Дореволюционная жизнь села Красная Слобода Казанской губернии неразрывно связана с дворянским родом Сазоновых. Самый известный его представитель - Сергей Дмитриевич Сазонов, который в 1910-1916 годах был министром иностранных дел России. А его старший брат Николай Дмитриевич стал депутатом Государственной Думы, а до этого много лет провёл со своим семейством в...
Николай МАРЯНИН,
краевед.
Впрочем, род Сазоновых был известен в России и до знаменитых братьев. Его представители были внесены в дворянские родословные книги Московской, Рязанской и Казанской губерний. В 1853 году штабс-капитан в отставке Дмитрий Фёдорович Сазонов женился на Ермионии Александровне Фредерикс. Он имел собственное поместье при селе Красная Слобода Спасского уезда, площадь которого насчитывала более 2,5 тысячи десятин земли. В этой семье 5 мая 1858 года и появился на свет Николай Дмитриевич Сазонов, а два с лишним года спустя - его брат Сергей Дмитриевич. Воспитывали здесь детей в монархическом и религиозном духе, и Сергей даже собирался в юности посвятить жизнь духовной православной карьере. Но в итоге без особых успехов окончил Александровский лицей и избрал дипломатическое поприще, что впоследствии позволило ему занять один из высших постов в государстве.
А Николай Дмитриевич в 1879 году, сдав экзамены в Нижегородскую военную гимназию, поступил на службу в лейб-гвардии конный полк рядовым, но уже через год был уволен в запас. Слушал в течение года лекции в Казанском университете и Петровско-Разумовской академии в Москве, но высшего образования так и не получил. Перебрался в Тамбовскую губернию, начальником которой являлся тогда его родной дядя барон Александр Фредерикс, и несколько лет служил чиновником в губернской канцелярии. Но вскоре Сазонову это надоело, и он, получив благодарность «за отлично-усердную службу», перебрался в своё родовое имение в селе Красная Слобода.
В октябре 1883 года Спасское уездное земское собрание избрало Николая Дмитриевича губернским гласным, а через год - почётным мировым судьёй по Спасскому уезду на трёхлетие. На этой должности он переизбирался ещё четыре раза и прослужил около 16 лет. Его имение в Красной Слободе Щербетской волости включало в себя унаследованные от отца 2541,2 десятины земли, находившиеся в нераздельном владении с братом Сергеем, который, впрочем, был далёк от земледелия. А Николай Дмитриевич, вернувшись в родное имение, увлёкся ещё и разведением лошадей. Позже, выступая в 1910 году в Государственной Думе, он заявил, что имеет честь быть русским коннозаводчиком «в течение, кажется, 27 лет», то есть со времени переезда в Красную Слободу, и подчеркнул, что из его конного завода «вышло около 40 призовых лошадей». Была у Сазонова в Спасском уезде и ветряная мельница.
Ещё в феврале 1884 года при Краснослободском училище было открыто первое в уезде ремесленное отделение, где крестьянских детей обучали сапожному и башмачному ремеслу. Николай Сазонов курировал его как член Спасского уездного училищного совета, и вскоре это успешное начинание было распространено на другие селения уезда. Попечительницей этого училища являлась его мать Ермиония Александровна, а впоследствии и жена Мария Михайловна. Контролировал Николай Дмитриевич и состояние дел в Бездненском, Полянском, Трёхозёрском, Щербетском сельских училищах, участвуя в экзаменах и готовя рекомендации местному земству по улучшению их деятельности. В одном из таких отчётов он писал: «Пролить свет в сотни и тысячи умов тёмных людей, как русский крестьянин сам себя метко назвал, есть такая задача, для которой требуются многие десятки лет, перемена взглядов целых поколений и искоренение многих предрассудков и ложных толкований, к сожалению, часто поддерживаемых и людьми более просвещёнными».
