Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Страницы истории

Путеводители по Волге

Во второй половине 19 века, когда на Волге бурно развивалось пассажирское судоходство, в России начали издаваться путеводители для путешественников по великой реке. Одну такую книгу «Волга от Твери до Астрахани» выпустил в 1862 году писатель Николай Боголюбов -- внук Александра Радищева. А в 1894-ом Василий Сидоров издал более объёмный труд...

Николай МАРЯНИН,
краевед.
От Твери до Астрахани
Идея издания первого путеводителя для возросшего потока путешествующих по Волге родилась в правлении пароходного общества «Самолёт». Книга должна была «давать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях». За дело взялся известный в те годы писатель Николай Петрович Боголюбов. Он занимался устройством музея автора «Путешествия из Петербурга в Москву». Будучи морским офицером, свои исторические и научно-популярные книги Н.Боголюбов посвящал водной стихии. Путеводитель «Волга от Твери до Астрахани» был издан им в Петербурге в 1862 году - ровно 150 лет назад.
Что же узнавали пассажиры судов, читая книгу Боголюбова? В 79 верстах от Казани Волга принимает в себя реку Каму, которая в древности называлась Чиглан Идель, говорилось в путеводителе. Здесь ловится много белорыбицы и стерляди, а камская рыба считается вкуснее волжской. По Каме плавают до 1700 судов и до 125 плотов. Обилием вод этой реки Волга изменяет своё течение и «обращается на юг, с частыми отклонениями на запад и восток». От устья Камы по берегам встречаются воложки и затоны, свидетельствующие о значительных изменениях, которым подверглась эта часть русла Волги. Один из них -- Спасский затон, где пароходным обществом «Кавказ и Меркурий» построен механический завод. В него вложены огромные капиталы, но предприятие оказалось неудачным, сообщает Н.Боголюбов. Берег от близлежащей здесь речки Бездны постоянно заносится песком и до того обмелел, что никакое судно не в состоянии подойти к заводу.
Недалеко расположена деревня Тенишево, населённая выходцами из Свияжского уезда. Упоминается и Кабаний остров на Волге, около которого не ходят суда, потому что рядом на дне реки находится большая яма (вырытая будто бы мордвой) глубиной в 8 саженей (это около 17 метров), в которую осенью забирается красная рыба. Яма эта известна всем рыбакам в округе, и улов из неё в хороший год доходит до 1600 пудов, из которых 1000 пудов составляет стерлядь.
В путеводителе сообщалось, что на левом берегу Волги, близ Спасска, находятся развалины города Болгар - бывшей столицы некогда славного Болгарского царства. Рядом расположена деревня Болгары, а почтенные развалины, примыкая к сельской церкви, окружены остатками рва и вала, в черте которых стоит почти уцелевший от разрушения мусульманский минарет. Это место, долгое время оставаясь совершенно забытым, заросло густым лесом. В своё время Пётр Великий повелел этот лес расчистить и, заботясь о сохранении древностей, распорядился сберечь уцелевшие остатки строений. Но слова великого монарха давно забыты, сокрушается Н.Боголюбов. Лес постепенно расчищается, но между развалинами крестьяне распахивают поля, а камни от строений и надгробные памятники с интересными арабскими, турецкими и армянскими надписями разбирают на постройки. Некоторые могилы пользуются и до сего времени уважением казанских татар, которые ходят сюда на поклонение праху погребённых в них мусульман. На развалинах местные жители находят много персидских, турецких, армянских монет, колец, различных украшений.
Среди жителей края известно предание, что во времена Волжской Болгарии местный царь ходил войной на Русь и после битвы вернулся с богатой добычей. Привёз он с собой в Болгар и пленницу неописуемой красоты - русскую княжну. Болгарский царь женился на ней и уговаривал переменить веру. Но княжна осталась христианкой и во время постов удалялась на другую сторону Волги для молитвы. Позже на этом месте, чуть ниже города Тетюши, был построен Никольский монастырь, который в середине 17 века разорили и сожгли волжские разбойники. Лет через сто местные рыбаки нашли здесь икону Казанской Божьей Матери, и вскоре в этом месте была возведена часовня. Бурлаки, таскавшие суда по Волге, обязательно делали здесь остановку, чтобы помолиться.
