В судьбах людей, работавших в редакции или сотрудничавших с ней на общественных началах по зову сердца или в силу служебных обязанностей, газета, несомненно, оставила свой след. Об этом в преддверии юбилея «Новой жизни» рассказывают они сами.
Вячеслав КАРПОВ,
главный редактор журнала «Элита Татарстана»:
- С газетой знаком, пожалуй, с детства,...
В судьбах людей, работавших в редакции или сотрудничавших с ней на общественных началах по зову сердца или в силу служебных обязанностей, газета, несомненно, оставила свой след. Об этом в преддверии юбилея «Новой жизни» рассказывают они сами.
Вячеслав КАРПОВ,
главный редактор журнала «Элита Татарстана»:
- С газетой знаком, пожалуй, с детства, а вот сотрудничать с ней начал где-то в седьмом или восьмом классе, когда Анатолий Петрович Самаркин попросил меня писать заметки на спортивные темы. Получишь, бывало, газету - в ней от моей заметки только подпись да факты. Всё остальное - переделано.
Как я попал на работу в редакцию? После школы были возможности поступить или в военное училище, или в другие вузы, потому что я дружил, как говорится, с точными науками. Но был интерес и к газете. В ней тогда печатался Евгений Кулагин, и мне очень нравились его фотографии, а я тоже в старших классах увлекался этим делом. Собственно, фотография и привела меня в газету. Это было уже после службы в армии. Тогда как раз освободилось место фотокорреспондента, и Анатолий Петрович, который к тому времени был заместителем редактора, уговорил, можно сказать, занять его. Профессиональных навыков, конечно же, не было, приходилось учиться у коллег, заниматься самообразованием и постигать азы фотографии.
Что дала «Новая жизнь»? Она наставила на путь профессионального журналиста, научила находить выход из самых сложных ситуаций. Работать в районной газете было сложнее, чем в любых других изданиях: официоза много, ярких событий, достойных, например, фоторепортажа, мало… Но что-то всё-таки придумывали, ту же рубрику «Вчера, сегодня, завтра», которая рассказывала, в том числе и языком фотографии, о прошлом и настоящем сёл, о знатных людях, о планах.
Как показала дальнейшая жизнь, уроки, полученные в газете, очень пригодились. Была заложена профессиональная база, были приобретены навыки, которые я применял, работая уже в других изданиях. Нельзя забывать и о том, что мы были работниками идеологического, как тогда называли, фронта и находились в определённых рамках. А мы молодые, со своими амбициями, творческими устремлениями, поэтому искали какие-то пути самовыражения. Может, и не всегда, но это удавалось, потому что видели то, мимо чего зачастую обычный человек проходит…
Я с благодарностью вспоминаю своего первого редактора - Равиля Ибрагимовича Исмагилова. Он никогда не читал нраво-учений, а своей работой, эрудицией, ответственностью показывал, каким должен быть профессионал. Мы относились к нему с симпатией, уважали его. Когда я пришёл в редакцию, там был очень сильный журналистский коллектив - Саша Шишмарёв, Миша Щвецов, потом пришла Таня Ананьева… Были творческие споры, каждый друг у друга учился.
Однажды у меня был случай. По какой-то причине я повздорил с одним человеком, а через некоторое время мне дали задание сфотографировать его для газеты. Я отказался, ссылаясь на неприязненные отношения с ним. Тогда редактор сказал: «Свои личные обиды надо оставлять дома, а на работе надо работать». Это был тоже урок профессионализма, и он мне запомнился на всю жизнь.
Магсум МАГЗАНОВ,
первый секретарь райкома ВЛКСМ (1966-1971 гг.):
- Подумать только - «Новой жизни» 95 лет! Фантастика. Горжусь тем, что знаком с ней чуть ли не полвека. Впервые взял газету в 1965 году и с тех пор не порывал связи с её сотрудниками. И сейчас, пусть и не столь регулярно, знакомлюсь с публикуемыми на её страницах материалами. На протяжении всей своей истории газета отражала жизнь людей и стала летописью, в которой запечатлены все важнейшие события в районе, трудовые достижения и имена их творцов.
