Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Спасский краевед рассказывает, как служили прадеды

Служба в армии всегда была и остаётся почётной воинской обязанностью для каждого мужчины.

Правда, в разное время она отличилась по срокам, условиям, но главное  всегда оставалось неизменным – быть верными и преданными своему Отечеству. А если заглянуть в глубь нашей истории, то непременно всплывают и рассказы о так называемой рекрутчине, отставных солдатах, что имело место и в истории наших сёл.

Айдар КАЗАКОВ, 
учитель  истории  Каюковской школы.

Тема рекрутчины, судеб отставных солдат и их семей меня почему-то привлекала всегда. Тем более что, работая в Национальном архиве Республики Татарстан, мне нередко попадали в руки документы, которые так или иначе освещали этот вопрос и открывали какие-то новые страницы прошлого, в том числе и наших сёл.

Много в этом плане даёт, например, знакомство с ревизскими сказками. Это документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — первой  половине XIX веков, проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки включали поимённые списки, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, а также данные членов семьи с указанием отношения к главе. 

Взять, к примеру, «Ревизскую сказку о солдатах и  солдатских  детях» и «Ревизскую сказку государственных крестьян д. Каюковъ сельского общества деревни Каюки, состоящихъ  мужского и  женскаго полу в государственныхъ  крестьянахъ 1858 года октября 8 дня» (написание сохранено – прим.автора). В то время  когда существовал порядок рекрутской повинности, введённый Петром I ещё в 1705 году. Сначала срок службы был пожизненным, затем со временем сокращён до 25, 20, 15 и т.д. лет.

В 1858 году, судя по документам, в Каюках проживали одна семья отставного солдата и три семьи солдат и их детей. Документ проясняет их семейное положение: изучая его, становится понятным, почему  солдаты Гайнутдин и Бикбау имели только по одному наделу, ведь раньше он полагался только лицам мужского пола. Дело в том, что у отставного солдата Гайнутдина были дочери Сарвиджамал и Зулейха, жена Зухра (38 лет). Бикбау-солдат женат вторым браком (первая жена Зулейха умерла в возрасте 68 лет). В его семье -- вторая жена Саима (45 лет), родная дочь  Сарвиджамал и падчерица Гайша (одногодки). А вот Файзулла  Сибгатуллин и Габдулла  Бикбов имели наделов больше, поскольку имели сыновей. 

Срок службы, конечно, был очень долгим. Законы Российской империи бдительно  следили за тем, чтобы семьи солдат не распадались. Статья двадцатая X тома Полного Свода Законов  Российской империи, в частности, запрещала жёнам солдат срочной службы магометанского толка уход от мужей без письменного разрешения о разводе. Но возникает закономерный вопрос: как мог соблюдаться этот порядок, допустим, в такой сельской глубинке, как наша? Как должен был поступить солдат, если жена уходила от него без  разрешения? Случаи, конечно, были разные, семьи и сохранялись, и распадались, и восстанавливались, а жизнь между тем шла своим чередом. 

Армия же и тогда являлась для тех, кто служил, в прямом смысле школой. Многие новобранцы из наших краёв, например, не только не знали по-русски, но и таких  элементарных вещей, как часы. «Твой прадед, – рассказывала мне уже  покойная бабушка, – служил в царской армии. Поставили его в караул, но когда посреди ночи прокукарекал петух, он крикнул во весь голос: «Караул, в ружьё!». Один из старослужащих, посмотрев на часы, хотел его наказать, но другой  заступился за новобранца и спросил у  него: «Который час, знаешь, и зачем поднял всех?». Дед ответил: «Петух уже  прокукарекал, значит, пора вставать…». Над ним посмеялись, но впоследствии научили определять время по часам, научили читать и разговаривать по-русски». 

Иногда призыв на воинскую службу давал солдатской семье и её потомству самое главное – наследуемое имя,  то есть  фамилию. По воспоминаниям бабушки, когда прадеда призвали на воинскую службу, у него спросили: «Ну, как твоя фамилия?». Прадед ответил: «Я конный казак».  Махнув рукой, ему сказали: «Ладно, твою фамилию запишем как Казаков». Вот с тех пор в Каюках и живут Казаковы. 

Конечно, между военной службой прежних лет и сегодняшней большая разница. Но она, согласитесь, всегда давала и даёт путёвку в большую жизнь. 

(Публикация подготовлена на основе материалов Национального архива Республики Татарстан, X тома Полного Свода Законов Российской Империи и воспоминаний, записанных автором по рассказам Гайши Халиулловны Нургалиевой и Минджамал Лутфулловны Сибгатуллиной).  
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев