Потребители, защищающие свои права, обладают рядом преимуществ
Чистопольский территориальный орган Госалкогольинспекции РТ рассказал, какие именно преимущества предоставляются потребителям.
Потребители по искам в защиту своих прав обладают рядом преимуществ. Это:
- Освобождение от уплаты госпошлины;
- Альтернативная подсудность;
- Отсутствие досудебного порядка урегулирования спора;
- Право на взыскание в свою пользу штрафа;
- Право на взыскание неустоек;
- Право на компенсацию морального вреда;
Рассмотрим отдельно каждое из них.
Госпошлина по искам в защиту прав потребителей
По общему правилу потребители по искам в защиту своих прав освобождены от уплаты госпошлины. Однако если цена иска превышает один миллион рублей, госпошлина оплачивается. Итак,
- Если размер исковых требований (цена иска) не превышает 1 000 000 рублей государственная пошлина не оплачивается (ч. 3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).
- Если цена иска превышает 1 000 000 рублей госпошлина уплачивается по следующим правилам: 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей (п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).
Пример расчета госпошлины: цена иска составляет 1 250 500 рублей.
1 250 500 – 1 000 000 = 250 000.
250 500 / 100 х 5 = 1 1252,5.
13 200 + 1 1252,5 = 14 452,5 рублей – подлежащая оплате госпошлина.
В какой суд подавать иск о защите прав потребителей
Потребители по искам в защиту своих прав обладают правом альтернативной подсудности.
Альтернативная подсудность означает подсудность по выбору истца (ч. 7 ст. 29, п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1).
Исковое заявление в защиту прав потребителя подается истцом в суд по своему выбору:
- по месту своего жительства/пребывания;
Информация о месте жительства указывается в паспорте или справке о временной регистрации.
- юридическому адресу ответчика (продавца, исполнителя и пр.);
Сведения о месте нахождения Ответчика берем из Выписки из ЕГРЮЛ с сайта налоговой.
Также см. Как узнать адрес индивидуального предпринимателя
- по месту заключения договора;
Данная информация должна быть указана в самом договоре.
- в порядке, предусмотренном договором (договорная подсудность).
Что делать, если договором предусмотрена иная подсудность, например, по месту нахождения ответчика или по месту заключения договора?
Сохраняется ли в этом случае право у истца-потребителя на выбор суда?
Условие договора о подсудности спора с потребителем является недействительным, так как не может противоречить правилам, установленным законом.
А законом установлено право альтернативной подсудности.
Таким образом, только Вам решать, куда подавать иск.
Мое личное мнение: Я всегда рекомендую подавать исковые заявления потребителям по месту своего жительства. Почему?
- Так удобнее истцам, не нужно куда-то специально ехать.
- Когда договором предусмотрена подсудность по месту нахождения ответчика это всегда настораживает и заставляет усомниться в беспристрастности будущего судебного процесса.
Также может быть ситуация, когда место регистрации (прописка) отличается от адреса фактического проживания. Например, место регистрации – г. Реутов Московской области. При этом фактически истец проживает в Москве, там же находится и ответчик. Такой иск для удобства можно подать по месту нахождения Ответчика.
Отсутствие досудебного порядка урегулирования спора
В большинстве случаев обязательный досудебный порядок урегулирования споров Законом не предусмотрен (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18). Вместе с тем, в определенных ситуациях предварительное направление претензии другой стороне необходимо (см. Досудебный порядок и защита прав потребителей).
Несмотря на то, что предварительное вручение претензии не обязательно, я рекомендую в споре с другой стороной общаться письменно путем направления претензии или заявления (см. подробнее Как написать претензию, Как вручить претензию).
Для чего это нужно? Отсутствие письменной претензии и доказательств ее направления другой стороне (квитанция, уведомление, опись) лишает вас дополнительных материальных выплат в случае удовлетворения судом иска:
- Неустойки за нарушение сроков удовлетворения требования.
Законом установлены сроки для удовлетворения продавцом, иным лицом вашей претензии. Например, 10 дней если заявлено требование о возврате денег за товар ненадлежащего качества (ст. 22 Закона о защите прав потребителей). Если деньги в указанный срок не возвращены, с 11 дня начисляется неустойка.
- Штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворить требование потребителя.
Право на взыскание в свою пользу штрафа
Если требования потребителя в добровольном порядке не удовлетворены суд взыскивает с ответчика штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»).
При этом суд обязан взыскать штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17).
Право на компенсацию морального вреда
Суд взыскивает компенсацию морального вреда «автоматически», если установит факт нарушения прав потребителя. Это означает, что доказывать факт и размер компенсации потребителю-истцу не нужно (ст.ст. 1099, 1101 Гражданского кодекса РФ, ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», п. 45 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17).
Отдельно об этом см. статью «Нужно ли потребителю доказывать моральный вред».
Итак, мы определились с тем, в какой суд подавать исковое заявление и нужно ли платить госпошлину. Осталось написать само исковое заявление.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
ВКонтакте Одноклассники Telegram
Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.
Нет комментариев