Известно, что название нашего Спасского района имеет религиозную основу. В православии Спас, Спаситель - это одно из имён Иисуса Христа. Именно поэтому в 1935 году, когда советская власть исповедовала воинствующий атеизм, город Спасск переименовали в Куйбышев, а Спасский район - в Куйбышевский. Но в 1991-ом историческая справедливость была восстановлена, и...
Николай МАРЯНИН,
краевед.
Образы Спаса
В нынешнем виде башня с главными воротами в Кремль была построена в Москве в 1491 году, в период княжения Ивана III. Уже тогда на её внутренней стороне была сделана сохранившаяся и поныне надпись, в которой упоминается название древнего Болгара: «В лето 6999 июля божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана». За несколько лет до этого в Казани, вступив в борьбу со своим братом Ильгамом, ханского трона добивался Мухаммад-Амин. За помощью он обратился к Ивану III, который в 1487 году после длительной осады захватил Казань, привёл к власти Мухаммад-Амина и принял титул «князь Болгарский», подчеркнув этим своё влияние на земли Казанского ханства, принадлежавшие ранее Болгарскому улусу Золотой Орды.
Многие годы главная башня Московского Кремля называлась Фроловской, по имеющейся рядом церкви. Но в память об избавлении Москвы от осады войска крымского хана Мехмед-Гирея в 1521 году, над входом в Кремль со стороны Красной площади была написана фреска с образом Спаса Смоленского. И в народе с тех пор башня получила от этой иконы второе название - Спасская. А более столетия спустя над воротами башни, теперь уже со стороны Кремля, установили ещё и чудотворный образ Спаса Нерукотворного, оградившего город Хлынов от эпидемии чумы. Вход в Кремль стали охранять сразу две иконы Спасителя, и тогда русский царь Алексей Михайлович издал указ уже официально назвать ворота в свою резиденцию Спасскими.
Спасская башня
В 1552 году в Казани местной аристократией был свергнут правитель Шах-Али, проводивший политику присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Восставшие начали военные действия против русских войск и возвели на трон астраханского царевича Ядыгар-Мухаммада. Это вызвало необходимость военного похода Ивана Грозного, что привело в итоге к взятию Казани. На знамени московского войска, пришедшего от Спасской башни Кремля, тогда тоже был изображён Спас Нерукотворный. А на месте, где водрузили это знамя, 4 октября 1552 года всего за сутки была построена временная деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, в просторечии - Спасская церковь.
Уже к 1555 году Спасскую церковь возвели здесь же в камне. Но Иван Грозный был недоволен медленным строительством Казанского кремля и послал в город искусных псковских мастеров и около 200 «ломцов и стенщиков» для ускорения работ. В 1566 году под руководством зодчего Ивана Постника в непосредственной близости от церкви Спаса Нерукотворного была построена проездная башня Казанского кремля, которая получила от церкви то же самое название - Спасская. До этого Постник трудился в Москве, участвовал в реконструкции Спасской башни Кремля и сооружении храма Василия Блаженного на Красной площади. Видимо, поэтому над главными воротами в Казанский кремль тоже появилась икона Спаса, по столичному образу и подобию. Да и сама Спасская башня Казанского кремля, несмотря на влияние псковских архитектурных традиций, внешне выглядела похожей на свой московский прототип. А надвратная Спасская церковь в писцовых книгах того времени стала именоваться «Спас Нерукотворенный, иже на вратех».
Спасский монастырь
Ещё в 1555-58 годах, когда на территории Казанского кремля только начиналось строительство Спасской башни, архимандритом Варсонофием был основан Спасо-Преображенский православный монастырь. Название своё он получил потому, что располагался между Спасской и Преображенской башнями кремля. В ранних источниках монастырь именуется и Спасским, и Преображенским, со временем за ним закрепилось название Спасо-Преображенский, но и в поздних источниках он нередко упоминается просто как Спасский. Вплоть до 1918 года этот монастырь считался главным в Казанской епархии.
В 1563 году Спасскому монастырю было дано право ловить рыбу в Закамье - в волжской протоке Чертык и в «Красном озере с заводьми и истоки». Уже к началу 17 века в устье реки Бездны на берегу Чертыка существовал «монастырский двор на приезд для рыбной ловли», где, сменяя друг друга, жили старцы Спасского монастыря. Летом 1605 года, к примеру, здесь находились «старец Лука Беспортошный да десять человек детёнышей, годовые наёмные». Деревня эта в монастырских документах тоже называлась Чертык. К 1639 году здесь на монастырском дворе жил приказчик и располагалось несколько жилых крестьянских и бобыльских домов. Расширяя свои владения, монастырь начал осваивать плодородные земли на луговой стороне Волги, вдоль реки Бездны.
