В конце ноября свое 80-летие отмечает Николай Гурьевич Гурьев, оставивший заметный след в истории Спасского (тогда Куйбышевского) района. Пятнадцать с лишним лет он возглавлял районную партийную организацию. Это были годы созидания, активного развития экономики и социальной инфраструктуры.
Анатолий САМАРКИН,
заслуженный работник культуры РТ.
По прошествии лет многое начинаешь оценивать несколько иначе, чем прежде. Сито времени отделяет зерна от плевел: то, что казалось тогда важным и главным, сегодня воспринимается как не заслуживающая внимания мелочь, и наоборот, незначительный вроде бы факт вырастает до знакового события.
Так же и с человеческими решениями, поступками, действиями: то, что попервоначалу встречается, как говорится, в штыки, потом вызывает искреннее уважение. Это в полной мере можно отнести и к Николаю Гурьевичу.
С ним можно было и сейчас вести разговор на любую тему - о сельском хозяйстве, о литературе, о живописи, о философии… И не на дилетантском, а на вполне профессиональном уровне - настолько широки и глубоки его познания. Удивляешься, как ему при его постоянной загруженности важными и ответственными делами удавалось выкраивать время заниматься ещё чем-то - просто для души, для себя. Теперь-то с этим, конечно, проблем нет…
Главную отличительную черту его характера чуть ли не полвека назад очень верно подметил корреспондент «Советской Татарии» Михаил Куклин, который очерк о молодом директоре совхоза «Лебединский» Алексеевского района так и назвал - «Одержимость». Принципу «Ни одного движения без пользы для дела!» Николай Гурьевич старался следовать везде, где бы ни приходилось работать. И ещё: уметь ставить перед собой конкретные цели и задачи и непременно достигать и решать их. Эти качества сразу же подметили в Салмановской МТС Алькеевского района, куда был направлен выпускник
ветеринарного института с «красным» дипломом, хотя перед ним открывались иные перспективы - аспирантура, диссертация, преподавательская работа.
Кстати, именно тогда он впервые и познакомился с Куйбышевским районом. Колёсный пароход «Джамбул» рано утром доставил его из Казани на пристань Переволоки. Большинство учреждений и организаций уже перебрались на новое «место жительства», жизнь в старом городе затухала. И молодой специалист чуть ли не весь день напрасно потратил на ожидание хоть какого-то транспорта в сторону Салман. Шагая по проселочной дороге, он и представить себе не мог, что через полтора десятка лет судьба вновь сведёт его с этим уголком земли.
В колхозах, входящих в зону обслуживания МТС, Николай Гурьевич быстро сумел найти контакт с их председателями, зоотехниками и ветеринарами и помогал им грамотно вести животноводство. А на следующий год, когда был образован совхоз «Салмановский», его назначили туда главным зоотехником. В новом хозяйстве требовалось неотложно решать массу организационных и специальных вопросов. Они оказались ему по плечу. Если в чем-то сомневался, за советом ездил к более опытным коллегам - например, в Аграмаковку.
Важная страница в его жизни - работа в Алексеевском районе: в прославленном совхозе «Красный Восток», в управлении сельского хозяйства, а потом - директором совхоза «Лебединский», который «отпочковался» от Левашова. Всё пришлось начинать буквально с нуля - подбор профессиональной команды, создание производственной базы… И уже через два-три года хозяйство вошло в число лидеров и в животноводстве, и в растениеводстве, а вклад руководителя в эти достижения был отмечен орденом «Знак Почета». (Позже к этой первой награде добавились два ордена Трудового Красного Знамени», медали, знак «Отличник народного просвещения РСФСР.) В те же годы Николай Гурьевич закончил заочную аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. С присущей ему одержимостью взялся и за организацию треста свиноводческих совхозов. Чтобы реализовать свои проекты, в частности, строительство возле Набережных Челнов свинокомплекса на 50 тысяч голов, ему приходилось стучаться в самые высокие кабинеты, вплоть до первого заместителя Председателя Совмина РСФСР, зато задуманное воплощалось в жизнь. Потом была должность заместителя министра сельского хозяйства республики - курировал животноводство.
И вдруг предложение - возглавить партийную организацию Куйбышевского района. Возражения типа «это не моя сфера» не были приняты во внимание, что и понятно, ведь первый секретарь в те времена - это не столько идеолог, сколько хозяйственник. А опыт хозяйственника и организатора у Гурьева был. И он оказался весьма кстати. Вместе с обновлённой командой многое удалось сделать.
