Бывать в Крыму, который в последнее время в связи с происшедшими изменениями в общественно-политической жизни приковывает к себе большое внимание, приходилось многим. Автору этих строк, можно сказать, повезло посетить этот удивительный, богатый, как и наш Болгар, историей край несколько раз. Впечатлениями об этом он делится с нашими читателями.
Джамиль МУХАМЕТШИН,
кандидат исторических наук.
Последний раз я побывал в Крыму несколько лет назад, когда был приглашён для участия в Международной нумизматической конференции. Надо заметить, я с удовольствием принял это приглашение. Во-первых, там были заявлены доклады по малоисследованным периодам булгарской нумизматики. Во-вторых, в истории Среднего Поволжья и Крыма много общего, включая архитектурные и эпиграфические памятники. Отдельные казанские ханы были родом из Крыма, а некоторые из них поочередно правили то Казанью, то Крымом.
Средневековая история Крыма, как и Среднего Поволжья, разделяется на два периода. Если в XIII-IV веках главным городом полуострова был Старый Крым (Солхат), то в XV веке эту роль стал играть Бахчисарай. И здесь история тоже как бы перекликается, ведь административный центр Среднего Поволжья был когда-то перенесён из Болгара в Казань.
В Бахчисарае мне хотелось непременно ещё раз взглянуть на Ханское кладбище. Ни в Болгаре, ни в Казани таковые не сохранились. В Крыму же есть кладбище ханов, которое включено в список объектов туристического показа.
Добраться до Крыма тогда было нетрудно. Мы почти трое суток ехали в полупустом плацкартном вагоне. После кавказских событий я ждал усиления проверок при пересечении российско-украинской границы. К счастью, этого не было. Заполнение карточки и проверка паспорта не заняли и пяти минут, а осмотр багажа вообще не проводился.
На следующее утро после прибытия с товарищем из Омска отправились знакомиться с городом. Главной достопримечательностью Бахчисарая, конечно же, является Ханский дворец. По историческим сведениям, у крымских ханов было шесть дворцов. К сожалению, на сегодняшний день сохранился только один - в Бахчисарае.
В пределах нынешней территории города было несколько древних поселений. Где находилась резиденция первого хана Крыма Хаджи-Гирея, доподлинно неизвестно. Его сын Менгли-Гирей в начале ХVI столетия заложил дворец у подножия Кырк-Ер, в пригороде Бахчисарая Салачик. От этого дворца остались лишь краткое описание и великолепный портал, сделанный руками венецианского архитектора Алоиза Ламберти. Портал был перенесён в новый дворец, тем самым он спасся от уничтожения. Алозио, или Фрязин новый, оставил глубокий след и в русской архитектуре. Он построил в России 11 церквей, великолепный собор Архангела Михаила в Кремле и соорудил портал кремлёвского Благовещенского собора.
Сегодня Салачик возрождается. Уже отреставрированы и получили свою первозданную красоту Зинджирлы - медресе и дюрбе, построенные над могилой Хаджи-Гирея в 1500-1501 годы.
Великолепный Ханский дворец у человека, не знакомого с историей Крыма, в первую очередь ассоциируется с воспетым Пушкиным фонтаном слёз. По легендам, фонтан и мавзолей Диляры-Бикэч представляется как Тадж-Махал на крымский лад. Версию этой легенды поэт услышал ещё в Петербурге от С.С.Киселёвой (урождённой Потоцкой). Эту легендарную девушку считали христианкой по имени Динара Хионис из Салоника. Она отправилась морем в Кафу к дяде, но буря прибила судно к Очакову, и местный паша отвёз девушку к престарелому крымскому хану. Крым-Гирей долго добивался её любви, но девушка осталась чужда и непреклонна. Она погибла во цвете лет. Жители Крыма и Бахчисарая называли эту девушку Марией Потоцкой.
Но действительность была немного другой, во всяком случае, хана нельзя было назвать стариком (когда он умер, Крым-Гирею был всего 51 год). А титул Диляры-Бикяч означает старшую жену хана (не по возрасту, а по значимости), которая отвечала за ведение хозяйства ханского дворца. Старшая жена занималась и благотворительностью, выделяла средства на строительство мечетей. Об этом говорит то, что на фронтоне мечети есть её имя. А красивая легенда существует сама по себе, обрастая всё новыми подробностями.
Ханский дворец состоит из нескольких отдельных строений: мечети Хан-Джами, зала Дивана (совета и суда), малой дворцовой мечети, гарема с Соколиной башней, конюшен, бассейнового садика, бани Сары-Гюзель. Большое место занимает Ханское кладбище с мавзолеями. К сожалению, от ХVI века сохранились лишь Диванхана, Большая и Малая мечети и т.д. Многие строения погибли в пожаре 1736 года. В 1783-1787 годы в связи с посещением Бахчисарая Екатериной II Ханский дворец был восстановлен по сохранившимся чертежам. К слову сказать, после этого Бахчисарай посетили почти все цари и великие князья, известные художники, поэты. В честь прибытия императрицы перед дворцом была установлена так называемая Екатерининская верста с надписью «лета 1787 года».
