26 апреля, в день рождения Габдуллы Тукая, великого татарского поэта и просветителя, в нашей республике отмечается День родного языка. С какими проблемами сталкиваются те, кто сегодня учит подрастающее поколение уважению и любви к языку отца и матери?
Аниса Хайруллина,
преподаватель татарского языка городской средней школы №1:
- На мой взгляд, этот день является ещё одним поводом привлечь внимание к татарскому языку, национальным традициям, обычаям и, конечно, к творчеству Габдуллы Тукая.
Вот уже 23 года я преподаю татарский язык и делаю всё возможное, чтобы увлечь ребят этим предметом, привить любовь к нему. В начальных классах с этой целью часто применяю на уроках игровые моменты, просмотр мульт-фильмов. На занятиях со старшеклассниками обращаюсь к диалогам.
Много лет веду фольклорный кружок «Лейсан», который посещают 30 учеников из первых и вторых классов. Причём, большинство ребят - русскоязычные. Разучиваем с ними песни, танцы, инсценируем сказки, юмористические отрывки. Всё это им безумно нравится и, кроме того, помогает осваивать татарский язык.
Стимулировать интерес к изучению языка помогает и участие в республиканских конференциях, тематических чтениях, к которым ребята готовят исследовательские и творческие работы. Не раз наши школьники занимали призовые места на подобных мероприятиях. Это уже говорит о многом!
Используем любую возможность, чтобы побывать с детьми в театре имени Галиаскара Камала. Спектакли понятны и интересны всем, кто обладает даже небольшими знаниями татарского.
В апреле проводим посвящённый творчеству Габдуллы Тукая традиционный месячник. В его рамках были организованы викторина, конкурс рисунков, творческих работ, стихов, инсценировок по известным сказкам писателя.
Лично я больше говорю на своём родном языке, в том числе и дома. Дочерям же чаще приходится общаться на русском. Но они обе отлично знают татарский, обожают народные песни, танцы. Думаю, что это идёт прежде всего из семьи.
Любовь Кузнецова,
преподаватель русского языка Никольской школы:
-Уже 37 лет я преподаю русский язык и литературу. Очень люблю своё дело и стараюсь передать эту любовь своим ученикам. О том, насколько это удаётся, свидетельствуют Почётные грамоты учащихся, полученные на конкурсах различного уровня. Дарья Егорова, например, неоднократно становилась победительницей на районной олимпиаде школьников по русскому языку, призёром - на республиканской. Она и Анна Колесова побывали в лингвистическом лагере в Казани. Множество побед было и у выпускников прошлых лет, среди которых - Ксения Сиринова. Радуюсь за бывших учеников, получивших филологическое образование и преподающих сегодня в школах, - это Надежда Лукашина, Надежда Перегудова и другие.
Сейчас, конечно, работать стало несколько сложнее, поскольку количество часов по русскому языку и литературе сократилось почти вдвое. И информацию, полученную на уроке, не удаётся как следует закрепить в классе. Ребята вынуждены делать это дома, самостоятельно, а справляются с этим не все, что отражается на качестве знаний.
К тому же большинство из них предпочитают проводить свободное время у телевизора или компьютера, мало внимания уделяя чтению книг. А это необходимо для формирования грамотности, развитой речи.
Приходится отмечать, что ребята не умеют правильно формулировать предложения, неверно применяют отдельные слова, не там, где следует, ставят в них ударения. Речь до крайности засорена так называемыми словами-«паразитами» (типа того это самое, короче). Нередко проскальзывают, чего скрывать, слова ненормативной лексики…
На своих уроках я всегда заостряю на этом внимание и стараюсь донести до понимания ребят красоту литературных творений великих русских классиков Александра Пушкина, Сергея Есенина, Льва Толстого, Фёдора Достоевского. Очень хочется, чтобы ребята больше читали, не ограничиваясь произведениями, предусмотренными школьной программой.
А День родного языка для меня - это дополнительная возможность обратить внимание на два основных предмета- русский язык и литературу.
Татьяна Аптрейкина,
преподаватель чувашского языка Иж-Борискинской школы:
- Наша школа - единственная в районе, где преподаётся чувашский язык. Он является родным для большей части сельчан, потому и было решено ввести его в школьную программу.
А начиналось всё с факультатива «История, культура, быт и традиции чувашского народа», который я стала вести в 2008 году. Тогда же было решено открыть танцевальный кружок, где с удовольствием занимаются и девочки, и мальчики. Мы разучиваем народные песни, танцы. Со своими номерами не-однократно принимали участие в различных мероприятиях. На всероссийском фестивале детского творчества, прошедшем в прошлом году в Казани, показали танец под названием «Кораллы». Кстати, девочки были одеты в национальные костюмы, сшитые нашим преподавателем технологии Надеждой Геннадьевной Данилиной.
Представляли своё село и чувашскую культуру на районном мероприятии «Мы - одна семья», на слёте передовиков.
Ребята также активно участвуют в формировании экспозиций школьного музея, где представлены предметы быта сельчан, национальные костюмы. Здесь же мы иногда проводим уроки по чувашскому языку и литературе.
Изучение этих дисциплин не всем даётся одинаково легко. Согласитесь, с первого же класса на ребят ложится огромная нагрузка - им приходится учить сразу русский, чувашский, татарский и английский языки. Тем не менее я должна дать знания на уровне разговорной речи и, конечно, привить любовь к родному языку, традициям, обычаям.
Двадцать пятого апреля нынешнего года исполнилось 165 лет со дня рождения видного чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева. Делегация из нашей школы получила приглашение принять участие в мероприятии, которое проходит на родине писателя, в деревне Кошки-Новотимбаево Тетюшского района. Несомненно, эта поездка будет для нас интересной и познавательной.
Нет комментариев