В январе 1885 года Сазонов женился на дочери надворного советника, дворянке Марии Михайловне Наумовой. Его увлекла земская работа, и Николай Дмитриевич с энтузиазмом участвовал в устройстве и улучшении деятельности школьных библиотек и больниц, был членом особой медицинской и чумной комиссий от Щербетской волости, выступал за усиление роли медико-санитарного бюро, которое он сравнивал с «боевой походной канцелярией, готовой в каждый момент разгара эпидемии прийти на помощь уездным земствам своими знаниями, исследованиями и врачебными силами». Известно также, что в 1880-х годах «землевладельцы Сазоновы» участвовали в расходах на содержание Краснослободского фельдшерского пункта. Николай Дмитриевич предлагал меры «к поднятию экономического благосостояния населения Спасского уезда», ратуя за развитие хозяйственно-технической помощи крестьянам, и даже настаивал на учреждении в регионе агрономического института.
Следуя примеру брата, Сазонов следил за внешней политикой России и хорошо разбирался в международных делах. Это видно из отчёта чрезвычайного Спасского уездного земского собрания от 5 сентября 1893 года, где обсуждался вопрос о взимании земельных земских сборов хлебом вместо денег: «Гласный Н.Д.Сазонов знакомил гласных из крестьян с отношением Германии к России, как причиной, вызвавшей правительство на принятие подобной меры, причём, настаивал на необходимости в настоящее время поддержать цены на хлеб». Бывал Николай Дмитриевич нередко и в Петербурге, встречался с братом, вращался в столичной аристократической среде. Не случайно в 1896 году он был приглашён на коронацию императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны, в память чего получил «серебряную медаль на Андреевской ленте для ношения в петлице».
Позже об этих столичных поездках с раздражением написал в своей книге член Государственной Думы от Казанской губернии Н.Мельников: «Н.Д.Сазонов не проявлял особенного интереса к земским делам. Он вообще не имел облика местного деятеля, и предводительство было ему нужно, чтобы появляться в петербургских салонах в качестве лица, занимающего видный и ответственный провинциальный пост». Историки считают такую оценку необъективной, факты говорят как раз об активном и заинтересованном участии Сазонова в жизни Спасского уезда. Даже если он и вёл себя в столице несколько высокомерно, это было больше связано с его знакомствами в свете, благодаря тому же брату Сергею.
Именно за местные заслуги Николай Сазонов в июне 1897 года был избран Спасским уездным предводителем дворянства. А уже в декабре 1898-го император Николай II утвердил его Казанским губернским предводителем дворянства. Тогда же за многолетнюю усердную службу в должности почётного мирового судьи Спасского уезда Сазонов был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. Его брат Сергей Дмитриевич женился на родной сестре супруги Петра Столыпина, и Николай Сазонов был хорошо знаком с будущим премьер-министром России. Летом 1899 года он пригласил Столыпина в своё краснослободское имение, но тот оказался занят и ответил Сазонову: «Очень любезно, но воспользоваться приглашением не могу». Хотя историки не исключают, что позже Столыпин всё же воспользовался этим приглашением. В следующем году Сазонов получил от императрицы золотой знак Красного Креста - «за труды по оказанию помощи населению, пострадавшему от неурожая».
В должности губернского предводителя Николай Дмитриевич пробыл около 7 лет. Занимался преобразованием школ и народных училищ, выступал за усиление роли дворянства в жизни страны. Одновременно он стал и председателем Казанского губернского земского собрания, выступал за важные нововведения в жизни региона, не забывая при этом лоббировать интересы Спасского уезда. Его интересовало, к примеру, развитие кустарных промыслов, организация юридической помощи сельскому населению, усиление мер противопожарной безопасности. В 1901 году Сазонов возглавил комиссию для учреждения при губернском земстве фонда имени императора Александра II. Фонд был предназначен для сбора средств, «чтобы через 10 лет, ко времени празднования 50-летия со дня освобождения крестьян, можно было приступить ко всеобщему обязательному обучению» в Казанской губернии. Вот ещё когда замышлялось всеобщее образование! А в 1903 году Николая Дмитриевича включили в комиссию по празднованию столетия Казанского университета.