Сегодня большинство помещений дворца реставрировано и приспособлено для музейного показа. Не так давно Ханская мечеть стала отвечать своему первоначальному назначению. Очередь - за баней Сары-Гюзель. Согласно надписи на фронтоне баня Жёлтая красавица (именно так переводится с татарского Сары-Гюзель) была построена в 1532 году при хане Сахиб-Гирее. Первоначально это была городская баня, включённая позднее в дворцовый комплекс. Прототипом её служили турецкие бани, вобравшие в себя лучшие традиции римских и византийских. Мощное квадратное здание было перекрыто одним большим и несколькими малыми куполами, в которых устроены фигурные отверстия для освещения. К бане примыкали крытые дворики с фонтанами. Обогревалась она сложной системой отопления под полом и в стенах. Горячая и холодная вода поступала в моечные отделения по свинцовым трубам. Вода подводилась к пристенным фигурным раковинам, высеченным из камня. Точно такие же бани были в Древнем Болгаре: Белая палата, Ханская баня, Красная палата… На Болгарском городище археологами выявлены остатки шести бань. Все они не выдержали испытания временем, последней рухнула в 60-ые годы ХIХ столетия Белая палата. Крымская же баня служила своему прямому предназначению вплоть до 1927 года. Будет ли она восстановлена как действующая баня, покажет будущее.
Наиболее древний из мавзолеев Бахчисарая Иске-дюрбе построен по классической схеме портально-купольных мавзолеев: кубическое основание переходит на восьмигранный барабан, на котором возведён килевидный купол. Сильно выступающий портал примыкает к мавзолею с востока. Ещё один подобный мавзолей, относящийся к концу ХIV- началу ХV веков, построен над могилой Бей-Юде-Султан. Эти мавзолеи - типичные памятники золотоордынской культуры. Кстати, к таковым относятся все булгарские мавзолеи.
Чуть позднее под влиянием сельджукской архитектуры типы крымских мавзолеев изменились. В основании они стали восьмигранными. Дюрбе (мавзолей) дочери Тохтамыш-хана Джанике-ханум (1437 год) ещё сохраняет свой портал. А у мавзолея Девлет-Гирея (вторая половина ХVI века) и последующих ханов порталы отсутствуют. Только мавзолей Мингли-Гирея имеет форму открытой беседки-ротонды.
Такой скрупулезный осмотр мавзолеев и мазаров преследовал одну цель - обнаружение последнего пристанища казанского хана Сахиб-Гирея и Нурсултан, матери трёх казанских ханов - Сахиб-Гирея, Абдуллатифа и Мухаммадэмина. С первым было проще. Известно, что Сахиб-Гирей был убит в расцвете сил во время дворцового переворота в 1551 году. Вместе с ним были убиты шесть его сыновей и двое внуков. Он был похоронен в мавзолее своего деда Хаджи-Гирея в Салачике. К сожалению, его эпитафия не сохранилась.
Что касается Нурсултан, то известно только, что смерть её наступила около 1523 года. На Ханском кладбище сохранилось одиннадцать эпитафий женщин ханского рода, но среди них имя Нурсултан отсутствует.
Нурсултан оставила заметный след в истории Казани, Крыма и России в целом. Молодая знатная красавица, ногайская княжна, была выдана замуж за казанского хана Халила. Однако её счастье была недолгим: муж, с которым они не успели ещё завести ребёнка, умер.
Правителем Казани стал брат покойного, хан Ибрагим, который взял Нурсултан в жены. Во втором браке она стала матерью двух сыновей - Мухаммадэмина и Абдуллатифа. Но в 1479 году Ибрагим умер, и она осталась без мужа с детьми десяти и четырёх лет.
В то время в Казани усилилась борьба между промосковской и восточной партиями. Промосковская партия хотела видеть ханом Казани её старшего сына Мухаммадэмина. Однако победила восточная партия, и ханом стал сын Ибрагима от другой жены - Али. Нурсултан пришлось покинуть Казань. Мухаммадэмин был оставлен на попечение великого князя Ивана III, который дал мальчику богатый удел - Каширу. Сама же она отправилась в Крым, где у хана Мингли-Гирея служили два её брата. Хан был очарован гостьей. Он не только женился на ней, но и дал ей ранг старшей супруги. От Мингли-Гирея она родила ещё двух мальчиков, двух будущих ханов. В Крыму она жила спокойно, без потрясений, вела частую дружескую переписку с Иваном III.