На возвышенности, идущей от Спасска к реке Утке, лежит село Никольская полянка, сообщает путеводитель. В нём есть церковь во имя Пресвятой Богородицы, построенная в 1778 году. Первое заселение Полянок было в начале 17 столетия. Царь Борис Годунов возвёл Тетюшскую засеку для защиты границ Казанского царства и основал здесь затинный городок, или острожек. В древних документах, хранящихся в помещичьем доме этого села, оно называется Острогом и Полянским городком. При имении есть урочище, по которому в северную сторону идёт земляной вал. Трудно сказать, кем он насыпан, пишет Н.Боголюбов, но близость деревни Балымер заставляет предполагать, что этот вал - остаток древнего болгарского города Балымата. Тем более что Балымер иногда называется и Балыматом, что видно из древних актов на земли этой деревни. Балымат, в числе прочих приданных городов, отдан был князю Фёдору Ростиславичу Смоленскому.
Сама деревня Балымер лежит на левом берегу Волги, несколько выше Полянок. Проживают в ней 452 души, занятые хлебопашеством, рыболовством и производством сосновых бочек для поташных заводов. Есть здесь кирпичный завод, а на ручье Щучий неподалёку устроена пристань и деревянный хлебный амбар, откуда ежегодно отправляется до 50 тысяч кулей хлеба. Ближе к берегу возвышается огромнейшая насыпь Шелом высотой до 10 и в окружности до 200 саженей, на которой видно несколько ям. По народному преданию, в боку этого кургана был проход с железными дверями. Охотники до чудес и кладов утверждают, что в Шеломе зарыты большие сокровища, вывезенные из Болгарского царства. В шести верстах от деревни виден земляной городок, окружённый валами и поросший густым лесом, а близ него урочище Мазарки с ямами, называемыми Мордовским кладбищем. А к востоку от Балымер тянется большой земляной вал, неизвестно когда и для чего сделанный, заключает автор путеводителя.
От Валдая до Каспия
Через тридцать с лишним лет после Н.Боголюбова русский путешественник, поэт, драматург, переводчик и натуралист Василий Михайлович Сидоров задумал создать более грандиозное описание отечества «По России», первой частью которого стал путеводитель по Волге. Великой реке он посвящал и свои стихи, публиковавшиеся под псевдонимом В.Отрадин. Книгу «Волга. Путевые заметки и впечатления. От Валдая до Каспия» Василий Сидоров издал в 1894 году. Частично он повторил в ней сведения из путеводителя Н.Боголюбова, но значительно расширил их и разбавил личными впечатлениями, которые получил в том числе и при посещении Спасского уезда. Описание наших мест он тоже начинает с устья Камы, где «за островами и мелями лежит на левом берегу Спасский Затон, в нескольких верстах от которого находится уездный город Спасск». До Спасского Затона из Казани можно доплыть на теплоходе за 1 руб. 75 коп., из Симбирска - за 2 руб. 15 коп. Из Спасска в Тетюши ведёт почтовый тракт, почти на половине которого (возле села Успенское в 6 верстах от Волги на речке Мелёнке) лежат «замечательные развалины древних Болгар».
Весной, когда вода высокая, сообщает В.Сидоров, очень удобно проехать от Спасского Затона на лодке почти до развалин, расстояние всего около 7 вёрст. В другое время путешественникам приходится ехать от пристани на лошадях (от затона до Спасска 10 вёрст, и от Спасска до Успенского -- 22 версты). Развалины Болгар, уцелевшие с 10, 13 и 14 веков, «стоят почти забытыми могильными памятниками». Это был город, блиставший «богатством и торговлей, арабскими зданиями Багдада и Дамаска и громадным оживлением». Автор добавляет в текст книги личные переживания: «Грустно, уныло, тяжело бродить среди куч камней, валяющихся обломков, обсыпающихся валов и еле стоящих нескольких удивительных памятников. Просто душа вопиет, когда глядишь на эти остатки сказочной старины, оставленные без призрения, растаскиваемые по камням, сокрушаемые и временем, и вандализмом». Отмечена и роль Петра Великого, повелевшего сохранить развалины для потомков. Однако «современники 19 века рушат их святотатными руками, погрязая в своём невежестве и не умея ценить и хранить дорогие памятники отечественной старины», возмущается автор.
