Жизнь, достойная для примера
О вице-адмирале Российского флота, уроженце села Полянки Иване Фёдоровиче Лихачёве наша газета писала неоднократно. Но рассказать ещё раз об этом легендарном человеке совершенно не лишне, ведь он был известен не только как боевой офицер русского флота, кругосветный мореплаватель, участник Крымской войны и обороны Севастополя 1854-1856 годов,...
Жизнь, достойная для примера
О вице-адмирале Российского флота, уроженце села Полянки Иване Фёдоровиче Лихачёве наша газета писала неоднократно. Но рассказать ещё раз об этом легендарном человеке совершенно не лишне, ведь он был известен не только как боевой офицер русского флота, кругосветный мореплаватель, участник Крымской войны и обороны Севастополя 1854-1856 годов, командующий Тихоокеанской эскадрой, но и публицист, коллекционер, меценат. И то, что его корни - в нашей земле, вызывает чувство огромной гордости.
Владимир КОРНИЛОВ
Становление моряка
Родился Иван Фёдорович в семье отставного кавалергарда 31 марта 1826 года. Его мать, Глафира Ивановна (в девичестве Панаева), была родной сестрой известного литератора Владимира Панаева. Может быть, поэтому у нашего земляка и у его не менее известного брата Андрея Фёдоровича Лихачёва была страсть к литературному творчеству, любовь к книгам и искусству.
Из-за семейных трудностей (у Лихачёвых очень рано скончался отец Фёдор Семёнович) в тринадцатилетнем возрасте Иван был определён в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Через год он был произведён в гардемарины, а в 1843 году -- в мичманы. Как лучшего выпускника его оставили в офицерском классе - совершенствоваться во флотских науках.
В 1844 году мичман Лихачёв переводится на Черноморский флот, где проходит знаменитую лазаревскую школу воспитания личного состава. Позже, будучи капитан-лейтенантом, он скажет об адмирале Лазареве: «Из незабываемых заслуг Отечеству Михаила Петровича самая великая и поистине бессмертная заслуга состояла, конечно, в том, что он умел передать дух, живший в нём, людям, избранным им, что он образовал целую семью людей, составляющих честь и славу нашего флота…».
За пять лет службы под влиянием этой школы сформировалось мореплавательское и боевое мастерство Ивана Лихачёва.
Осенью 1850 года, после того как Лихачёв был отозван с Черноморского флота в Петербург, на корвете «Оливуца» он отправился в плавание из Кронштадта на Дальний Восток. После гибели командира корабля капитан-лейтенанта Сущёва в сентябре 1851 года молодой офицер возглавил экипаж «Оливуцы» и осуществил переход из Петропавловска в Новоархангельск. В дальнейшем, командуя корветом, Иван Лихачёв до 1852 года регулярно совершал плавания между Камчаткой и Русской Америкой. В начале 1853 года его вызвали в столицу, присвоили чин капитан-лейтенанта и назначили заместителем главного редактора журнала «Морской сборник».
С началом Крымской войны его снова откомандировали на Черноморский флот, где Иван Фёдорович стал флаг-офицером при руководителе обороны Севастополя вице-адмирале Владимире Алексеевиче Корнилове. При адмирале он был до последнего его дня: во время первой бомбардировки Севастополя союзническими войсками 5 октября 1854 года адмирал Корнилов был смертельно ранен неприятельским ядром на Малаховом кургане.
На пароходофрегате «Бессарабия» Иван Фёдорович участвовал в сражении с отрядом англо-французских кораблей. Когда судьба Севастополя была предрешена, капитан 2 ранга Лихачёв успешно организовал эвакуацию людей и вооружения с позиций, участвовал в строительстве наплавного моста через бухту, по которому были выведены войска. За день до этого получил сильную контузию, но командный пункт покинул лишь с уходом последнего отряда. «За примерность и отличие» он был удостоен орденов Святой Анны 2-й степени «с мечами» и Святого Станислава «с императорской короной и мечами».
После окончания Крымской войны служил в Николаеве начальником штаба при заведующем морской частью контр-адмирале Григории Ивановиче Бутакове, ещё одном герое этой войны.
