Из доклада начальника отдела образования Александра Ермилина на пленарном заседании августовской конференции педагогических работников.
Деятельность системы образования района направлена на решение комплексных задач, позволяющих добиться качества образования и создания безопасных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. В районе функционируют 14 средних, 7 основных, 4 начальные школы, 1 кадетская школа-интернат. В этом году они примут 2146 учащихся, что на 50 меньше, чем в прошлом году. Кроме того, 210 детей обучаются в республиканских школах-интернатах санаторного и коррекционного типа, 610 юношей и девушек - в техникуме отраслевых технологий (300 - на очном, 170 - на заочном, 140 - на вечернем отделениях). Дети охвачены также системой дополнительного образования.
В школах района в 2011/2012 учебном году работают более 500 педагогических работников. Средняя зарплата учителей по району составляет 17580 руб. (18162 - по РТ), воспитателей - 10250 руб. (11997 - по РТ).
* * *
Частью комплексной программы образования является дошкольное образование. В районе 29 дошкольных учреждений, которые посещают 749 детей в возрасте от 1 года до 7 лет. Охват детей дошкольным образованием по сравнению с прошлым годом вырос с 61% до 64%. Увеличение достигнуто за счёт открытия нового комбинированного детского сада «Родничок» на 110 мест в рамках республиканской программы «Бэлэкэч». Очерёдности в городе по устройству в детсады нет.
Ведётся работа по созданию в детских садах условий для оздоровления и коррекции нарушений в физическом и психическом развитии детей. В детсаде «Солнышко» работает логопункт, в «Родничке» создана логопедическая группа, оздоровительная группа для детей с аллергическими заболеваниями. Имеется потребность в открытии группы для детей с туберкулёзной интоксикацией.
Важно, что мы обеспечили желающих пользоваться услугами дошкольного образования для детей от 1 года до 3 лет. В ДОУ «Родничок» работают три группы раннего возраста.
* * *
В целях реализации Стратегии развития образования в РТ на 2010--2015 годы, а также в связи с внедрением разработанных МО образования и науки республики современных инновационных учебно-методических комплектов по обучению детей двум государственным языкам в районе создана республиканская экспериментальная площадка на базе детского сада «Солнышко». Здесь ведётся апробация УМК.
Для 50 русскоязычных воспитателей были организованы курсы по обучению татарскому языку. Повышается образовательный и профессиональный уровень кадров.
Из 29 дошкольных учреждений 19 имеют компьютеры, 12 - выход в Интернет. В ближайшее время это должно появиться во всех ДОУ.
На сегодняшний день не хватает воспитателей по обучению детей татарскому языку, музыкальных руководителей.
Ежегодно проводятся районные конкурсы для детей «Звёздочка», «Лучшая зимняя площадка», интеллектуальная олимпиада «Знайка».
* * *
В значительной степени эффективность инновационных изменений в системе общего образования зависит от результатов работы в начальной школе как первой ступени общего образования.
В соответствии с приказом министерства образования и науки РФ с 1 сентября 2011 года школы России начали учить всех первоклассников по новым стандартам. В нашем районе они введены с 01.09.2010 года. По новым стандартам обучается 237 учащихся и работают 25 учителей.
Учителя, работающие в первых классах, прошли курсы повышения квалификации. В 2011/2012 учебном году проведено несколько обучающих семинаров.
Учителям начальной школы обеспечен широкий доступ к информации, связанной с реализацией ФГОС и использованием ИКТ. Педагоги используют в своей работе 4 учебно-методических комплекта - «Перспективная начальная школа», «Школа России», «Школа 2000--2100» и «Перспектива». Во главу угла поставлена задача укрепления здоровья детей, развития их физического, нравственного и интеллектуального потенциала.
Ежегодно школьники начальных классов участвуют во всероссийском конкурсе "Русский медвежонок", в международном математическом конкурсе "Кенгуру". Традицией стало проводить олимпиаду для младших школьников по трём предметам. В этом году в ней приняли участие 85 учащихся.