В это время её старший сын Мухаммадэмин стал ханом Казани, позднее его свергли и снова возвели на престол. А повзрослевшего Абдуллатифа пригласили в Москву. Исполнилось худшее предчувствие матери, что найдутся силы, которые постараются поссорить братьев и сколотить политический капитал на их вражде. Иван III, сняв Мухаммадэмина с казанского престола, поставил на его место Абдуллатифа.
Взойдя на престол, Абдуллатиф не оправдал надежд Москвы. Воспитанный в ханском дворе Крыма, он начал проводить независимую и очень жёсткую политику по отношению к Москве. Под воздействием политики Казани письма Ивана III к Нурсултан становятся сухими, ограничиваются рекомендациями содействия союзу двух государств.
В 1502 году Москва свергла Абдуллатифа, и он под стражей был отправлен в ссылку. Только благодаря вмешательству крымского хана Абдуллатиф был освобождён. Более 30 лет Нурсултан не видела своего старшего сына. Наконец в 1510 году ей удалось несколько месяцев погостить у сыновей в Казани и Москве. Вместе с ней был её младший сын Сахиб-Гирей. А самый младший Мухаммад-Гирей вскоре стал ханом в Крыму. Это была её последняя встреча со старшими сыновьями. В 1517 году казанский хан Мухаммадэмин серьёзно заболел. Стали поговаривать об Абдуллатифе как о его преемнике, но вдруг он скоропостижно скончался. Это вряд ли было случайным - непокорного и независимого Абдуллатифа в Москве не любили. Через год умер и Мухаммадэмин.
Нурсултан, всю жизнь проводившая в ожидании сыновей, получила вести об их смерти. Яркая и в чём-то трагическая судьба Нурсултан сравнима с другой, не менее трагической судьбой легендарной казанской царицы Сююмбике, кстати, тоже ногайской княжны.
И, конечно, мы не могли не побывать в крепости Чуфут-Кале. Её история в основном разделяется на три периода: аланский, татарский и караимский. Основанная в VI веке, крепость первоначально носила название Фуллы и находилась под влиянием Византии. В период Хазарского каганата под властью хазар она меняет свое название на Кырк-Ер. После схода хазар с исторической арены сложилось Аланское княжество с преимущественно христианским населением, центром в Кырк-Ере. В 1299 году крепость была разрушена золотоордынским эмиром Ногаем и стала частью огромной золотоордынской империи. В ХV веке Кырк-Ер на короткое время становится столицей Крымского ханства. После переноса столицы в Бахчисарай туда переезжают хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. Но крепость продолжает использоваться как склад оружия и как тюрьма. И крепость снова меняет свое название на Чуфут-Кале, то есть Иудейская крепость. Караимы становятся единственными её обитателями. Быт караимов, одежда, пища, положение женщины в обществе не отличаются от татарского, а язык их тюркский, входит в кыпчакскую группу.
Большинство учёных высказывают мнение о хазарском происхождение караимов. Однако еврейские учёные караимов считают евреями с некоторой примесью татар, переселившихся из Ирана, Бухары и Северного Кавказа в XIII-XIV в.в. Такой уникальный исторический город во второй половине ХIХ века опустеет. Часть караимов окажется в Литве. С караимами связан сохранившийся Тракайский замок. Отдельные представители интеллигенции, например А.С.Фиркович, продолжали оставаться в городе до конца своих дней. Они были похоронены в Йосафатовой долине. Такое название она получила по аналогии с одноимённой долиной в окрестностях Иерусалима, где имеется древнее кладбище и где, по преданиям, состоится последний Страшный суд.
Бродя по пустынным улицам мёртвого города, я представил Болгар ХVI-ХVII веков. Это тот период, когда его прежние жители, татары, уже ушли, а будущие хозяева, русские, ещё не пришли. Сколько же там было минаретов, медресе, мавзолеев, бань, которые мы сегодня называем памятниками! Ведь Болгар в десятки раз больше, чем Чуфут-Кале, и имел прекрасные условия для жизни людей...
Чуфут-Кале опустел, но не был заброшен, а приобрёл значение общенациональной усыпальницы. Захоронение здесь считалось почётным, сюда везли покойников из других мест.
С большим интересом и с некоторой завистью в ходе конференции мы заслушали сообщение о найденном кладе монет из Чуфут-Кале. В нём было 30 золотых и 4256 серебряных монет. Такие находки случаются крайне редко. Клад, что немаловажно, был найден во время археологических работ и полностью передан в музей.
Много интересного подарила мне та последняя поездка в Крым, с которым у нас много общего. К тому же теперь Бахчисарайский район считается побратимом Татарстана. Наверное, там произошло немало изменений, и, может быть, мне ещё воочию убедиться в этом. Так что, до новых встреч, Крым!
Нет комментариев