Описал Василий Сидоров и главные местные достопримечательности. Церковь села Успенского -- это музей старинных камней, основания её стен сложены из плит, «покрытых удивительными арабскими, татарскими и армянскими надписями». Из всех мечетей, дворцов, зданий, построек до нас дошло только несколько развалин, «сложенных так прочно из облицованных камней, спаянных таким цементом, что они могли устоять под беспощадными ударами войн, разрушения, огня и долгого времени». Лучше других сохранился Малый минарет с винтовой лестницей, поднимающейся на вершину арабской башни. Он виден даже с Волги и открывает со своего балкончика, обегающего вершину, чудный вид на далёкое расстояние. «Здесь когда-то благочестивый муэдзин призывал болгар на молитву, а теперь глядишь на мёртвое царство камней, на поля и избы села Успенского. Отсюда с вершины видны все развалины. Тут вблизи нечто вроде старого кладбища, где погребены святые, и куда постоянно приходят волжские татары на поклонение», -- поясняет автор.
Виден с минарета и Малый Городок -- бывшая крепость болгар, представляющая теперь кучи рухнувших камней, сложенных четырёхугольной изгородью около вала и рва. Чуть в стороне стоит Чёрная, или Судная Палата - толстая полуразвалившаяся башня, заросшая травой.
«Чёрные отверстия, как слепые глаза, мрачно смотрят на унылое поле, -- пишет В.Сидоров. -- Когда-то эти стены слышали страшные вопли и стоны. Тамерлан, овладев Болгарами, осадил эту башню с толстыми стенами, где заперся хан Абдуллах, царь Болгарский, с жёнами и детьми, и, завалив её брёвнами и соломой, облив горючими веществами, велел зажечь этот костёр. Страшное пламя поднялось над Судной Палатой и сожгло всех несчастных заключённых, задушило их и жарой, и дымом, и покрыло чёрной копотью все камни. Только одна дочь болгарского владыки осталась в живых среди этого ада. Она сидела в белой одежде под сводом Чёрной Палаты и этим ещё более укрепила молву святой, которую давно заслужила за свою доброту и целомудренность, как и наименование райской гурии за свою красоту. Тамерлан увёз её с собой, как лучший трофей Болгарского царства».
Недалеко В.Сидоров увидел и плохо сохранившуюся Белую Палату со следами бассейна в середине, на основании чего учёные полагают, что это была баня. «Камней и теперь лежит много, -- сообщает автор. -- Много ям зияет среди пустыря. Невежественные искатели кладов, монет, каменных орудий, бронзовых предметов, талисманов с кабалистическими словами, зеркал, которые погребались по старинному обычаю с покойниками и находятся здесь в большом количестве, цепей, гвоздей, обломков китайского фарфора, глиняной утвари, перстней, бус, браслетов и других предметов, рушат стены, подкапываясь под основания башен». Читателям напоминалось, что и эти малочисленные, драгоценные и единственные памятники грозят рухнуть, как уже рухнул в 1841 году Большой Минарет, окованный железными обручами ещё по повелению Петра Великого, восхищавшегося этим лучшим строением древних Болгар.
В конце книги, как и полагается в путеводителе, в каждом городе были перечислены достопримечательности, гостиницы, рестораны, цены на извозчиков, на проезд по железной дороге и на пароходе, развлечения, прогулки на лодках и в общественных садах, места, где можно искупаться, какую библиотеку желательно посетить, и даже где и почём можно сфотографироваться. Предлагалось, к примеру, весной в полноводье совершить прогулку на лодке к древним развалинам в Болгары не только из Спасского Затона, но и с правого берега Волги, от пещер у села Сюкеево или за 20 вёрст из города Тетюши.
Почин Н.Боголюбова и В.Сидорова вскоре подхватили другие писатели, и на рубеже 19--20 веков в России появилось ещё несколько путеводителей по Волге, значительно более подробно описывающих достопримечательности Спасского уезда. Но это уже тема для другой статьи.
На иллюстрации: портрет Николая Боголюбова, созданный живописцем Иваном Крамским в 1876 г. (хранится в Саратовском художественном музее).

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: история