С нового учебного года во всех четвёртых классах вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
* * *
В районе созданы равноправные условия для изучения татарского и русского языков как государственных языков РТ, развития чувашского языка. У нас сохранена сеть национальных образовательных учреждений, которая включает 6 школ с татарским языком обучения (22% от общего количества школ).
Есть одна школа с чувашским этнокультурным компонентом. В общеобразовательных учреждениях оформлены 29 кабинетов, в 21 имеются компьютеры, учителя татарского языка имеют ноутбуки. Процент охвата детей-татар обучением на родном языке составляет 17% (город) и 57 % (село). Татарский язык изучают 100 % детей.
Преподавание английского языка ведётся во всех школах со 2 класса. В этом году учителя английского языка прошли курсовую подготовку в онлайн-школе, «иэф скул». В рамках программы грантов Правительства РТ «Алгарыш» совместно с компанией EF(иэф) учитель БСШ №1 Марина Евгеньевна Курзаева прошла стажировку в Великобритании. В условиях нормативного финансирования очень трудно обеспечить необходимые условия в сельской малокомплектной школе. Поэтому в районе целенаправленно реализуется программа «Развитие сети сельских общеобразовательных учреждений на 2010--2013 г.г.» Организован подвоз почти 300 учащихся тринадцатью автобусами по 17 маршрутам к 10 базовым школам из 24 населённых пунктов. В июле были организованы собрания в населённых пунктах, где отсутствуют начальные школы. Было принято решение в течение 7 лет при наличии детей и условий открыть филиалы в Тат.Тахтале, Красном Вале, Бугровке, Екатериновке. В сентябре 4 начальных школы перевести в филиалы базовых школ.
* * *
Наша особая гордость - это одарённые дети. Призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады по истории стал в прошлом учебном году Владислав Мухамедов, ученик 10 класса БСШ № 2 (учитель Черкасова Елена Анатольевна).
Призёром олимпиады по татарской литературе для детей татарских групп школ с русским языком обучения в третий раз стала Диана Яфарова, ученица 11 класса БСШ № 1 (учитель Хабибуллина Рамзия Гарифулловна).
Имена наших спортсменов известны и за пределами нашей республики. Например, Данила Вихлянский - многократный победитель всероссийских турниров по борьбе самбо. Изобретательские работы Романа Ермолаева, Олега Николаева, Евгения Барыгина, Дениса Щербакова.
Работу с одарёнными детьми надо ставить на самый высокий уровень, изучая интересы учеников с 1 класса, развивать у них способности к решению нестандартных задач.
* * *
Единый государственный экзамен является одним из инструментов внешней оценки качества образования.
В 2011--2012 учебном году в районе велась целена-правленная, системная работа по подготовке к ЕГЭ с целью повышения качества образования. По анализу результатов ЕГЭ был составлен план оперативных мероприятий и определены ориентиры на будущее.
ИМЦ совместно с ресурсными центрами в течение всего учебного года проведено много семинаров, тестирований, диагностирований.
В этом году на базе БСШ №1 и №2 были открыты пункты проведения экзаменов, к работе привлечены более 60 организаторов из числа педагогов и методистов, медперсонал, сотрудники правоохранительных органов и 5 общественных наблюдателей. Отрадно, что не было выявлено ни одного серьёзного нарушения процедуры проведения экзаменов.
В 2012 году ЕГЭ в районе проводился по 11 предметам, по русскому языку и математике -- в обязательном порядке. Экзамены по другим общеобразовательным предметам выпускники сдавали на добровольной основе по своему выбору.
Всего к государственной (итоговой) аттестации было допущено 128 выпускников из 132. Не допущены - 4 (2 -- в Бураковской, 1 - в Никольской, 1 - в Антоновской средних школах). Одна выпускница сдавала ГВЭ (государственный выпускной экзамен в связи с болезнью).
Положительные оценки по обязательным предметам с учётом пересдачи двух учеников получили все.
