Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Страницы истории

Поисковый отряд «Булгар» продолжает работу с архивными документами

Работа с архивными документами – важная составляющая часть поисковой деятельности. И этим наряду с участием в экспедициях вот уже в течение пяти лет активно занимаются члены поискового отряда «Булгар». Что же удалось им прояснить за это время?

Борис АНДРЕЯНОВ,
руководитель отряда «Булгар».

Военная машина перемолола судьбы многих людей, в том числе и тех, кому было суждено пройти немецкий плен. Не удивительно, что имена большинства бывших военнопленных были незаслуженно забыты в послевоенное время. Те, кому удалось вернуться домой, не ходили на митинги 9 мая, имён тех, кто остался лежать на чужбине,  нет на наших обелисках. Это, конечно же, несправедливо, ведь человек не может просто исчезнуть безвестно. Именно поэтому мы и продолжаем вести поиск, благодаря чему восстанавливаются многие факты из жизни наших солдат.

Со слезами на глазах, например, жительница посёлка Ким  Валентина Бухлаева, дочь погибшего в плену Василия Мазанова, о котором нам удалось отыскать некоторые сведения, вспоминает о своём отце: «Он на прощание поднял меня, пятилетнюю девочку, на руки, правда, лица его не помню… И ни одной весточки от него не было. Трудно приходилось и в послевоенные годы, никакой помощи, вспоминать тяжело. А теперь хоть знаю, когда свечку зажечь, чтобы помянуть папу…».

Условия содержания советских военнопленных в концлагерях были жестокими. К тому же нужно учесть, что в соответствии с приказом Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 года № 270 командиры и политработники, сдающиеся в плен, объявлялись дезертирами, а их семьям грозил арест. Государственного пособия и помощи лишались также командиры и группы красноармейцев, сдавшихся врагу, не исчерпав все средства к сопротивлению. Приказ призывал драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим.

Советские военнопленные сначала содержались в  прифронтовой зоне, оттуда их перемещали в стационарные лагеря – «Шталаги», а командный состав – в офицерские – «Офлаги». Лагеря размещались в сельскохозяйственных постройках, складских помещениях. Но чаще всего в оврагах, карьерах, низинах. Для строительства лагерей   применялся чрезвычайно простой метод: открытое пространство площадью в несколько гектаров огораживали колючей проволокой и ставили вокруг сторожевые вышки. И лишь высокая смертность пленных впоследствии вынудила нацистов заселять советских солдат в бараки или конюшни, где, однако, условия содержания были не намного лучше.

Следует отметить, что в первые месяцы войны советских военнопленных не отправляли на территорию рейха, и лишь когда в лагерях вспыхнули массовые эпидемии, а экономика Германии ощутила недостаток рабочих рук, Гитлер разрешил отправлять пленных в Германию.

Советские военнопленные массово умирали в немецких лагерях, особенно в сборных, где они содержались в первое время после пленения, от истощения в результате скудного питания. Кроме того, нередко их целенаправленно уничтожали. То есть их обрекали на верную смерть  от голода и инфекционных болезней, не оказывая никакой медицинской помощи. Так, например, только на территории Польши захоронено  884 тысячи советских военнопленных.

 Непросто складывались судьбы и вернувшихся из плена. Например, Михаил Иванович Калмыков, уроженец села  Куралова, войну встретил, когда проходил срочную службу. Воевал миномётчиком 142-го отделения танковой бригады 215-ой армии. В мае 1942 года попал в плен, в апреле 1945 года был освобождён союзниками, с апреля по июнь продолжал службу телефонистом. Демобилизовался из армии в декабре 1946 года. Решением комиссии бывший военнопленный был направлен на южный Урал, в город Алапаевск, где и прожил до конца жизни. И это только один пример…

Проведя анализ нашей архивной работы, мы установили, что из 102 найденных нами земляков 52 попали в плен в 1941 году, 18 – в 1942 году. Основные места пленения – Смоленская и Харьковская области.  В «Шталаге-326» найдено 7 человек, в концлагере Цайтхайн – 10 (из них два офицера).

9 мая прошлого года ко мне приехала жительница города Тольятти Галина Бахман, дед которой, Николай  Сомов из деревни Косяково, умер в концлагере Цайтхайн. Волнуясь, она рассматривала фотографию на карточке военнопленного, рассказывала, кто из внуков на деда похож. Её муж, оказывается, часто бывает в Германии, а в Дрездене живут его родственники, и никто не знал, что там, на русском кладбище, есть именная могила деда. В этом году она собирается  посетить её и привезти нам фотографию.

А совсем скоро, 23 апреля 2019 года, в Цайтхайне состоится мемориальное торжество по случаю 74-ой годовщины освобождения лагеря. Мероприятие будет посвящено памяти 30 000 жертв. 

Ещё один наш земляк А.И.Трусов тоже не помнил своего отца, но всегда верил, что найдёт его следы. Иван Петрович Трусов, уроженец села Пичкассы, попал в плен в сентябре 1941 года и, к сожалению, немного не дожил до Победы. Со слов его товарища,  их эшелон, перевозивший военнопленных, разбомбили союзники.

Работая с Книгой Памяти, мы выявили ряд нестыковок. Так, П.Н. Лифанов, уроженец  деревни  Екатериновки, по Книге умер и похоронен  17.05.1942 года в Калининградской области, а на самом деле он умер в Эстонии, в концлагере  «Шталаг-IB», 30.11.1943 года.
С.П. Глухов, уроженец села  Бугровка, по Книге похоронен в деревне  Яковенке Харьковской области   13.02.1942 года. Однако на самом деле он умер в плену 02.04.1943 года («Шталаг-326», Дорстен).

Уместно привести и такие данные: изо всех найденных бойцов  могилы и места захоронения определены у  61 человека, на наши просьбы откликнуться отозвались родственники 21 военнопленного.

А вот ещё один факт, рассказывающий о судьбах наших земляков: военнопленные  «Шталага-326» Василий Борягин, уроженец  Затона, и Андрей Волков, уроженец деревни Христофоровки (Измери),  умерли в один день – 30.11.1942 года. Они и похоронены в одной могиле № 401, в местечке Альтенграбов (земля Саксония, окрестности города Магдебург). В 1947 году останки 3225 похороненных в Альтенграбове были эксгумированы и перезахоронены на кладбище Берлин–Шенхольц. На обелиске обозначена надпись: «Они не покорились фашизму, любовь к Родине, верность  своему народу были для них сильнее смерти».

…Встречаясь с родственниками найденных солдат, слушая  искренние слова благодарности, мы понимаем, что наш труд  не напрасен, что мы отдаём по крупицам свой долг памяти нашим отцам и дедам.

Фото: http://vestikavkaza.ru


 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев