составлял порядка 25 тонн. Тяжело было, конечно, но груз до места назначения был доставлен.
Радостную весть о Победе им прямо в поле сообщил председатель колхоза. По этому случаю он даже объявил перерыв на один час. Все плакали от счастья, обнимали друг друга...
А через некоторое время возвратился домой и Кабир. Он получил серьёзное ранение, но всё же выжил.
Фардия Халиловна более десяти лет не расставалась с трактором. Работала она и на комбайне, всегда числилась в передовиках. И не зря, наверное, её в 1948 году избрали депутатом районного Совета. Наказы своих избирателей она выполняла на совесть.
С замужеством забот и хлопот прибавилось заметно. Но время шло, незаметно выросли сыновья Вильдан, Гильман и дочь Разия. Все они сумели найти своё место в жизни, а примером им во всём были родители. К огромному сожалению, Вильдан умер в самом расцвете сил, когда ему было только 49 лет. Очень тяжело пережили это горе в семье Гатиных.
А сейчас Фардия Халиловна живёт ожиданием телефонных звонков и приездов детей, чему бывает безумно рада. Скоро должна, например, приехать из Казани дочь, которая за несколько дней успевает во многом помочь матери. Да и Гильман часто приезжает в родное гнездо.
Когда они рядом, мать не нарадуется: пироги, блины испечёт, соленья и варенья на стол поставит. И баньку не поленится истопить для них…
Когда же все соберутся за столом, Фардия Халиловна обязательно припомнит что-нибудь о своей жизни, которую лёгкой не назовешь.
Выносливости, терпению, трудолюбию таких женщин, как она, можно только удивляться и по-доброму завидовать.
Нет комментариев