В сентябре 1904-го повелением Николая II Сазонов был назначен главноуполномоченным по закупке в Казанской губернии и на приволжских и прикамских пристанях зернового фуража для действующей против Японии Русской армии. Возросший объём работы привёл к ухудшению здоровья Сазонова. Уже в декабре из-за болезни он не смог председательствовать на губернском собрании дворянства, а в январе 1905-го это стало причиной отказа баллотироваться на третий срок. Но в заседаниях Николай Дмитриевич продолжал участвовать. К примеру, на чрезвычайном Казанском губернском собрании дворянства 17 февраля 1906 года он высказал пророческую мысль: «Развитие федеративного начала поведёт к распадению государства». Сазонов верил, что «Россия как в прошлом находилась всегда в братском единении со всеми входящими в её состав племенами, также можно надеяться, будет продолжаться и в будущем». И в то же время с сожалением констатировал, что «федеративные аппетиты» у окраин «появились лишь за последнее время - время смут». И эти его опасения оправдались: в 1917-ом государство начало делиться на национальные республики, а в 1991-ом распалось…
В 1907 году распоряжением министра внутренних дел Н.Сазонов был причислен к МВД, а год спустя вновь вернулся в Спасск на должность уездного предводителя дворянства. Однако уже в сентябре 1908 года его отправили в отставку в связи с избранием членом третьей Государственной Думы, куда Николая Дмитриевича выдвинули от «съезда землевладельцев» Спасского уезда. Записался он во фракцию националистов, затем сменил ещё две фракции. Работал в нескольких думских комиссиях - по рабочему вопросу, государственной обороне и запросам граждан. С трибуны выступал редко: поднимал вопросы развития в России коневодства, поддерживал аграрные законопроекты Столыпина. Во фракции к нему относились с уважением и почтением благодаря связям Николая Дмитриевича в правительстве и при дворе монарха.
С трибуны Государственной Думы Сазонов не раз защищал Союз Русского Народа, видимо, с его подачи отделение СРН весной 1910 года было открыто и в Красной Слободе. Председателем стал мест-ный священник отец Н.Борисов, его заместителями - крестьянин А.Исаев и отставной унтер-офицер Г.Едалин, а секретарём - псаломщик И.Тагашевский. А в июле того же года в селе зарегистрировали ещё и отделение «Русского Народного Союза имени Михаила Архангела». Историки предполагают, что эти события вряд ли обошлись без «доброго краснослободского барина», как его с долей иронии иногда называли.
Полномочия депутатов Государственной Думы 3-го созыва прекратились в июне 1912 года. В те дни усиленно ходили слухи о назначении Сазонова губернатором в одну из поволжских губерний. Но этого не произошло. Вновь обострилась болезнь, и 19 ноября 1913 года Николай Дмитриевич скончался в Санкт-Петербурге в возрасте 55 лет от разрыва сердца. На могилу Сазонова в числе множества других были возложены венки от казанского дворянства и от дворян Спасского уезда. Его брат Сергей Дмитриевич умер в эмиграции в Ницце в 1927 году. Оба они так и не сумели обзавестись детьми, поэтому стали последними представителями этой линии дворянского рода Сазоновых.
Однако у Николая Дмитриевича остался крёстный сын, которому супруги Сазоновы заменили родителей. В 1898 году, оставшись сиротой, марийский мальчик Актанай Янтемир оказался в Казани, где принял крещение, новое имя Михаил и отчество по восприемнику - Николаевич. Фамилию своего крёстного отца - Сазонов - он носил до начала 1920-х годов. Несколько лет Михаил жил и воспитывался в семье Сазоновых, а после окончания Казанской духовной семинарии стал священником, а позже - известным учёным и общественным деятелем, основоположником марийского краеведения. Судьба его сложилась трагически. В годы революции он вынужден был сложить с себя сан священника, скрывался от преследования красных. Затем перебрался в Йошкар-Олу, работал в бюро краеведения Марийского НИИ, написал несколько трудов по экономической географии и краеведению края, а в 1938 году был расстрелян. Его жена и трое детей тоже были репрессированы.
В советские времена о «краснослободском барине» Николае Сазонове не принято было вспоминать, страна воспевала других героев. Только в последние годы, благодаря казанским историкам Игорю Алексееву и Диляре Усмановой, его имя и дела стали известны новым поколениям россиян.
На фото: Николай Дмитриевич Сазонов.
Нет комментариев