Село Спасское
В 1643 году Чертык уже стал селом, потому как здесь построили деревянную церковь. Крестьяне обрабатывали «60 десятин пашни в трёх полях», да ещё в расположенном рядом Старцевом починке было распахано 90 десятин перелога. Эти монастырские поселения были значительным раздражающим фактором для коренных обитателей степи, в связи с чем периодически подвергались нападениям калмыков, ногайцев или башкир. Тогда же, в 1643-44 годах, калмыки разорили эти поселения на берегах Чертыка и Бездны: 10 крестьян убили, 80 человек увели в плен, в том числе священника с женой. Всё монастырское и крестьянское имущество калмыки забрали с собой, включая 443 лошади, множество продуктов и одежды.
После этого разбойничьего нападения уцелевшие жители села Чертык перенесли свой сохранившийся скарб на 12 вёрст выше по течению Бездны, назвав поселение «деревня Новая Чертыковская» и построив на реке мельницу. А в писцовой книге 1649 года поселение это отмечено уже как «сельцо, что была деревня Чертыковская мельничная на реке Большой Бездне». Здесь располагались монастырский, два крестьянских и 10 бобыльских дворов. В 1650-х годах была построена Закамская засечная черта, призванная защитить переселенцев от набегов кочевников, но налёты не прекратились. В царской грамоте, выданной Спасскому монастырю, говорится о том, что в сентябре 1666 года «изменники башкирцы деревню Чертык разорили. В полон взято 42 человека, да побито 7 человек, 2 человека ранены, сожжено 4 крестьянских двора; а людей в тех дворах сгорело: посельской старец да 20 человек крестьян».
В 1678 году из Бухары вернулись две захваченные башкирцами пленницы - «Спасского монастыря крестьянка жонка Устюшка Тимофеева» и «села Чертык крестьянская дочь Дашка Минеева», их отпустили на волю местный бек и жена хана. К 1710 году поселение состояло из 37 дворов и носило в документах название «село Никольское, Чертык тож», по названию построенной здесь деревянной Никольской церкви. Но принадлежность к Спасскому монастырю всё же взяла верх: селение Чертык и в документах, и в просторечии всё чаще именовалось как «монастырское село Спасское». По крайней мере, на карте Казанского царства 1745 года на реке Бездне уже обозначены сёла Спасское, Щербеть, Никольское и Гусиха.
Город Спасск
В 1764 году в результате реформы монастырские вотчины в России были переданы государству, и селение на Бездне получило новый статус - экономическое село Спасское. А в 1781 году по указу Екатерины II было учреждено Казанское наместничество и Спасский уезд в его составе. При этом экономическое село Спасское получило статус уездного города и несколько изменённое название - Спасск. После кончины императрицы её сын Павел I в 1796 году провёл административную реформу, в результате чего Спасский уезд был упразднён и влился в состав Казанского уезда. Но город Спасск остался, и вступивший на престол в 1802 году Александр I восстановил Спасский уезд Казанской губернии в прежних границах.
При образовании Татарской АССР в 1920 году деление на уезды было упразднено, и вместо Спасского уезда на карте появился Спасский кантон, который просуществовал 10 лет. В 1926-ом центр кантона - город Спасск - переименовали в Спасск-Татарский, чтобы не путать его с существовавшими в Советском Союзе другими городами с тем же названием. А в 1930 году в Татарской АССР было введено районное деление, в результате чего территорию Спасского кантона разделили на части, одна из которых стала Спасским районом. Но уже в 1935-ом город Спасск-Татарский был переименован в Куйбышев, а Спасский район - в Куйбышевский. В годы объявленной в стране войны с церковью название Спасск казалось властям вызывающе религиозным.
В связи со строительством Куйбышевской ГЭС в середине 1950-х годов районный Куйбышев попал в зону затопления и был перенесён на новое место рядом с селом Болгары. В результате фактически прекратил своё существование и старый город Спасск, от которого остались лишь развалины и остатки кладбища на волжском острове. Но в 1991 году регион вернул себе старинное название - Спасский район, а Куйбышев был переименован в город Болгар. Историческая справедливость восторжествовала.
* * *
В итоге сложилась словесная цепочка, показывающая, как названия иконы, башни, церкви, монастыря, села, города, уезда, кантона и района в течение почти шести столетий передавались друг другу: образ Спаса Смоленского над воротами Кремля - Спасская башня Московского Кремля - образ Спаса Нерукотворного на знамени Ивана Грозного - Спасская церковь в Казани - образ Спаса над воротами в Казанский кремль - Спасская башня Казанского кремля - Спасский монастырь - село Спасское - город Спасск - Спасский уезд - Спасский кантон - Спасский район. Так что наш регион и в самом деле можно назвать этимологическим наследником Кремля.
Нет комментариев