Известно, что полный кавалер ордена Славы, трижды получивший эту награду в годы Великой Отечественной войны, приравнивается к Герою Советского Союза. Но и почти через 70 лет после великой Победы остаются ещё герои-орденоносцы, слава которых потерялась на пустырях нашей памяти. Один из них - Василий Иванович Филиппов, полный кавалер ордена Славы,...
Николай МАРЯНИН,
краевед.
Боевое крещение
Родился Василий Иванович Филиппов 15 октября 1914 года в семье рабочего. Во всех биографиях орденоносца написано, что произошло это в селе Чердаклы, которое в то время относилось к Ставропольскому уезду Самарской губернии. Но в наградных документах времён войны я обнаружил другое место рождения и проживания семьи В.Филиппова - село Ивановка Чердаклинского района. До 1919 года село это тоже располагалось в Ставропольском уезде, в 1919-1928 годах - в Старомайн-ской волости Мелекесского уезда Самарской губернии, затем вошло в только что созданный Старомайнский район Средневолжской области, а в 1930-ом было присоединено к Чердаклинскому району Средневолжского края. С этого времени Ивановка в течение 35 лет имела чердаклинскую прописку, что и было зафиксировано в документах Василия Филиппова. С 1935 года Чердаклинский район входил в состав Куйбышевского края, затем Куйбышевской области, а в 1943-м стал частью вновь образованной Ульяновской области. Ну, а в 1965 году село Ивановка вернули в Старомайнский район, где оно и располагается до сих пор...
Известно, что Василий Филиппов получил в родном селе начальное образование, затем плотничал на железнодорожной станции Чердаклы. В 1935 году Чердаклинским райвоенкоматом он был призван в Красную Армию. Служил на Дальнем Востоке и с 29 июля по 11 августа 1938 года принимал участие в боях у озера Хасан. К тому времени императорская японская армия завоевала у китайцев Маньчжурию и сделала попытку захватить спорные территории на границе с Советским Союзом, продвинувшись на 6 километров в глубь нашей страны. Красная Армия отбила наступление японцев, а Филиппов в этой двухнедельной военной операции получил своё первое боевое крещение.
Демобилизовался он в 1939 году и отправился на заработки в город Дзержинск Горьковской (ныне Нижегородской) области. К концу 1930-х здесь было возведено несколько заводов химической промышленности, в том числе производящих отравляющие вещества иприт и фосген. Весь город представлял из себя одну большую стройку коммунизма, и Василий Иванович два года работал здесь маляром Дзержинского стройучастка.
Первые награды
Когда началась Великая Отечественная война, на фронт его призвали не сразу. Только 29 ноября 1941 года Дзержинский горвоенкомат направил Филиппова в действующую армию, в формирующуюся 145-ю стрелковую Витебскую дивизию, где он в звании ефрейтора стал сапёром 2-го взвода 2-й роты 213-го отдельного сапёрного батальона. В боевых действиях впервые принял участие в марте 1942-го на Калининском фронте. Здесь, между городом Велиж и деревней Слобода, дивизия в составе 43-й армии держала оборону вплоть до лета 1943 года. Затем Василий Филиппов участвовал в Смоленской наступательной операции, 22 сентября освобождал город Демидов.
Исключительную отвагу и самопожертвование он проявил в бою 16 октября на витебском направлении. В тот день группе сапёров было приказано проделать проход в проволочных за-граждениях противника, к которым Василий Иванович подполз первым. Выждав, когда немецкие патрули удалятся на 10-20 метров, он подложил мощный заряд под 1-й ряд проволочного забора, а под 2-й ряд с размаха забросил 16-килограммовую упаковку взрывчатки. В результате последовавшего взрыва было уничтожено два патруля гитлеровцев, а в за-граждениях образовался широкий проход для нашей наступающей пехоты. Командир батальона капитан Петров подготовил представление о награждении отличившегося сапёра орденом Красной Звезды, но вышестоящий майор Голотин 5 ноября подписал приказ о вручении В.Филиппову медали «За отвагу», давать сразу орден было не принято.
В том же месяце Василий Иванович отличился ещё раз. В наступательных боях в Белоруссии, в районе деревни Гаврики Витебской области, с 8 по 20 ноября он обезвредил 70 мин разных систем. Однажды прямо на него, ползущего с одной сапёрной лопаткой, неожиданно вышел гитлеровский патруль, и Василию Ивановичу ничего не оставалось делать, как притвориться мёртвым. Уловка удалась: немец пнул его что есть мочи под сердце кованым сапогом, но сапёр никак на это не отреагировал, чем и спас себе жизнь. А в ночь с 20-го на 21-е ноября под сильным огнём противника в 9 километрах севернее посёлка Яновичи он вновь проделал проход в препятствии из двух рядов усиленного проволочного забора, чем обеспечил оперативное продвижение вперёд стрелковых и артиллерийских подразделений наших войск. На этот раз капитан Петров представил Филиппова к ордену Славы 3-й степени, и майор Голотин с этим согласился, решение о награждении было подписано 9 декабря 1943 года. Дивизию к тому времени передали в 1-й стрелковый корпус 1-го Прибалтийского фронта.