Перво-наперво взялись за строительство дорог, которых практически не было, а самым надёжным средством передвижения в осеннюю или весеннюю распутицу был гусеничный трактор. Тогда в ходу была такая шутка. Вопрос: «Можно ли напрямую проехать в Северного полюса к Южному?» Ответ: «Можно, если на пути не попадётся Куйбышевский район». Можно добавить: разве он один? К поднятию дорожного полотна привлекалась техника совхозов, колхозов, промышленных предприятий, ведь в надёжном сообщении с внешним миром нуждались все. А сил одного маломощного дорожного участка хватало только на поддержание относительного порядка. До асфальта, который сейчас дошёл почти до каждого села, было ещё далеко, но ведь надо было кому-то сделать первый шаг к этому.
Разительные перемены произошли и в других сферах. Автотранспортное предприятие пополнилось десятками новых автобусов и челнинских большегрузов. Была создана крепкая база «Сельхозтехники». Появилось несколько крупных животноводческих комплексов с полной механизацией трудоёмких процессов. Благодаря внедрению достижений агрономической науки и практики заметный шаг вперёд был сделан в растениеводстве. А сколько было возведено в райцентре и в сёлах объектов социально-культурного назначения - не счесть. Методом народной стройки возвели комплекс центральной районной больницы. Чего скрывать, были недовольные бесконечными субботниками и воскресниками (централизованное финансирование строительства началось позже), но зато медики и их пациенты получили прекрасные условия для работы и лечения.
Особо следует сказать о культуре. Ей ни до Гурьева, ни после него не уделялось, пожалуй, такого внимания. И не столько в плане строительства клубов и библиотек, сколько в приобщении сельских жителей к высокому искусству. Перед ними выступали Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Эдуард Хиль, Валерий Ободзинский, Ильгам Шакиров и другие известные исполнители. В район часто приезжали члены творческой группы «Село» Союза художников республики, чтобы запечатлевать на своих полотнах передовиков производства и ветеранов, живописные местные пейзажи. Это тоже один из принципов Николая Гурьевича - человек должен быть личностью в самом широком смысле слова. Кстати сказать, уже выйдя на пенсию и обосновавшись в посёлке Васильево, он так увлёкся живописью, что его работ вполне хватит на солидную выставку. Сюжеты самые разные, но объединяет их попытка философского осмысления жизни, проникновения в самую суть явлений.
Этого, следует отметить, он требовал и от журналистов. Признаюсь честно, работать с Николаем Гурьевичем было очень даже трудно. Но в то же время - чрезвычайно интересно. По его совету, например, на страницах газеты мы ввели рубрику «Семья», под которой рассказывали о трудовых династиях, о семейных традициях. Эта тема и сейчас крайне важна, ведь именно в семье формируется нравственный стержень, помогающий человеку не сломаться и выстоять в самых сложных ситуациях. Кто знает, возможно, та высокая планка, которая ставилась перед сотрудниками редакции, в значительной мере предопределила их дальнейшие творческие успехи. По крайней мере, сам я, хотя частенько и не соглашался с Николаем Гурьевичем, благодарен ему за школу ответственного, осмысленного отношения к газетному делу.
В долгом разговоре, который у меня недавно состоялся с ним, я спросил, какой след в его жизни оставила «Новая жизнь».
- Очень глубокий и запоминающийся, - сказал он. - Но я жалею, что в своё время не вёл подшивку районной газеты. Я внимательно читал каждый её номер и получал для себя немало дополнительной полезной информации. И критиковал журналистов, если в каком-то номере не было критических публикаций.
Это ведь сейчас на критику почти никто не реагирует, а в наше время она не оставалась без внимания. Газета была и сегодня остаётся в районе единственным средством массовой информации, потому её роль невозможно переоценить. Добрые воспоминания у меня остались о Равиле Ибрагимовиче Исмагилове. Более пятнадцати лет стоял он у руля газеты, имея свою позицию и отстаивая её. Его работоспособности можно было только удивляться. Жаль, рано ушёл от нас.
А в связи с приближающимся 95-летием газеты Николай Гурьевич пожелал её журналистам, активистам и читателям сохранять оптимизм, относиться к своему делу творчески, а главное - помнить, что отец богатства, не только материального, но и духовного, - труд.
…За плечами этого человека большой и сложный путь, отнюдь не усыпанный лепестками роз. Прошёл он его рука об руку с Раисой Низамутдиновной, врачом и просто отзывчивым, хорошим, все понимающим человеком. Дети пошли по стопам матери: Эдуард - доктор, а Неля - кандидат медицинских наук. Достойно идут по жизни внуки, радуют правнуки. А чего ещё надо для душевного спокойствия?
Нет комментариев