Высокий рейтинг по итогам сдачи ЕГЭ по русскому языку в Кимовской, Антоновской, второй городской, Иж-Борискинской, Кузнечихинской средних школах. Ниже среднерайонного показатель в первой городской, Ямбухтинской, Искерязапской, кадетской школах. По математике хорошие результаты в Трёхозёрской, Кимовской, городской №2 средних школах. Ниже районного показатель по этому предмету в Иж-Борискинской, Кузнечихинской, Антоновской, Среднеюрткульской, кадетской школах.
Среди выпускников высокие результаты (более 80 баллов) получили по русскому языку Елена Каштанова из Кузнечихи, Валерия Горелышева (БСШ №2), Татьяна Охотникова, Мария Краснова из Кима, Игорь Акулин из Антоновки, Лейсан Минетуллина из Полянок, Рустем Зигангиров (БСШ №2), Алсу Гатауллина из Кима. По математике, к сожалению, выпускников, таких не оказалось.
Все 14 заявленных претендентов успешно подтвердили своё право на золотые и серебряные медали.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме в республике апробируется с 2004 года. Экзамены по математике и русскому языку в обязательном порядке введены с 2011 года. В 2012 г. все предметы выпускники сдавали в новой форме.
Используемая модель позволяет не только объективно и дифференцированно оценить качество подготовки выпускников, но и помочь в профессиональной самоориентации.
В 2011-2012 учебном году в районе обучалось 208 девятиклассников, 1 (Иж-Борискинская школа) не допущен к итоговой аттестации, 7 человек сдавали экзамены в щадящем режиме.
В основном все предметы, кроме химии и общество-знания, были сданы лучше, чем в среднем по РТ.
Самые высокие индивидуальные результаты у учащихся Тукаевской, Среднеюрткульской, Ямбухтинской школ (математика), городской №1, Аграмаковской, Трёхозёрской, Бураковской, Тукаевской школ.
* * *
В 2011/2012 учебном году в Спасском муниципальном районе профильное обучение было организовано в пяти образовательных учреждениях, охват составляет 52,2%, что на 9,7 % меньше показателя прошлого года (по РТ - 75 % ).
Модель обучения, когда старшая ступень имеет один профиль, используется в Никольской, Среднеюрткульской, городских средних и кадетской школах (129 учащихся - 100%); сетевое профильное обучение - в Среднеюрткульской школе (12 учащихся - 9,3%). Социальным партнёром является техникум отраслевых технологий.
Анализ результатов ЕГЭ прошлого года по профильным предметам показал, что в большинстве школ знания учеников таких классов выше, чем в других.
Как одно из направлений профильного обучения в районе получило развитие кадетское образование. Второй год в школе реализуется оборонно-спортивный профиль. Кадеты являются постоянными участниками зональных и республиканских оборонно-спортивных и патриотических конкурсов. В текущем году сборная команда кадетской и городских средних школ стала победительницей в зональном и участницей республиканского этапа военно-патриотической игры «Зарница».
В прошедшем учебном году было организовано обучение старшеклассников в автоклассах на базе 9 школ, в 2011 году 47 учеников получили права водителей автомобиля. В БСШ №2 открыт республиканский филиал автошколы.
* * *
В учреждениях образования проводится определённая работа по привлечению внебюджетных средств. Весомую часть составляют доходы с пришкольных участков. В Искерязапской, Среднеюрткульской, Тукаевской школах имеются мини-фермы, в которых содержится крупно-рогатый скот, овцы, кролики, пчёлы. В Искерязапской школе, например, содержат 4 головы КРС, 12 овец, на 50 сотках выращивается картофель, на огороде - различные овощи. В течение прошлого года были приобретены 2 телевизора, музыкальный центр, пиломатериал для ремонта мини-фермы, проведено дополнительное освещение в актовом зале за счёт своей мини-фермы. Большая часть мясопродуктов идёт на питание учащихся.
