Наш район знаменит так называемым Бездненским восстанием под руководством Антона Петрова, который выступил за крестьянскую волю. Этому событию в 2017 году исполнилось 156 лет. Но мало кому известно, что год спустя искры от бездненского пожарища едва не вызвали новое волнение в другом конце Спасского уезда - селе Каюки, которое в...
Айдар КАЗАКОВ,
учитель истории Каюковской основной школы.
Материалы о том, как бывшие государственные крестьяне села Каюки 10 августа 1862 года отказались выйти на подёнщину, долгое время пылились на полках Национального Архива Республики Татарстан. Объём «Дела о распространении среди татар деревни Каюки Николо-Пичкасской волости Спасского уезда вредных и необоснованных слухов об отказе найма на помещичью работу» составляет 52 листа, которые проливают свет на эти страницы жизни моих земляков…
...10 августа 1862 года управляющий помещичьей фермой Демидова в Нижних Марьянах Константин Фишер Гамберг написал рапорт на имя исправника Спасского уезда. Он жаловался на то, что казённые крестьяне села Каюки отказались выйти на работу. А началось всё с того, что 8 августа к старосте села Габдулле Якупову обратился 47-летний, ранее не бывавший под стражей, несудимый Шамси Мустаев и заявил, что на основании якобы полученной волостным правлением бумаги в пятницу мусульман не могут привлекать к работе на помещика. В ответ Якупов объяснил, что бумаги действительно были, но их содержание ему неизвестно. На этом всё бы и закончилось, но не зря говорят: «Мужик, как бык, втемяшится в башку какая блажь, колом её оттудова не выбьешь...».
Слова Мустаева были услышаны и поддержаны другими крестьянами, работавшими на помещика в Нижних Марьянах. Вот что следует из показаний 50-летнего Мифтахутдина (Мифтаха) Габдулвахапова: «В пятницу я не вышел на работу, так как накануне, в четверг, был сильный ливень, и в волостное правление пришла бумага о том, что мусульмане не должны ходить на работу по пятницам. Кроме того, я не закончил полевые работы на своём участке». Позже под присягой была допрошена группа сельчан в составе 52-х летнего отставного солдата Салиха Бикбова, 17-летнего Хайруллы Гайнуллина, Мухаммадхамида Мухтарова, Тазетдина Сайфутдинова и 47-летнего отставного солдата Гайнуллы Губаева. Они подтвердили, что Мифтахутдин Габдулвахапов говорил это.
В период разбирательства дела 9 августа в Пичкассы прибыл уездный землемер по фамилии Осипов, который, призвав зачинщиков в волостное правление, начал их увещевать. Осипов объяснил, что в волостное правление такого письменного циркуляра не поступало, но пришли две официальные бумаги. Первая объявляет о розыске человека военно-полевым судом, а во второй говорится о том, что будут ужесточены наказания за уничтожение чужого имущества путём поджога. Землемер закончил выступление словами, что крестьян обманывают и что нужно идти на работу. Но никто из собравшихся русских и казённых крестьян-магометан 11 августа на работу так и не вышел. В связи с этим уездный исправник обратился с рапортом на имя начальника второго судебного участка: «Имею честь направить на рассмотрение Вашего Высокопревосходительства следственное дело в количестве 12 листов, называемое «Дело о распространении среди татар деревни Каюки Николо-Пичкасской волости Спасского уезда вредных и необоснованных слухов об отказе найма на помещичью работу». Спустя несколько дней участникам бунта были вручены повестки в суд. В ходе судебного разбирательства мусульмане клялись особой клятвой на основе «аль-Корана» (выражение взято из материалов дела), христиане -- на Библии. Но во время суда некоторые свидетели встали на сторону официальных представителей власти. Суд направил дело на дальнейшее расследование в Казанскую губернскую палату уголовного суда. Чем же закончился этот местный бунт, известно пока только архивам...
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.
Нет комментариев