Газетные подшивки прошлых лет заставляют нас не просто окунуться в прошлое, но и задуматься о многом, в том числе и о том, а как бы ты мог жить в том времени, чем бы стал заниматься, какую роль выполнял бы в обществе?
Автору сегодняшней публикации довелось в своё время держать в...
Анатолий САМАРКИН,
ветеран печати, заслуженный работник культуры РТ.
У кого как - не знаю, но вот не лежит у меня душа к электронным версиям печатных средств массовой коммуникации. Объяснение, наверное, самое простое - всю жизнь проработал в районной газете, и каждый номер, только что поступивший из типографии, напоминал глоток свежего воздуха. Встречаясь в селах с людьми, удивлялся тому, что многие из них, рассказывая о себе или о знакомых, часто доставали из альбомов или обычных папок показывали вырезки с заметками и фотографиями, когда-то опубликованными в «Новой жизни». Они были своего рода семейными реликвиями. А вот в каком альбоме или в каком шкафчике сохранить для внуков и правнуков материалы с сайтов представителям старших поколений? К тому через сто лет сегодняшние электронные носители будут ли доступны новым компьютерам? А бумага, мне кажется, не только все стерпит, но и все сохранит - дошли же до нас даже новгородские берестяные грамоты…
Эти мысли вновь пришли ко мне, когда я стал перебирать записи в общей тетради, сделанные в свое время во Всесоюзной книжной палате, куда поехал по совету Т.М. Насырова и И.М. Ионенко. Тогда очень кстати оказалась горящая туристическая путевка в Москву на десять дней. Пока мои товарищи по тургруппе совершали экскурсии, знакомясь с достопримечательностями столицы, я сидел в книжной палате, размещавшейся в здании бывшей церкви неподалеку от Кузнецкого моста, и читал пожелтевшие от времени страницы «Крестьянина». От них веяло духом той сложной, противоречивой и во многом трагической поры…
Я не историк, не политик, не политолог и не собираюсь (наверное, и не имею права) давать оценку публикациям наших предшественников. Поэтому хотя бы кратко перескажу то, о чем узнал из материалов вековой давности, чтобы вы, уважаемые читатели, получили некоторое представление о том, чем жили спассцы.
Историю «Крестьянина» я условно разделил бы на два периода. Первый - до августа 1918 года, когда территория уезда была захвачена белочехами. На страницах газеты достаточно часто перепечатывались статьи из левоэсеровских газет, издававшихся в Москве и Казани. В этом нет ничего удивительного, ведь большевики были в коалиции с левыми эсерами (к ним тогда примыкал и А.Н.Бурумов). В то же время появлялись и наиболее важные материалы из газет «Правда», «Петроградская правда», «Знамя революции», «Рабочий». Большое место занимали декреты Советского правительства, распоряжения губернского Совета и постановления уездного Совета. Постоянной была рубрика «Действия и распоряжения правительства».
Как писал Ленин, декреты служили формой пропаганды, когда большевики взяли власть и сказали рядовому крестьянину, рядовому рабочему: вот как нам хотелось бы, чтобы государство управлялось, вот декрет, попробуйте… Публиковались заметки с фронтов Гражданской войны, зарубежная информация. Это тоже было важно, поскольку в сельской местности не было другой возможности узнавать о том, что происходит в стране и за ее рубежами.
Постоянно печатались материалы, рассказывающие о первых шагах Советов, об отношении крестьянства к новой власти. Со временем рубрика «Уездная жизнь» заняла достойное место в газете. Тематика материалов была самой разнообразной. В одной подборке, например, сообщалось: в Спасске с осени открывается реальное училище; женская гимназия будет смешанной - для мальчиков и девочек; беднейшие ученики будут помещены в организованное Советом общежитие с бесплатной квартирой и прислугой; при Совете организована библиотека-читальня из собранных в экономиях книг, к ней присоединена центральная педагогическая библиотека; от Жедяевской волости выделилась часть под названием Матвеевская волость… А рядом: «Милиция задерживает массами мешочников, отбирая у них хлеб; за отобранный хлеб выдается по твердой цене». Тут же крохотная заметка об обнаружении заболевания сыпным тифом.
Летом восемнадцатого года, когда территория губернии и Спасского уезда находилась под угрозой захвата белочехами, «Крестьянин» активно призывал всеми силами защищать Советскую власть и записываться в Красную Армию. Об этом мне рассказывал Павел Кононович Колосов, с которым мне довелось встретиться и побеседовать во время моего пребывания в Москве. Кстати, он родом из Кузнечихи, был там председателем волостного комитета, позднее - заведующим организационным отделом, членом уездного исполкома. О нем есть упоминание в районной энциклопедии. А вот о его брате, Александре Кононовиче, нет ни слова, хотя он в годы минувшей войны занимал очень высокую по тем временам должность - парторга ЦК партии на Казахстанской железной дороге.
Второй период - после освобождения уезда от белочехов. Он начался с попытки сделать «Крестьянин» ежедневной газетой. Но не хватало наборщиков, бумаги.
