785 лет назад, 1 апреля 1229 года, в Болгаре произошло событие, память о котором пережила века... В этот день в столице Волжской Булгарии был казнён проповедник христианства Аврамий. Информация об этом сохранилась в русских летописях - Лаврентьевской, Воскресенской, Львовской, Никоновской, Татищевской. Через год тело Аврамия перенесли в город Владимир, где...
Николай МАРЯНИН,
краевед.
Казнь мученика
В русских летописях говорится, что Аврамий был «иного языка, не русского». Предание гласит, что он происходил из волжских булгар, воспитывался среди мусульман, изначально исповедовал ислам и имел другое имя - Ибрагим. В Болгаре его знали как богатого и знатного купца, торговавшего по всему Поволжью. Приезжая за товаром в города Древней Руси, булгарский купец заинтересовался христианской верой, а вскоре принял православие и при крещении получил имя Аврамий. Прибыв однажды под этим именем в город Болгар, он во время ярмарки на Ага-Базаре стал проповедовать христианство среди соплеменников и бывших единоверцев. Узнав, что Аврамий не находится под защитой русских князей, власти его схватили и в течение долгого времени принуждали «ласканием и прещением» отречься от Христа, угрожали лишением собственности, подвергали истязаниям. От православной веры купец не отрёкся и, как сказано в летописи, «проклял Магомета и веру болгарскую». Вероотступничество в то время считалось в Болгаре преступлением, и 1 апреля 1229 года Аврамия четвертовали - отрубили ему мечом ноги, руки, а затем и голову. По некоторым сведениям, в казни участвовал даже его отец.
Тело мученика было погребено русскими, предположительно, муромскими купцами на христианском кладбище Болгара. По преданию, после захоронения стали происходить знамения, послужившие поводом к почитанию Аврамия. В городе начались систематические пожары, выгорела большая часть Болгара, и «товара погоре множество бещислено за кровь Христову», как написал об этом суздальский летописец. А на месте казни забил родник чистой воды, от которой начали исцеляться употреблявшие её жители древнего города. Узнав об этом, великий князь Георгий Всеволодович пожелал перенести мощи Аврамия во Владимир, и вскоре поставил это одним из условий при заключении летом 1229 года мирного договора с Волжской Булгарией. Уже 9-го (по другим источникам 6-го) марта 1230 года тело мученика с почестями доставили в Успенский Княгинин монастырь города Владимира. Во время монгольских походов на Русь мощи Аврамия несколько веков были спрятаны в Благовещенском приделе этого монастыря. В середине 17 века здесь составили «Мучение и похвалу мученику Аврамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу». И лишь в 1711 году его мощи поместили в новую деревянную раку и перенесли в главный придел Успенского храма, а в 1806-ом для них была изготовлена серебряная рака.
Возвращение мощей
Почитание Аврамия Болгарского в Казанской губернии возобновилось лишь в 19 веке. Как это происходило, известно благодаря исследованиям казанского историка Игоря Алексеева. В мае 1873 года архиепископ Казанский и Свияжский Антоний обратился к архиепископу Владимирскому и Суздальскому с просьбой «уделить некоторую часть святых мощей мученика Аврамия Болгарского в Казанскую епархию, и прислать оную, вместе с его иконою». Уже 30 сентября из Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря в Казанский кафедральный Благовещенский собор доставили «точный список с древнего изображения» Аврамия Болгарского и частицу его мощей «довольно значительного размера, издавна хранившуюся в особом кресте», которая была вложена во врезанный в икону «особо приготовленный серебро-позлащённый ковчежец».
Тогда же казанские священники заговорили и о прославлении святого Аврамия в селе Болгары (Успенское) Спасского уезда Казанской губернии, в тех местах, где он принял мученическую смерть. В 1887 году по настоянию архиепископа Казанского и Свияжского Палладия в Успенскую церковь села Болгары из города Владимира доставили икону мученика с частицей его мощей. Кроме того, представитель местной сельской православной общины Ф.Ф.Мордвишин обратился с ходатайством в Священный Синод, который 14 января 1892 года своим указом за №252 «разрешил, для удовлетворения благочестивого желания прихожан церкви села Болгар, перенести из города Владимира деревянную раку, в которой почивали мощи св. мученика Аврамия до 1805 года». Предполагалось поставить её в церковном приделе, посвящённом мученику, а над верхней частью раки разместить икону святого Аврамия. Уже 27 января был издан соответствующий указ №844 Казанской духовной консистории, направленный для исполнения «о. благочинному села Бездны С.Студенцову». Своё согласие на передачу мощей в село Болгары 21 мая дало и Владимирское епархиальное управление. А 30 мая деревянная рака была доставлена на пароходе по Волге в Спасский Затон и крестным ходом перенесена от пристани в Успенскую церковь. Торжественная процессия за несколько часов преодолела около 30 вёрст.
Имя чудотворца
Протоиерей, духовный писатель и учёный Е.А.Малов, издавший в 1908 году в Казани своё исследование «Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах», рассказал в нём о двух знаменательных случаях, произошедших «во время торжественного принесения гробницы св. мученика Аврамия». Когда церковная процессия уже проходила по селу Болгары, в многочисленной толпе богомольцев вдруг обнаружили подкинутого некрещённого младенца мужского пола. Тут же нашлись желающие стать восприемниками этого младенца, который был наречён Аврамием и в тот же день крещён в купели Успенской церкви.