В начале 1944-го ефрейтора Филиппова включили в состав разведгруппы по за-хвату «языка». От него требовалось обеспечить безопасное продвижение разведчиков через минные поля и проволочные за-граждения немецкой обороны в 14 километрах восточнее Витебска. В рейде 27 января под огнём гитлеровцев Василий Иванович обезвредил по маршруту группы 14 противопехотных мин и прорезал необходимые проходы в проволочном заборе. То же самое повторилось и в ночь с 28 на 29 января. Сначала Филиппов снял 10 мин типа «S», затем сделал шестиметровый проход в препятствии из колючей проволоки и, подобравшись к немецким окопам, обезвредил ещё 10 мин прямо перед бруствером врага. Вместе с разведчиками он неожиданно ворвался в траншею и помог захватить в плен гитлеровского офицера. Уже на следующий день командир батальона майор Петров представил Филиппова к награждению орденом Славы 2-й степени. Командир 145-й дивизии генерал-майор Люхтиков 5 февраля утвердил этот наградной лист, а 13 марта решение подписал командующий 43-й армией генерал-лейтенант Голубев. За неделю до этого в одном из боёв под Витебском Филиппов был легко ранен. О его ратных подвигах не раз писали фронтовые газеты, уважительно называя Василия Ивановича мастером инженерной разведки. Помогала ему в этом собака Стрелка, которую Филиппов сам обучил безошибочно находить замаскированные немцами мины.
Орден из рук Калинина
Очередной геройский поступок ефрейтор совершил 21 декабря 1944 года, уже на территории Латвии. Группа сапёров получила боевой приказ разведать подходы к реке Заня в районе населённого пункта Бруклайн, в 20 километрах к юго-западу от города Салдус. Нужно было захватить мосты в полосе действия наступающей дивизии и не дать гитлеровцам взорвать их при отходе. Василий Филиппов уже привычно вы-рвался вперёд, первым из сапёров-разведчиков достиг реки и обнаружил мост, подготовленный немцами к подрыву. Он сумел незаметно подкрасться к блиндажу, в котором засели двое охранявших мост автоматчиков, резко открыл дверь и швырнул внутрь противотанковую гранату. Затем Филиппов оперативно обезвредил заложенную взрывчатку, снял 250 метров детонирующего шнура и сдал мост подошедшим войскам в исправном состоянии, обеспечив своевременную переправу через Заню наших передовых частей. Командиром 213-го сапёрного батальона в то время был гвардии капитан Усанов, и он уже 30 декабря представил ефрейтора Филиппова к награждению орденом Славы 1-й степени.
Ходатайство об этом 6 января 1945 года подписал командир 1-го стрелкового корпуса, Герой Советского Союза, гвардии генерал-лейтенант Васильев, а 28 января - командующий войсками 1-го Прибалтийского фронта, генерал армии И.Баграмян.
К ходатайству был приложен и второй наградной лист, подписанный двумя месяцами ранее теми же Усановым, Васильевым и Баграмяном. Здесь описаны ещё несколько случаев из боевых будней Василия Филиппова в 1944 году: 22 марта он установил на переднем крае на глазах обстреливавших его фрицев 60 рогаток и 100 противопехотных мин, прикрыв ими наши окопы; 14 сентября, невзирая на сильный огонь гитлеровцев, первым до-брался до реки Лиелупе в Латвии и провёл разведку глубины в ней для предстоящей переправы наших войск; 3 и 4 октября в латвийском местечке Каршунай вместе с отделением сапёров смело выдвинулся на передний край противника и протыкал щупом всю местность вплоть до огневых точек гитлеровцев, чтобы при наступлении наши солдаты не смогли подорваться на минах. Окончательное решение о награждении Филиппова орденом Славы 1-й степени было принято 24 марта 1945 года на заседании Президиума Верховного Совета СССР. Для вручения награды Василий Иванович был вызван в Москву и получил этот орден в Георгиевском зале Кремля из рук Михаила Ивановича Калинина.
После этого герою полагался трёхнедельный отпуск на родину, но Филиппов им не воспользовался. Друзья ещё раньше сообщили в письме, что его жена сошлась с другим и сына с собой взяла. Поэтому домой Василию Ивановичу ехать не хотелось, и он вернулся в свою новую часть. Дело в том, что ещё в начале марта в связи с большими потерями 145-я дивизия была расформирована в районе села Вейверы (Литва), и ефрейтора Филиппова перевели командиром отделения в 342-й сапёрный батальон 306-й стрелковой Рибшевской дивизии Ленинградского фронта. А 14 апреля он был награждён второй медалью «За отвагу», на этот раз отличился в боях на реке Виесата в Латвии. До победы оставалось меньше месяца, конец войны застал Василия Ивановича в Восточной Пруссии. В октябре 1945-го он вернулся домой в звании старшины с ещё одной наградой - медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Хотел при демобилизации забрать с собой свою помощницу собаку Стрелку, но не разрешили. А вот гармонь, на которой Василий Иванович виртуозно играл на привалах между боями, привёз домой и берёг как дорогую память.