Талант флотоводца
10 марта 1858 года состоялся, как тогда писали, приказ по морскому ведомству о назначении капитана 1 ранга Ивана Лихачёва адъютантом к Великому князю генерал-адмиралу Константину Николаевичу, автору решительных преобразований на военном флоте России. Целиком поддерживая идеи и планы своего высочайшего начальника, Иван Фёдорович с присущими ему энергией и добросовестностью активно включился в реализацию намеченных реформ. На пароходо- фрегате «Рюрик» он провёл детальный осмотр отечественных портовых сооружений на Балтике, на фрегате «Громобой» побывал в Средиземноморье, где посетил многие порты и ознакомился с их работой, на фрегате «Светлана» совершал плавания в Китайском и Японском морях, изучая новый морской театр. В 1860 году по поручению генерал-адмирала сформировал и возглавил Тихоокеанскую эскадру, присутствие которой при переговорах с Китаем способствовало заключению Пекинского договора. Этот документ закрепил права России на Амур и Уссурийский край. Благодаря настойчивости и усилиям Ивана Лихачёва, доказывавшего, что на Дальнем Востоке необходимо «постоянное присутствие значительной нашей морской силы в противовес английской и французской», силы России, в том числе и флота, в этом регионе стали значительно усиливаться. Действовать ему порой приходилось очень смело, где-то даже рискованно, но это были поступки уверенного в своей правоте человека, который выступал в интересах, в первую очередь, своего Отечества. Так было, например, с территорией залива Посьета.
В апреле 1860 года сделав стоянку в Новгородской бухте этого залива, он нашёл её очень удобной для стоянки наших судов. В связи с этим Лихачёв делает отчаянный и смелый шаг - выставляет здесь военный пост и объявляет эту территорию российской. Рискуя очень многим, вплоть до увольнения со службы и отдачи под суд, Иван Фёдорович принял на себя огромную ответственность за самостоятельное выставление поста и официальное провозглашение принадлежности территории залива Посьета к России. Но удача и здесь сопутствовала моряку. Великий князь Константин Николаевич, узнав о происшедшем, написал Ивану Фёдоровичу: «Ты совершенный молодец, и я обнимаю тебя мысленно от всей души!.. Все письма твои я давал читать государю, и он в высшей степени доволен твоей распорядительностью и находчивостью…»
Особо следует отметить настойчивые предложения Ивана Фёдоровича по созданию на острове Цусима российской наблюдательной станции, выражаясь современным языком - российской военно-морской базы. Закрепление таким образом острова за Россией он считал крайне необходимым, «ибо здесь идёт прямой путь к Китаю, где мы не раз будем призваны играть какую-нибудь роль, и к важнейшим пунктам Японской империи, главные города и силы которой сгруппированы в южной части её владений». К огромнейшему сожалению, на его аргументированное мнение, высказанное в начале 60-х годов девятнадцатого столетия, никто не обратил должного внимания. Впоследствии трагические события русско-японской войны 1904 - 1905 годов (тогда старый адмирал был ещё жив и жил в Париже) доказали справедливость предвидения Ивана Фёдоровича Лихачёва. Именно в Цусимском проливе около одноимённого острова в мае 1905 года произошло сражение между флотами России и Японии, в результате которого появилась одна из самых трагических страниц в истории нашего флота - здесь полностью была разгромлена 2-ая Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского. Погибли сильнейшие и лучшие корабли, цвет морского офицерства, тысячи моряков. Тогда многие вспомнили дальновидность Лихачёва…
В 1864--1867 годах он возглавил формирование и организацию первой русской броненосной эскадры Балтийского флота. С 1867 по 1883 годы контр-адмирал Лихачёв - военно-морской агент (атташе) во Франции и Англии. В 1874 году ему присвоили звание вице-адмирала.
С думой о будущем
Со вступлением на престол Александра III, не согласного с реформами Великого князя, генерал-адмирал Константин Николаевич отошёл от государственной деятельности. Вместе с ним в 1883 году вышел в отставку и Иван Фёдорович. Однако связь с флотом он не порывал - активно сотрудничал с журналами «Морской сборник», «Русское судоходство» и другими. Много писал о проблемах отечественного флота, издавал брошюры и книги по морской тематике и не только.
