В конце минувшего года заместитель директора по воспитательной работе кадетской школы-интерната Алсу Ходжиева была награждена памятной медалью «Патриот России» государственного историко-культурного Центра при правительстве РФ. Так отмечены её заслуги в области патриотического воспитания подрастающего поколения.
О том, как работает сегодня в этом направлении коллектив школы, с ней беседует наш корреспондент.
-Открытие кадетской школы в нашем городе само собой способствовало активизации работы по патриотическому воспитанию. В связи с этим хотелось бы вспомнить о тех, кто стоял у истоков нашего кадетского образования, основная цель которого, как известно, наряду с реализацией общеобразовательных программ - подготовить умелого, знающего, неравнодушного молодого человека, готового к служению Отчизне на гражданском и военном поприще.
- Это была непростая задача, и в её решении большую роль сыграл Мурат Салихович Фаритов, бывший директор лицея. На этой базе и были открыты кадетские группы. При этом мы, конечно, ощущали постоянную поддержку со стороны отдела образования, который в то время возглавляла Любовь Дмитриевна Молчанова, и многих других, проявивших глубокий интерес к этому начинанию. Старт ему был дан в 2003 году, а школа открылась пять лет назад. И первые шаги на этом пути были проделаны под руководством директора школы Земфиры Маратовны Ахмадуллиной, завуча Натальи Александровны Буташновой. Вместе мы преодолели немало препятствий и трудностей.
- В чём конкретно они заключались?
- Прежде всего - в отсутствии надлежащего опыта. Его по крупицам перенимали и у суворовского училища, и у Казанской, Набережночелнинской кадетских школ. Были проблемы и с кадрами, и с помещением. Это сейчас мы занимаемся в хорошем современном здании, а сельским детям созданы все условия для проживания в интернате, но вначале всё было по-другому.
Пришлось столкнуться и с тем, что требовалось в определённой степени преломление сознания наших воспитанников. Ведь представление о кадетах у многих формируется по тому, как они выглядят на праздничных торжествах - подтянутыми, аккуратными и т.д. Но это достигается упорным трудом и постоянными тренировками. Здесь также уместно сказать о том, что многие ребята приходят к нам из неполных и малообеспеченных семей, зачастую уже потеряв веру в себя, и очень важно, чтобы они обрели тот стержень, за который будут держаться в дальнейшем.
Должна заметить, что даже самые так называемые трудные дети, попадая в нашу воспитательную среду, меняются в лучшую сторону. И это - главное, что придаёт силы и уверенности. Особенно приятно, когда к нам приходят со словами благодарности бывшие воспитанники, уже отслужив в армии. Вот они-то вполне осмысленно говорят спасибо учителям и командирам-воспитателям за то, что в нашей школе им были привиты навыки военной подготовки, что именно здесь они поняли, как важно быть преданными, верными, честными и какая это огромная ответственность - быть защитником своей Родины.
- А что, на ваш взгляд, наиболее важно в работе по военно-патриотическому воспитанию?
- Это многогранное понятие, и здесь имеет значение абсолютно всё. Но надо обязательно учитывать, что воспитать у ребят преданность и любовь к своему Отечеству и народу невозможно, если не привить им чувства уважения к родителям, старшим, гордости за свою школу, село, город. Родина начинается, как поётся в известной песне, и с картинки в букваре, и с заветной скамьи у ворот, и с берёзки в поле… И мы должны помочь детям научиться всё это ценить, любить, чувствовать. А формы работы применяем самые различные: тематические вечера, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, акции, походы, экскурсии и так далее. Патриотическое воспитание красной нитью проходит через содержание уроков и внеклассных мероприятий.
Важно и то, кто занимается этим. Нам нельзя забывать, что личность может воспитать только личность и что о патриотизме нужно говорить с горячим сердцем. В связи с этим особо хочу выделить первых командиров-воспитателей Александра Ивановича Сорокина, Дмитрия Александровича Ключникова, которые во всём были примером для ребят. Сейчас они не работают у нас, но в памяти детей оставили заметный след. К этому же стремятся и Сергей Викторович Ярошевич, Юрий Евгеньевич Кураев, Дмитрий Николаевич Вихлянский, Сергей Владимирович Рыжов, Александр Николаевич Кузовкин и другие.
И, конечно, дань огромной благодарности следует отдать участнику боевых действий в горячих точках отцу Сергию (Карпухину), который всегда рядом с нами и нашими ребятами. Уже только то, что он награждён орденом Мужества, говорит о многом…
Мы также постоянно ощущаем поддержку со стороны отделов образования, по делам молодёжи, спорту и туризму.
- Наверняка в истории школы были события, о которых приятно вспоминать, успехи, которыми можно по праву гордиться?
- Конечно, и первая победа относится к 2008 году, когда наш военно-патриотический клуб «Спасатель» (сейчас он называется по-другому) занял второе место среди девяти коллективов сельских районов республики. А в номинации «Агитбригада» мы стали первыми! Это была огромная радость, именно тогда все, и преподаватели, и ребята, убедились в том, что способны на многое. В награду получили дипломы и пневматические винтовки.
Три года мы участвовали в республиканском конкурсе антинаркотической направленности «Аврора», причём становились и призёрами. А нынче наш воспитанник Александр Янышев занял первое место в личном первенстве по стрельбе.
Подготовка к таким мероприятиям отнимает много времени, но именно в эти часы и минуты происходит настоящее перевоплощение, и ребята раскрываются совсем с другой, порой неожиданной стороны. Это значит, затронуты душевные струны, которые будут звучать и тогда, когда они повзрослеют.
- Расскажите немного о последних новшествах школы, ваших планах.
- На сегодняшний день у нас насчитывается 87 учащихся. Второй год мы принимаем в свои ряды пятиклассников, а это - большая ответственность. Ребята приходят к нам с желанием, большим интересом, их привлекает многое, и мы ни в коей мере не должны разочаровывать. Пусть каждый уверует в свои силы, способности, возможности, пусть каждый найдёт достойное место в жизни.
Неплохо было бы иметь свой спортзал, есть задумка создать школьный музей. Всё это, безусловно, осуществимо, были бы желание и поддержка.
Ну, а что касается планов, то они всё те же - работать, учить и воспитывать, помня, что кадетское образование - прекрасная возможность для духовного возрождения нашего общества.
Нет комментариев