Недавно на страницах «Новой жизни» рассказывалось о случайной встрече на фронте в годы Великой Отечественной войны двух наших земляков: сумев спасти жизнь Хасияту Закирову, жителю Ямбухтина, Абдулла Вафин из Каюков, к сожалению, погиб на его глазах. Публикация вызвала немало откликов среди читателей, а самое главное - на неё отозвалась сестра...
Нинель САДРИЕВА,
заведующая филиалом
«Сувар» БГИАМЗ.
Напомню, что я совершенно случайно познакомилась, будучи в Казани, с Абдуллой Хасиятовичем Закировым, который поведал мне удивительную историю, вписавшую ещё одну страницу в летопись Великой Отечественной войны. Его отец Хасият был ранен в одном из боёв. Истекая кровью, он лежал среди поля пшеницы, когда на него наткнулись немцы. Решив прикончить молодого бойца, один из них воткнул ему в грудь нож. И если бы его чуть позже не увидел земляк, он наверняка остался бы навсегда лежать на украинской земле. Но судьбе было угодно оставить в живых Хасията, которого Абдулла вытащил на дорогу и передал санитарам, а сам побежал догонять свою часть. Тут его и настигла шальная пуля.
Рассказ об этом не мог оставить равнодушным учителя из Каюковской школы, местного краеведа Айдара Гаруновича Казакова, которому интересно абсолютно всё, что связано с историей своего села, судьбами людей. Он активно занялся поиском тех, кто мог знать и помнить Абдуллу Вафина. Родственников погибшего бойца, как выяснилось, среди каюковцев не осталось. Но точку на этом ставить было рано.
И вот однажды у меня дома раздался телефонный звонок: Айдар Гарунович сообщил, что он, кажется, нашёл сестру Абдуллы, которая живёт в Ямбухтино. Дальше было всё просто. В Совете Ямбухтинского сельского поселения мне дали телефон Газяр-апы, но она вскоре позвонила мне сама. Прерывающимся от волнения голосом женщина начала благодарить всех, кто помог пролить свет на судьбу её погибшего брата, за которого она всегда молилась. Газяр-апа, кстати, - абыстай (читающая молитвы), и она всегда просила бога, чтобы её брату было хорошо там, в другом мире, чтобы о нём помнили…
Они с Абдуллой - родные по матери. Учился он сначала в Каюковской, потом - в Измерской школах. Призван в армию был в 1942 году. Какое-то время проходил обучение в Казани, затем его отправили на фронт. От Абдуллы приходили письма, в которых он просил маму не плакать, потому что у него всё хорошо. И обязательно передавал привет своей сестрёнке Газярке (так он её ласково называл) и всем родным. Писал о том, как идут бои, как он воюет за Родину, как скучает по дому. А с осени 1943 года письма приходить перестали. Но мама, рассказывает Газяр-апа, ждала их, ждала сына. А вместе с ней ждала брата и маленькая Газяр.
Она помнит, как радовались все каюковцы, когда узнали, что война закончилась. Мама в этот день, по её словам, пошла в магазин и вернулась оттуда со слезами радости и горечи одновременно: День Победы, а сына - нет… Она всё равно продолжала ждать его, надеясь на чудо, которого так и не случилось.
В 1946 году матери принесли из военкомата справку, в которой сообщалось, что Абдулла Курбанович Вафин пропал во время войны без вести. Но всё равно она продолжала ждать.
Газяр после семилетки поступила в Куйбышевское педагогическое училище, после окончания которого работала учительницей начальных классов в Татарской Тахтале, Сабанче и, наконец, в средней школе Ямбухтина. А Хасият Закиров был директором совхоза «Ямбухтинский».
Выяснив каким-то образом, что Газяр Нуртдиновна - сестра своего спасителя, он, конечно, встретился с ней и рассказал, как всё было. А потом вышла Книга Памяти, из которой Газяр-апа и узнала, что Абдулла похоронен в селе Степное Ростовской области. Она даже собиралась съездить на его могилу, но всё время были какие-то дела, проблемы, а потом уже и годы стали сказываться. Но всю жизнь она молилась о брате, бережно хранила его письма.
И так получилось, что судьба подарила ей нежданную радость: через столько лет Газяр-апа вдруг узнала, что память о её брате бережно и свято хранит не только она, но и проживающая сейчас в Казани семья Хасията Закирова, сын которого назван в честь погибшего спасителя Абдуллой. Вечная ему память.
Нет комментариев