Из года в год в хозяйстве Среднеюрткульской школы содержатся телята, мясо идёт в школьную столовую, излишки реализуют населению. Школа имеет большой пришкольный участок, на 10 га поле выращивают зерновые культуры, картофель. На вырученные денежные средства улучшается материально-техническая база школы, ученики бывают на экскурсиях в Казани, Ульяновске, Болгаре. Лучшим выделяются премии.
* * *
18 августа в Мамадыше состоялось пленарное заседание республиканского августовского совещания работников образования и науки «Школа после уроков» с участием Президента Республики Татарстан. От нашего района станция детского технического творчества «Регата» представила 8 парусных яхт на водной глади, а воспитанники продемонстрировали умение обращаться с водными лыжами. Педагог и учащийся БСШ №2 Дмитрий Никиташин и Константин Сисипаторов показали своё изобретение для инвалидной коляски.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом.
Внеурочная деятельность - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
С этого года планируют ввести новую программу «Школа после уроков».
Станция детского технического творчества «Регата» объединяет 315 воспитанников, которые занимаются по спортивно-техническому и художественному направлениям.
Коллектив является победителем конкурса грантов среди учреждений дополнительного образования республики, ему вручён грант на сумму 500 тыс. руб., что дало возможность открыть объединение робототехники. Воспитанники участвовали в республиканских соревнованиях «Мы любим LEGO» и в первых республиканских учебных соревнованиях лего-роботов «Первый шаг».
По линии Дома детского творчества на его базе и в 12 школах было организовано 64 объединения по интересам, в которых занимались 950 воспитанников.
ДДТ в своей деятельности реализует 35 образовательных программ. Параллельно с учебным процессом дети принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, соревнованиях на районном, республиканском, всероссийском и международном уровнях. Их творческими достижениями являются не только участие, но и победы.
Детский оздоровительно-образовательный центр включает в себя 46 объединений по интересам, в которых в минувшем учебном году занимались 546 воспитанников.
Наиболее значимым событием в спортивной жизни явилось проведение в феврале в нашем городе финала регионального чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС-Баскет» среди команд общеобразовательных учреждений РТ .
В рейтинге муниципальных образований по развитию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях РТ в 2011-2012 учебном году среди сельских районов с населением до 30 тысяч мы занимаем первое место.
В 2013 году в столице нашей республики, как известно, состоится Универсиада студентов. Естественно, наступивший учебный год будет проходить под этим знаковым событием. Во всех школах района должно быть усилено внимание к спорту и здоровому образу жизни. Нужно помнить, что спорт объединяет, создаёт хорошее, дружелюбное настроение.
* * *
В летнее время образовательными учреждениями была проделана большая работа по подготовке к новому учебному году. Отрадно, что в список республиканской программы по капремонту вошли 12 школ нашего района, чей «возраст» составляет более 30 лет. Предусматривается ремонт крыш, окон, инженерных коммуникаций, дверей, санузлов, остальное - за счёт муниципалитета и спонсоров. В Антоновской школе и БСШ №1 ремонт уже проведён. За счёт средств муниципального бюджета также отремонтированы Тат. Тахталинская школа, актовый зал БСШ №1, Кимовский детсад. Заканчивается ремонт детсадов «Теремок» и в Никольском.
На капитальный и текущий ремонты образовательных учреждений в 2012 году выделено 24 189 186 рублей: из республиканского бюджета -- 17 394 000, из муниципального - 5 095 186 рублей.
Мы планируем установить за счёт муниципальных средств автоматическую пожарную сигнализацию в клубе «Регата», Бугровском, Балымерском, Приволжском детсадах, а также уличные гидранты.
Уважаемые коллеги! В новом учебном году желаю всем трудовых успехов, выполнения поставленных перед собой задач, творческих свершений и побед. Пусть этот год, как и все предыдущие, будет годом целенаправленной работы, направленное на качественное воспитание и обучение подрастающего поколения в соответствии с выбранными приоритетами.
Нет комментариев