Ещё не так давно она готовила материалы для "Новой жизни"о людях самых разных профессий - доярках, механизаторах, врачах, учителях, бухгалтерах, рассказывала о ветеранах войны и труда, о молодых энтузиастах, делясь с читателями своими мыслями, взглядами, сомнениями… Но сегодня пришло время рассказать о ней самой.
Лидия КОСТРУЛЁВА.
"НЖ".
Речь - о Надежде Александровне Тимофеевой, проработавшей в нашей "районке" около трёх десятков лет. Публикации, под которыми стояла её подпись, по всему чувствовалось, писались от души, а потому и пользовались в читательской среде успехом. Между тем в журналистику она пришла не сразу. Этому предшествовала работа в школе, ведь Надежда Александровна - выпускница Тетюшского педагогического училища, куда поступила после семилетки. По её признанию, только учителем и видела себя в будущем.
На первых порах так и было. Направление получила в село Русскую Волчью Слободу тогда Чистопольского, а сейчас Новошешминского района. И хотя прошло много лет с тех пор, как она оказалась в той школе, что размещалась в трёх деревянных зданиях, свой первый урок помнит прекрасно. Так сложилось, что проходил он в классе, где учились одни парни. Они поднялись, приветствуя худенькую молодую учительницу, едва ли им не ровесницу, и аж темно стало в помещении… "И уроки срывали, и ухаживали за мной, - вспоминает Надежда Александровна, - но через это, наверное, проходит каждый начинающий педагог…"
Конечно, было трудно, но сомнений в правильности своего выбора тем не менее у неё не возникало. Работала увлечённо, заинтересованно, как, впрочем, делала любое дело, за которое бралась, обязательно доводя его до конца. Много значило то, что с детства была очень самостоятельной и любознательной. А оно, кстати, проходило в Казани, где она начала учиться в школе, затем семья перебралась в Алексеевское, затем Алькеевский район, позже - в наш город. Не удивительно, что здесь со временем, уже будучи замужем, оказалась и Надежда Александровна.
Работать стала воспитателем в санаторной школе-интернате. Контингент учащихся в те годы был очень трудным, но это её не пугало. Устраивал, казалось бы, и график работы, однако появились серьёзные проблемы со своими маленькими детьми - дочкой и сыном, из-за чего в основном и пришлось уйти из школы. Думала, что это ненадолго, но судьба распорядилась иначе. И так вышло, что она привела её в редакцию. О том, что там нужна машинистка, узнала случайно. Зашла, поговорила со своим, между прочим, одноклассником Толей Самаркиным, который в то время был ответственным секретарём, потом встретилась с Равилем Ибрагимовичем Исмагиловым - он и принял её на работу. Печатать на машинке не умела, однако уже буквально через неделю принимала под диктовку материалы, передаваемые для районных и городских газет телетайпным агентством по радио. Это было довольно сложно, но, как говорится, лиха беда начало…
С каждым днём Надежда Александровна всё глубже вживалась в жизнь газеты и коллектива. Без машинистки тогда было просто не обойтись, ведь большинство материалов писалось от руки. Правда, редактор часто в целях экономии времени с ходу диктовал срочные информации, отчёты с конференций, различных заседаний. А когда чуть не все творческие сотрудники, учившиеся заочно, уезжали на сессии, на грамотную машинистку была вся надежда: она и придёт пораньше, если надо, и письма обработает, и напечатает всё мгновенно…
В общем, эта работа была первой ступенью её, можно сказать, карьерного роста в газете. Затем она перешла в корректоры, после стала заведующей отделом писем, заведующей партийным отделом, заместителем редактора. Как и первый урок, хорошо помнит свою первую публикацию в "Новой жизни" под заголовком "Такая простая семья". Она была напечатана почти без изменений и какой-либо правки, что было особенно приятно и вдохновило на дальнейшую деятельность в этом направлении.
Успевала всё и всюду, изучила весь район, а общение с людьми служило главным источником творчества. Не сосчитать, сколько было на её пути интересных встреч и событий, после которых появлялись заметки, репортажи, корреспонденции, зарисовки… В них Надежда Александровна с присущей ей искренностью и прямотой доносила до читателя всё то, что на неё произвело неизгладимое впечатление, поднимала злободневные проблемы, пыталась найти ответ на волнующие вопросы. А пример брала с тех, кто имел опыт в журналистике, и прежде всего с Равиля Ибрагимовича, до глубины души преданного своему делу, важнее которого для него ничего, пожалуй, и не было.
Нельзя не сказать и о том, что Надежда Александровна всегда вела большую общественнную работу. Активная, инициативная и деятельная по натуре, она просто не могла себе позволить находиться в стороне от всего, что происходит вокруг. Возглавляла и профсоюзную, и партийную организации редакции и типографии, и райком профсоюза работников культуры, и женский комитет района, была в течение нескольких лет народным заседателем суда. Более того, ей даже приходилось исполнять обязанности судьи - и с этим она справлялась безупречно, что отмечалось вышестоящими органами.
…При встречах она часто вспоминает свои командировки в район, людей, с которыми приходилось сотрудничать. Однажды, например, в Кузнечихе, сделав все необходимые дела, ждала автобуса, а его, как часто случалось, не было. А тут ещё гроза собралась. Спасибо председателю колхоза Валентину Филипповичу Байкину, который выделил машину и проводил корреспондента до большака. А как приятно было работать с парторгами Алексеем Николаевичем Коптевым, Виктором Степановичем Севастьяновым, Александром Ивановичем Котенковым и многими другими, которые всегда с пониманием относились к просьбам, старались помочь. Правда, и другое было: договоришься о встрече с каким-то руководителем, явишься в назначенное время, а его и след давно простыл. Но пусть это, как говорится, остаётся на их совести.
Всего в своей жизни Надежда Александровна добивалась сама, боролась с трудностями и препятствиями, и не во всём ей везло. Порой она завидовала женщинам, которые жили за надёжной спиной, ей же все семейные заботы приходилось взваливать на себя. Чего только не делала она собственными руками… Когда обустраивали дом, и пазы тесала, и потолок настилала, и трубу к подтопке сама выводила - не замерзать же! В сорок лет пришлось пережить развод с мужем, а это решение принять было нелегко. Но самым страшным ударом для неё стала трагическая гибель сына. Александр с детства мечтал летать и после школы поступил в Кировское военное авиационно-техническое училище. Служил в Таджикистане в очень сложное время самой что ни на есть гражданской войны. А погиб в октябре 1995 года в Арктике при столкновении вертолёта МИ-26 с ледовым торосом. Эта потеря - незаживающая рана в материнском сердце…
Но рядом - дочь Ольга, заботливая, внимательная, чуткая, ласковая, и её поддержка Надежде Александровне сегодня особенно необходима. Ведь она, идя по жизни, продолжает бороться, теперь - со своей болезнью. Бороться настойчиво, терпеливо, мужественно, а это она умеет, в чём мы, её коллеги, убеждались не раз. Главное - не терять веры, оптимизма, стойкости, утверждала она всегда и продолжает утверждать каждым своим сегодняшним днём. И этому у неё стоит поучиться.
Нет комментариев