По зову памяти
Поселился он после войны в селе Верхняя Терраса около Ульяновска, затем вновь в рабочем посёлке Чердаклы, на улице Северной. Деревянный домик Филипповых здесь сохранился до сих пор, Василий Иванович жил в нём со второй своей супругой Анной Семёновной. Работал начальником караула, штукатуром, маляром, строил цеха предприятий пищевой промышленности. С воспоминаниями о войне часто выступал в местной школе и на встречах ветеранов, получал письма от поисковых отрядов из разных уголков страны. А 9 мая 1965 года, в день 20-летия Победы, его пригласили в Ульяновск, где праздничные торжества проходили на центральном стадионе «Труд». В ноябре 1967 года в чердаклинской районной газете «Приволжская правда» был опубликован большой очерк о Василии Филиппове «Жизнь - подвиг», а в 1970-ом в Приволжском книжном издательстве вышла книга «Подвиг солдата» с рассказом о его боевых буднях.
Затем Филипповы переехали на постоянное место жительства в посёлок Ржавец Куйбышевского района Татарии: Анна Семёновна была родом из села Красная Слобода, что в нескольких километрах от Ржавца, вот и уговорила мужа поселиться в родных местах. Сама же она всю трудовую жизнь работала в колхозе трактористкой. Детей они так и не нажили. Скончался Василий Иванович Филиппов 26 октября 1981 года в возрасте 67 лет. Своего кладбища Ржавец не имел, поэтому по решению Анны Семёновны похоронили полного кавалера ордена Славы в её родном селе Красная Слобода Куйбышевского района ТАССР. Но за прошедшие 30 с лишним лет память о герое войны потускнела в сознании местных жителей. О том, где расположена на кладбище могила В.Филиппова, не смог мне сказать даже глава Краснослободского поселения. Недавно я всё же побывал здесь с моим братом Александром, и нам хватило 15 минут, чтобы найти надгробный памятник полного кавалера ордена Славы. Массивная мраморная плита, отчётливый портрет героя, перечисленные регалии в надписях, изображение вечного огня, ухоженный цветник и даже привязанная к ограде георгиевская ленточка говорят о том, что есть всё же добрые люди, до сих пор заботящиеся о захоронении Василия Филиппова. Надписи, правда, уже стали едва различимы, требуется подкраска, и в фамилии героя пропущена одна буква «п»... В нескольких метрах от супруга покоится и Анна Семёновна Филиппова, она умерла в феврале 2009 года в возрасте 88 лет. В последние годы жилось ей нелегко. Однажды из Казани в посёлок Ржавец нагрянули коллекционеры, собиратели наград, и обманом уговорили старушку продать им орден Славы 1-й степени - самый ценный из трёх, изготовленный из золота. Теперь он, видимо, навсегда потерян для общества. После этого к Анне Семёновне обратились сотрудники Болгарского музея-заповедника, и она согласилась передать в его фонды на хранение оставшиеся два ордена Славы Василия Филиппова...
Куйбышевский район давно вновь стал Спасским, а райцентр Куйбышев переименован в город Болгар, где ещё в 1990 году был открыт памятник-мемориал «Аллея Героев» и установлены бюсты пяти Героев Советского Союза и троих полных кавалеров ордена Славы. Но Василия Филиппова среди них нет, почему-то в то время власти посчитали его «не своим». В то же время, есть бюст полного кавалера ордена Славы Н.И.Зотова с похожей биографией: родился он в Тетюшском уезде, после войны жил и работал в Куйбышевском районе ТАССР, похоронен в Болгаре... Может быть, пришла пора восстановить справедливость и к 70-летию Победы установить бюст Василия Филиппова на центральной площади города? Тем более, что в Чердаклах местным героям вообще не установлено ни одного бюста (пока это только в далёких проектах), а на памятной стеле, установленной в местном парке, над фамилией Филиппова нет даже портрета - лишь каска, пулемётная лента и две гвоздики. К тому же, если поиски в архивах всё же подтвердят, что Василий Филиппов родился в Ивановке, он автоматически перейдёт к Старомайнскому району, где свою Аллею Героев из 9 бюстов создали ещё в 2005 году и наверняка захотят её пополнить...
Такие герои, как Василий Филиппов, выиграли Великую Отечественную войну, и к 70-летию Победы его имя должно наконец-то вновь обрести потерянную славу.
На снимках: полный кавалер ордена Славы В.И.Филипппов; памятник на могиле Василия Филиппова в с. Красная Слобода.
Нет комментариев