Сто лет назад началась Первая мировая война. Для нашей страны это случилось 1 августа 1914 года, когда немецкий посол вручил министру иностранных дел Российской империи Сергею Сазонову ноту, в которой Германия объявляла войну России. Сергей Дмитриевич находился на этом посту шесть лет и позже написал книгу воспоминаний, где изложил все...
Николай Марянин,
краевед.
Владельцы Красной Слободы
Родились братья Сазоновы в Рязанской губернии, в провинциальной дворянской семье. Сергей был младше Николая на два года и появился на свет (по новому стилю) 10 августа 1860 года. Их отец, отставной штабс-капитан лейб-гвардии Егерского полка Дмитрий Фёдорович Сазонов, в 1853 году женился на баронессе Ермионии Александровне Фредерикс. В тот же год скончался бывший казанский губернатор Альберт Карлович Пирх, с 1829-го владевший поместьем в селе Красная Слобода Спасского уезда. Имение наследовала его дочь Аделаида Альбертовна, в замужестве Комаровская, построившая в 1859 году в селе Казанско-Богородицкую церковь. Ермиония Сазонова приходилась Аделаиде Комаровской троюродной сестрой. Их общий прадед Иван Юрьевич Фредерикс был сыном пленённого ещё при Петре I шведского офицера, дослужился до придворного банкира и получил баронское достоинство Российской империи.
Видимо, благодаря этим родственным связям поместье при селе Красная Слобода площадью 2541,2 десятины земли вскоре полностью перешло к Дмитрию Фёдоровичу Сазонову, а от него уже в нераздельное владение к его сыновьям - Николаю и Сергею. В 1883 году Николай Дмитриевич Сазонов перебрался в Красную Слободу и занялся доставшимся им с братом по наследству помещичьим хозяйством. А Сергей Дмитриевич, окончив в том же году Императорский Александровский лицей в Санкт-Петербурге, в чине титулярного советника был принят на службу в канцелярию Министерства иностранных дел Российской империи. Вряд ли он тогда мог предположить, что когда-нибудь возглавит это министерство.
Но карьера Сергея Сазонова развивалась стремительно. Уже в 1890 году его назначили вторым секретарём российского посольства в Лондоне, четыре года спустя - секретарём российской миссии в Ватикане. А в 1898-ом произошло событие, сыгравшее в дальнейшем решающую роль в карьерном росте Сергея Дмитриевича. Он женился на Анне Борисовне Нейдгарт - правнучке Александра Суворова и младшей сестре жены Петра Столыпина, будущего премьер-министра России. Хотя сам Пётр Аркадьевич был в то время всего лишь уездным предводителем дворянства в городе Ковно (нынешний Каунас в Литве) и ни о каких высоких постах в правительстве тоже не помышлял.
Дипломат империи
В 1904 году Сергей Сазонов вновь отправился в Лондон. На посту советника посольства он принимал здесь участие в урегулировании Гулльского инцидента в Северном море (у англичан этот конфликт носит название «Русский произвол»). В тот год эскадра вице-адмирала З.Рожественского, направляясь на Дальний Восток для участия в русско-японской войне, в тумане по ошибке обстреляла английские рыболовные суда, приняв их за миноносцы противника. И только дипломатические усилия Сазонова помогли предотвратить крупный британско-русский военный конфликт.
С 1906 года Сергей Дмитриевич был опять направлен в Ватикан, на этот раз в должности чрезвычайного и полномочного посланника. А его свояк Пётр Столыпин в том же году стал председателем Совета министров России. Уже год спустя Сазонов получил чин действительного статского советника и был назначен посланником в США, в 1909-ом стал заместителем министра иностранных дел Российской империи, а в ноябре 1910 года сам возглавил это министерство и был вскоре пожалован в гофмейстеры Высочайшего Двора. Это назначение дало повод некоторым современникам обвинить Сергея Дмитриевича в том, что он получил министерский портфель благодаря влиятельному родственнику.
Николай Сазонов тем временем продолжал свою деятельность в Спасском уезде. Ещё летом 1899 года он пригласил погостить к себе в имение Столыпина, с которым познакомился на свадьбе брата, но тот из-за занятости приехать в Красную Слободу не смог. В ранге казанского губернского предводителя дворянства, а затем и депутата Государственной Думы России Николай Дмитриевич часто приезжал в Санкт-Петербург, где встречался и с братом, и со Столыпиным. А вот бывал ли в Красной Слободе Сергей Сазонов, документальных свидетельств пока найти не удалось. Теоретически он мог это сделать до 1890 года, когда старший брат обустраивался в поволжском имении, а также во время отпусков, возвращаясь в Россию из зарубежных посольств. Или же после скоропостижной смерти Николая Дмитриевича в 1913 году, когда Сергей Дмитриевич, вероятно, остался единственным владельцем поместья в Красной Слободе. Детей у обоих братьев не было, и Сергей Сазонов, несмотря на занятость на посту министра, должен был устроить все дела со своей долей краснослободского имения.