Моё сотрудничество с газетой началось через год после приезда в Куйбышев, когда меня избрали первым секретарём райкома комсомола. Молодой тогда сотрудник редакции Анатолий Самаркин был членом бюро райкома и относился к общественной работе не формально, как это часто бывает, а со всей серьёзностью и ответственностью. Именно он взял на себя основную нагрузку по подготовке ежемесячного тематического разворота «Юность комсомольская». Ему помогали Люда Козарь, Иршат Хамидуллин. Эта «газета в газете» рассказывала, конечно, не только о делах комсомольских, но и о проблемах, волнующих всю молодёжь.
Во второй половине шестидесятых годов жизнь комсомольцев и молодёжи в районе была довольно интенсивной и интересной. Мы проводили слёты молодых передовиков производства, молодых депутатов, молодёжные праздники с вечерним костром дружбы на озере Мочилище, другие мероприятия, которые собирали многие сотни юношей и девушек, организовывались массовые субботники по закладке парка в центре города. А какой популярностью пользовалось молодёжное кафе «Бригантина» на базе городской столовой! Все эти и другие мероприятия освещались в районной газете и городской стенной газете «Алый парус», которая вывешивалась в фойе кинотеатра. Авторами заметок были секретари комсомольских организаций и многочисленные активисты. Если сейчас перелистать подшивки газеты тех лет, то можно получить достаточно полное представление о том, чем жила молодёжь, что её волновало.
Особо хочу сказать о развернувшейся в те годы краеведческой работе. Её инициатором и вдохновителем была Ольга Ильинична Манстакова. Школьниками и молодёжью был собран огромный, богатейший материал о прошлом района, о прославленных участниках Великой Отечественной войны и других людях, оставивших заметный след в истории. Обо всех интересных находках рассказывалось на страницах «Новой жизни».
Я от всей души поздравляю газету с юбилеем, желаю ей долголетия, а журналистам и внештатным авторам - творческих успехов в очень нужном людям деле.
Николай ВДОВИН,
ветеран печати:
- В «Новой жизни» я проработал недолго - два года с небольшим. До этого у меня некоторый журналистский, если можно так сказать, опыт был - получил в одной из газет Мордовии. Но его оказалось, конечно же, недостаточно. Я ещё раз убедился, что журналист, в каком бы издании он ни работал, должен постоянно учиться, расти. И «Новая жизнь» стала для меня вторым университетом, в котором дают не диплом, а практический опыт. А главным своим учителем я считаю Александра Васильевича Щелкунова, талантливейшего журналиста, умевшего в привычных вещах отыскать «изюминку» и воплотить её в статью, которой обязательно заинтересуются читатели. С теплотой вспоминаю Марию Харитоновну Козарь и других сотрудников редакции. А в районный центр я влюбился с первого, что называется, взгляда - близость Волги, лес вокруг… С городом и многими его жителями я очень долго поддерживал самую тесную связь. Кстати, там родилась и моя дочь Ольга.
Потом я много лет редактировал газеты «За регулярный рейс», «Строитель», «Природа и мы». Но память часто возвращала в «Новую жизнь». И сегодня можно гордиться тем, что в её 95-летней истории есть и маленькая страничка с моим именем.
Николай СПИРЧАГОВ,
первый секретарь райкома ВЛКСМ (1983-1987 гг.):
- Живая история горячей молодости тревожит сердце. Это время, когда надо было верить, надо было любить беззаветно своё дело. Сквозь «не могу» и «не умею» стойко проходили наши молодые земляки. Они росли и мужали на стройках, на полях и фермах, гордо поднимали знамя нашей молодости и уверенно держали его. Открывать молодые пути и «видеть солнце порой предрассветной» нам помогала газета. Наш друг, наш спутник! В ту пору мы словно жили в другом мире, дорожили другими ценностями. Мы глубоко верили. И особенно верили слову, написанному в газете. Только теперь мы начинаем понимать, какая это была чудесная жизнеутверждающая эпоха…
Я горжусь тем, что мне выпала честь быть лидером районной комсомольской организации. Благородным шагом мы шли вместе с газетой «Новая жизнь», проверенным в делах товарищем, воспитывали в молодёжи любовь к Родине. Мы учились в уникальной общественно-политической школе: писали о жизни юношей и девушек, об их проблемах, о труде молодых механизаторов, животноводов, строителей, об их досуге.