После отставки Иван Фёдорович жил в Париже. Прекрасно образованный, обеспеченный адмирал, не имевший своей семьи, значительные средства тратил на благотворительную деятельность. Выкупленная им коллекция умершего брата Андрея Лихачёва, краеведа, нумизмата, коллекционера, была передана в дар городу Казани и послужила основой при создании городского музея (ныне Национальный музей). В коллекцию вошли личный архив брата (письма, рукописи научных статей, рисунки предметов и другое), собрание живописи (более 400 работ, в числе которых полотна Айвазовского, Перова, Шишкина), ювелирные украшения казанских татар (около 400 предметов) и многое другое. За этот благородный поступок Иван Лихачёв был избран почётным гражданином города Казани. Впоследствии он продолжал пополнять фонды музея картинами, книгами и другими ценными экспонатами, принимая активное участие в работе по организации общественных музеев. На протяжении всей жизни адмирал собирал книги по военно-морскому искусству, которые в 1894 году подарил Морскому кадетскому корпусу.
Национальная морская политика, реформирование флота, военно-морское образование, патриотическое воспитание, устройство общественных музеев, подготовка подрастающего поколения - вот далеко не полный перечень проблем, находившихся в сфере внимания Ивана Лихачёва.
Взгляды адмирала Лихачёва, сформированные в лучших традициях отечественной военной культуры, отличались особым вниманием к духовно-нравственному элементу военно-морской службы. Особое внимание он уделял педагогике, поскольку именно воспитание юношества считал «выше и важнее всякой политики».
Основополагающая идея, которая присутствует в подавляющем большинстве работ адмирала - это идея самоотверженного общественного служения. Деятельность человека, независимо от его характера, достойна уважения, если она приносит пользу обществу, служит интересам общества и во благо общества.
Деятельность Ивана Фёдоровича на благо своего Отечества была высоко оценена. Он стал полным кавалером орденов Святой Анны и Святого Станислава, Святого Владимира II, III и IV степени, Святого Александра Невского, Белого Орла, удостоился иностранных наград: турецкого ордена Меджидие, шведского Святого Олафа и датского ордена Данеброга.
Его не стало на 82 году жизни: Иван Фёдорович Лихачёв скончался в Париже 15 ноября 1907 года. Согласно его завещанию он был похоронен в мужском монастыре города Свияжска. Кроме исторического наследия Древний Болгар и Свияжск, связывает и этот печальный факт. Примечательное событие для истории, не правда ли?
Именем вице-адмирала Ивана Лихачёва названы такие географические точки на мировой карте, как мыс в бухте Тунгус в западной части залива Петра Великого, мыс в бухте Комсомольская в Анадырском заливе, пролив в северной части Охотского моря.
Таких высот в государственной деятельности России и таких заслуг среди наших земляков едва ли кто ещё достигал.
… Прошли столетия, пронеслись над страной разные бури и лихолетья, менялись эпохи, и за всем этим потоком событий и сменой мировоззрений люди стали забывать имена прежних героев, а имена других исказили в угоду кому-то. Бульдозерами сметены в глубокие воды надгробия, могильные плиты и некрополи. Словно выдраны из истории сами имена достойных граждан своего Отечества. Так стало с могилой Ивана Фёдоровича Лихачёва в Свияжске и семейным некрополем Лихачёвых в Полянках. Ещё одна невероятная взаимосвязь… Если в Полянках приблизительное место упокоения некоторых из Лихачёвых обнаружено, то могила Ивана Фёдоровича, увы, потеряна…
Но, наверное, уже пришло время возвратить из небытия имена достойных людей своей Родины, вернуть их потомкам, чтобы помнили и чтили. Объединение ветеранов, бывших военнослужащих Военно-Морского Флота района выступил с инициативой поставить в Болгаре бюст Ивану Фёдоровичу Лихачёву. Этот символ не даст забыться его имени, и, может быть, так мы вернём долг памяти этому человеку, много сделавшему для своей Отчизны.
Безусловно, это будет очень трудно претворить в жизнь, но главное -это необходимо сделать. Ведь богатое духовное наследие адмирала Лихачёва до сих пор сохраняет свою актуальность. Его самозабвенная деятельность во благо флота и Отечества достойна служить наглядным примером для многих поколений наших соотечественников. И сам Иван Фёдорович Лихачёв в своих трудах о своих наставниках и сослуживцах не раз утверждал: «Отечество не должно забывать людей, которыми оно может гордиться».
(При подготовке материала использовались выдержки из журнала «Морской сборник» -- №9 1995 г. и №10 2013 г.).
Нет комментариев