Инициатор войны
Характеризуя Сергея Сазонова как государственного деятеля, его современники отмечали в нём прямоту, отсутствие личной корысти, энергичную решительность. С дипломатами других стран он предпочитал держаться подчёркнуто холодно, сдерживая свой природный темперамент. С коллегами же по работе был прост, приветлив и постоянен в своих привязанностях. Получив пост министра, Сазонов продолжил начатый ранее курс на сближение с Англией и Японией, не обостряя при этом дипломатических отношений с Германией и Австро-Венгрией. Должность обязывала периодически встречаться с российским императором, и министр со временем приобрёл существенное влияние на Николая II. Среди значимых дипломатических побед Сазонова можно назвать переговоры с германским канцлером Т.Бетман-Гольвегом и статс-секретарём иностранных дел А.Кидерлен-Вехтером, завершившиеся Потсдамским соглашением 1911 года, а также достижение соглашений с Японией в 1912 и 1916 годах.
В то же время во внешней политике Россия в те годы ориентировалась на союз с Францией и сближение с Англией, поэтому главной целью деятельности министра Сазонова являлось всё же укрепление связей с Антантой. Летом 1914 года он даже сделал попытку привлечь Румынию к этому тройственному союзу сильнейших государств Европы. А 28 июня сербский революционер Гаврило Принцип застрелил в Сараево австро-венгерского престолонаследника Франца Фердинанда и его жену Софию, что послужило поводом к началу Первой мировой войны. Австро-Венгрия 23 июля предъявила Сербии унизительный ультиматум. В ответ на это Сергей Сазонов предложил России, Англии и Франции коллективно принудить Австро-Венгрию забрать ультиматум обратно. Сазонов был уверен в неизбежности войны и убедил Николая II издать 30 июля указ о мобилизации в четырёх военных округах для организации помощи братьям-сербам. На это сразу отреагировала Германия, потребовав от России прекратить мобилизацию и подготовку к войне. Но немецкий ультиматум был отклонён российским министром, и 1 августа германский посол Фридрих фон Пурталес прибыл в Министерство иностранных дел, чтобы вручить Сергею Сазонову ноту об объявлении войны России.
Некоторые историки считают, что если бы Сазонов, пытаясь оказать помощь сербам, не настаивал так активно на всеобщей мобилизации или же уговорил императора отменить её после протеста Германии, Российская империя могла бы избежать этой войны, а в последующем - революции и распада. Вместо российских войск в этом случае предлагалось направить в Сербию поток добровольцев, которые помогли бы сдержать натиск Австро-Венгрии, пока дипломаты договаривались бы о мире... Согласитесь, похожая ситуация сегодня, спустя сто лет, сложилась на Украине. Ввод российских войск в Новороссию тоже мог бы сегодня привести к полномасштабной мировой войне, но на этот раз затеянный американцами военный конфликт пытаются погасить ополченцы Донбасса и добровольцы со всей Европы. Наступать на те же грабли нынешнее руководство России не захотело.
Деятель эмиграции
А вот Сергей Сазонов настоял на участии России в Первой мировой войне и вёл активную дипломатическую деятельность. В ноте, переданной послам Англии и Франции 14 сентября 1914 года, он уже сформулировал условия будущего мира с Германией и Австро-Венгрией, которые впоследствии с некоторыми оговорками были союзниками приняты. В 1915-ом Сазонов принимал участие в подготовке англо-франко-русского соглашения, предусматривавшего передачу России Черноморских проливов. В разгар войны вместе с группой своих коллег-министров он обратился к Николаю II с просьбой о нежелательности смены Верховного главнокомандующего. А в конце 1915-го разработал проект российско-польской унии, предусматривавшей общие для Польши и России границы, финансы, монарха, армию, дипломатию и пути сообщения. Однако, проект Сазонова был отклонён правительством, а недоброжелатели уже плели вокруг него интриги.
В июле 1916 года с разрешения императора Сазонов уехал на отдых в Финляндию, а 7 августа был отправлен в отставку, что вызвало протесты со стороны английского и французского послов. В январе 1917-го Сергея Дмитриевича назначили чрезвычайным и полномочным послом в Великобританию, но к исполнению обязанностей он приступить не успел, грянула Февральская революция. Временное правительство вскоре подтвердило назначение Сазонова послом, но пока он собирался переехать в Англию, в мае его окончательно уволили из министерства. После большевистского переворота он стал активным участником Белого движения. Во время Гражданской войны, в августе 1918 года, в Екатеринодаре вошёл в состав «высшего органа гражданского управления» при верховном руководителе Добровольческой армии генерале М.Алексееве. Затем в 1918-1920 годах был членом правительства у генерал-лейтенанта А.Деникина и адмирала А.Колчака, их представителем на Парижской мирной конференции.
Последние годы жизни Сергей Дмитриевич провёл в эмиграции. Несколько лет прожил в Польше, где ему вернули его имение под Белостоком, затем во Франции. Скончался в Ницце 24 декабря 1927 года в возрасте 67 лет. За государственную службу Сазонов был удостоен нескольких высших орденов Российской империи - Святого Станислава 1-й степени (1910), Святой Анны 1-й степени (1912) и Белого Орла (1916), а также иностранных, в том числе шведского ордена Серафимов и монгольского ордена Драгоценного жезла. Незадолго до кончины он опубликовал в Париже и Берлине книгу «Воспоминания», где описал свою деятельность в Министерстве иностранных дел Российской империи. Но упоминаний о поместье в Красной Слободе Сергей Сазонов в своих воспоминаниях не оставил.
Нет комментариев