Сегодня нам есть что вспомнить… Наша юность - уже давно история. Остался в истории и комсомол. Но благодаря газете эта история остаётся с нами навсегда.
Мы учились общению с людьми, учились анализировать общественно-политические процессы, управлять обществом, защищать Родину. Потому основу деятельности газеты составляли честность и порядочность, правдивость и стремление работать добросовестно, бескорыстно, неизменно сохраняя ответственность перед обществом.
Газета по сути своей устремлена на поиск, на познание жизни. Она всегда на острие времени. Пусть такой она будет и в дальнейшем.
Людмила КОЗАРЬ (ПЕТРОВА),
ветеран печати:
- Газета «Новая жизнь» - это моя первая ступенька к профессии, которой отдала всю жизнь.
Когда училась в школе, и подумать не могла, что стану журналисткой. Честно говоря, и не интересовалась этим, хотя мама работала в редакции. Так сложились обстоятельства, что не я выбрала дорогу, а дорога выбрала меня. Моего папу в начале 1965 года избрали первым секретарём Куйбышевского райкома партии, и мы из Буинска переехали вместе с ним. Мама стала ответственным секретарём, а мне нашлось место корректора в редакции. В свободное время я что-то писала, и через какое-то время меня перевели в литературные сотрудники, а позднее назначили заведующей отделом писем.
Интересное было время. Наверное, потому, что мы были молоды и нетерпеливы. Нас хватало на всё - и на заметки, репортажи, статьи, и на общественную работу. В каждом селе у нас были друзья-приятели, общение с которыми давало нам новые темы. Не умея общаться с людьми, находить с ними контакт, журналистом не станешь.
С 1974 года и вплоть до ухода на заслуженный отдых я проработала редактором многотиражной газеты «За прогресс» на казанском заводе «Электроприбор». Но я всегда вспоминала и сейчас вспоминаю те поистине счастливые годы, что были связаны с «Новой жизнью».
Рада и Сергей КОРНИЛОВЫ, главный редактор и редактор отдела газеты «Pulse Казань»:
- Работа в редакции газеты «Новая жизнь» стала для нас настоящей школой жизни. Как это ни банально звучит, но работа здесь научила нас всему тому, что мы сейчас умеем как журналисты. Согласитесь, любой выпускник журфака - это ещё не журналист. Одно дело - голая университетская теория, где нас учили разным художественным приёмам и стандартам, а другое - специфическая практика освещения жизни рабочих будней жителей небольшого района. Здесь нам быстро пришлось стать «многостаночниками» и научиться писать на любые темы, при этом - не мудрствуя лукаво. Поначалу мы не понимали, почему наш первый редактор Анатолий Петрович Самаркин безжалостно кромсал наши «гениальные» эссе и заставлял по несколько раз переписывать и без того «суперсовершенные» произведения. Но со временем правок редактора становилось все меньше, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что он всегда находил, что поправить. Кстати, о правке. Сейчас вспоминаем одну из его любимых присказок: «Пишите больше: из большого всегда можно сделать маленькое». И часто превращал наш гигантский «шопенгауер» в небольшую заметку. Это, конечно, напрягало, но со временем приучило нас писать кратко и по существу, что впоследствии пригодилось, когда и самим пришлось редактировать чужие тексты.
Во многом становлению нас, как журналистов, мы обязаны и дружному коллективу редакции. До сих пор с душевной теплотой мы вспоминаем Надежду Александровну Тимофееву, Лидию Георгиевну Кострулёву, тетю Венеру Мухаметшину, переводчика Талгата Замалетдинова и всех остальных. С высоты прожитых лет и опыта работы в других редакциях можно сказать, что коллектив «Новой жизни» до сих пор остаётся в нашей памяти самым дружным и сплочённым.
Закончить хотим словами любимого тоста нашего первого редактора, который он поднимал на каждом редакционном торжестве: «За нашу «Новую жизнь»!
Нет комментариев