И второй случай, трагический. Крестьянин села Болгары Андрей Тимофеевич Суходов в тот день отправился продавать воз извести. Соседи просили его отложить поездку, предупреждали, что он «не успеет положить на воз известь, как гробницу принесут в село и в храм Божий». Но Андрей не послушался, и в момент погрузки свалился в яму с известью и обжёгся до смерти. Когда церковная процессия с гробницей была уже в селе, в Болгары привезли и Андрея Суходова, но уже мёртвым, что поразило участвовавших в церемонии богомольцев и односельчан. Оба эти случая были записаны в тот же день в метрическую книгу Успенской церкви.
В своём исследовании протоиерей Е.А.Малов указал и на появившуюся на рубеже 19-20 веков в различных публикациях двоякость в написании имени Аврамий - с одной и с двумя буквами «а». Он подчеркнул, что по книге служб и в акафисте святому мученику Аврамию имя везде напечатано с одним «а» и что в новых книжках, изданных в городе Владимире об Успенском монастыре, то же написание имени. А вариант с двумя буквами «а», полагал учёный, применим лишь «в отношении к патриарху Аврааму», родоначальнику евреев, имя которого и послужило, видимо, причиной путаницы в написании имени болгарского чудотворца. Поэтому, утверждал Малов, необходимо «везде писать имя мученика однообразно с одною буквой «а» - Аврамий, предполагая, что и во граде Владимире имя его произносится также». Да и в русских летописях, повествующих о событиях 1229 года в Болгаре, имя Аврамия тоже записано с одним «а».
Придел в честь святого мученика Аврамия Болгарского был устроен при Успенской церкви не сразу. Только в 1899 году епархиальное начальство дало на это разрешение, а проект о расширении храма был утверждён губернским правлением в 1901-ом. Но и сами работы значительно затянулись. Когда 14 мая 1907 года комиссия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете в лице профессоров Н.Ф.Катанова и А.И.Александрова посетила Болгары и осмотрела находящиеся на попечении древние здания, придела у церкви ещё не было. Вот выписка из их отчёта: «В современном православном храме, по заявлению о. смотрителя, бывшего смотрителя Ф.Ф.Мордвишина и др., предполагается пристрой нового южного алтаря, в честь Аврамия Болгарского; в силу чего получится изменение прежнего вида храма после необходимой разломки стены и извлечения из неё старых, во многих случаях с надписями камней фундамента». Комиссия рекомендовала Обществу археологии «приобрести для себя ценные камни, о чём и заявила строительному комитету церкви».
Из пелены забвения
Придел всё-таки успели построить до большевист-ской революции 1917 года. Но в эпоху советской власти почитание Аврамия Болгарского в Казанской епархии практически прекратилось. Почти все храмы в регионе были закрыты, иконы и церковная утварь разграблены, святые преданы забвению. Не стала исключением и Успенская церковь в Болгарах, закрытая в 1919 году. Были утеряны и связанные с Аврамием святыни - рака с мощами и икона, привезённые из Владимира. Сама церковь долгое время использовалась под хозяйственные нужды, а затем была реконструирована и приспособлена под историко-археологический музей.
И всё же нашлись в городе истинные служители веры, которые 70 лет тайно хранили у себя частицу мощей Аврамия Болгарского - фалангу перста его правой руки. Эта реликвия хранится сегодня в Свято-Авраамиевской церкви города Болгара, которую возвели в 1988 году на основе перенесённого из Порфировки храма. Имя Авраамия Болгарского теперь и здесь, и во всех епархиях России пишется и произносится с двумя буквами «а», долгое забвение святого всё же утвердило в сознании верующих эту орфографическую ошибку. В Успенском храме Княгинина монастыря во Владимире серебряная рака тоже была утеряна, сохранилась лишь частица мощей мученика и вышитая золотом икона 19 века.
А на месте святого источника в Болгаре, где некогда казнили Аврамия, возвели колодец и часовенку над ним. Осенью 1993 года её отстроили заново и освятили вместе с очищенным от мусора колодцем. На дне его обнаружили два родника чистой воды. В 2004-07 годах на средства прихожан и благотворителей здесь была произведена реконструкция: часовня обложена декоративным камнем, территория покрыта брусчаткой, вдоль дорожек установлены лавочки для отдыха, оборудованы кабины для обливания. Сооружение обнесено невысокой оградой с кирпичным основанием, в тон часовне. Перед входом установлен каменный столп с описанием жития мученика Аврамия.
После очистки родников вода стала пригодной для питья, а лабораторные исследования показали, что она обогащена микроэлементами и минералами, полезными для организма.
Это место сегодня одинаково почитается и русскими, и татарами. Ведь предание гласит, что первым жителем Болгара, исцелившимся водой из родника в 13 веке, был приверженец ислама. К тому же татары происхождение источника связывают ещё и с легендой о дочери болгарского хана Туйбике и тоже считают воду из колодца святой. Поэтому паломники-мусульмане, приезжающие в Болгар со всех концов света, стараются посетить и этот легендарный источник.
Нет комментариев