А в целом газета стала более интересной и содержательной. Этому в немалой степени способствовало и то, что ей постоянное внимание уделяло «Знамя революции». Например, в обзоре «Газетные проблемы» анализировалась и газета «Крестьянин»: отмечался маленький тираж этого издания, явно недостаточный для такого большого уезда, как Спасский, критиковался стиль газеты, которая «переживает смысл февральских событий, чаруется долгими легковесными описаниями старых грехов нашей жизни, водянистыми речами на забитые темы». И давались конкретные рекомендации: «…агитационный… материал должен быть преобладающим элементом наряду с пространной и толковой разработкой вопросов местной жизни и строительства»; «перепечатка популярных статей из столичных и губернских газет… должна заменить крикливые низкопробные передовицы…» Автор делает вывод: время митинговой газеты прошло, необходим шаг вперед.
И выводы из этих рекомендаций были сделаны. Вводятся новые рубрики, в чем-то повторяющие прежние, но с большим разнообразием, - «В стане врагов», «Иностранная жизнь», «В оккупированных областях», «Красный фронт» и другие. Информация отличается большей оперативностью, чему способствовала начавшую работу радиостанция. Редакция стала требовательнее относиться к публикации поступающей информации. Вот только небольшой пример: газета предупреждает, что анонимные статьи помещаться не будут, что для напечатания необходимо указывать свои адреса и фамилии и «желаемый псевдоним».
Более разнообразной стала информация о жизни в уезде. Основные темы - социалистическое преобразование сельского хозяйства и культурное строительство. Целенаправленно пропагандируются коллективные формы хозяйствования. Обращаясь к крестьянам, газета призывает: «...бросьте прежнюю разрозненную жизнь», которая может привести только к гибели. Всем известно, что в единении сила, а коммуна это есть единение, а вместе с тем и спасение всех трудящихся от нужды, горя и лишения». Она также разъясняет, куда следует обратиться для приобретения машин, плугов, семян. Газета напоминает, что в уезде многие экономии помещиков пустуют, а они - народное достояние, и в них можно организованным порядком налаживать новую трудовую жизнь.
В одном из номеров говорилось: «Ныне жизнь так изменилась, что налаживать своё старое разрушенное хозяйство нет надобности, а нужно начать жизнь совершенно на новых началах». Сообщалось, в частности, о том, что правительством образован специальный фонд на мероприятия по развитию сельского хозяйства в размере одного миллиарда рублей. Заведующий земельным отделом Совета Деменьков писал о возможности создания коммун и трудовых сельскохозяйственных артелей, товариществ во многих имениях уезда. Для обследования их построек была создана специальная комиссия.
Значительное место в газете занимали вопросы культуры и народного образования. Осенью, например, она сообщала о таких событиях, как открытие первого красноармейского просветительного клуба, первый спектакль в народном доме по драме «Жертва предателя», написанной самими красноармейцами, постановка по пьесе Островского «Богатая невеста», завершение приёма учащихся в первую Спасскую трудовую школу («за переполнением классов»), открытие в Казани народного техникума…
Немало было материалов о работе комитетов деревенской бедноты, которая активизировалась после освобождения уезда от белочехов. «В большинстве волостей организованы комитеты деревенской бедноты, которые… действуют энергично и очень помогают налаживать хозяйство в уезде». Приводятся конкретные примеры: берутся на учет всё движимое и недвижимое имущество, машины, мельницы, круподерки и так далее.
Представляет интерес заметка «Беднота стесняется», опубликованная в декабре. В ней говорится о том, что в селе Юрткули в руководители комбеда попали «те кулаки, которые весной драли с бедняков по 60 руб. за пуд муки, те, которые веками пили кровь обездоленных». Автор обвиняет крестьян в стеснительности по отношению к кулакам, хотя те не стеснялись, когда брали у бедняков последнее. «Кулачество первое подняло меч, а поднявший меч от меча и погибнет».
«Впечатления» - так называется корреспонденция, написанная по просьбе редакции уполномоченным губернской продовольственной комиссии М.Назаровым. В ней анализируется работа по заготовке продовольствия. Автор пишет, что на губернском съезде Спасский уезд по заготовке хлеба был отмечен с положительной стороны, но сейчас дела идут плохо. Раньше уезд за одну осеннюю кампанию отправлял до полутора миллионов пудов хлеба, а в эту кампанию отправлено всего 430000 пудов, хотя посевные площади не сократились и урожай выращен неплохой.
Необходимо особо отметить, что вокруг газеты сложился достаточно широкий круг авторов. Об этом можно судить хотя бы по географии публикаций - заметки поступали из всех волостей и многих сёл. Редакция обращалась к читателям: «Будьте сотрудниками вашей газеты: пишите, что делается у вас в деревне; не стесняйтесь, что плохо напишете. Все присланное и подписанное вашей фамилией будет помещено в вашей газете». Постоянной была рубрика «Почтовый ящик». В ней на вопросы читателей отвечал редактор. Порой и довольно-таки резко: «В вашей статье нет ни одной понятной мысли, даже и исправить её не представляется возможным». По моему мнению, такой откровенный разговор - свидетельство доверительных отношений, сложившихся между редакцией и читателями.
* * *
Четыре десятка лет прошло после «свидания» с «Крестьянином», но его страницы время от времени всплывают в памяти, давая мне возможность словно вживую почувствовать пульс той эпохи, о которой сегодня так много спорят…
Нет комментариев