Спасский краевед рассказывает, как служили прадеды
Служба в армии всегда была и остаётся почётной воинской обязанностью для каждого мужчины.
Правда, в разное время она отличилась по срокам, условиям, но главное всегда оставалось неизменным – быть верными и преданными своему Отечеству. А если заглянуть в глубь нашей истории, то непременно всплывают и рассказы о так называемой рекрутчине, отставных солдатах, что имело место и в истории наших сёл.
Айдар КАЗАКОВ,
учитель истории Каюковской школы.
Тема рекрутчины, судеб отставных солдат и их семей меня почему-то привлекала всегда. Тем более что, работая в Национальном архиве Республики Татарстан, мне нередко попадали в руки документы, которые так или иначе освещали этот вопрос и открывали какие-то новые страницы прошлого, в том числе и наших сёл.
Много в этом плане даёт, например, знакомство с ревизскими сказками. Это документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — первой половине XIX веков, проводившихся с целью подушного налогового обложения населения. Ревизские сказки включали поимённые списки, в которых указывались имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, а также данные членов семьи с указанием отношения к главе.
Взять, к примеру, «Ревизскую сказку о солдатах и солдатских детях» и «Ревизскую сказку государственных крестьян д. Каюковъ сельского общества деревни Каюки, состоящихъ мужского и женскаго полу в государственныхъ крестьянахъ 1858 года октября 8 дня» (написание сохранено – прим.автора). В то время когда существовал порядок рекрутской повинности, введённый Петром I ещё в 1705 году. Сначала срок службы был пожизненным, затем со временем сокращён до 25, 20, 15 и т.д. лет.
В 1858 году, судя по документам, в Каюках проживали одна семья отставного солдата и три семьи солдат и их детей. Документ проясняет их семейное положение: изучая его, становится понятным, почему солдаты Гайнутдин и Бикбау имели только по одному наделу, ведь раньше он полагался только лицам мужского пола. Дело в том, что у отставного солдата Гайнутдина были дочери Сарвиджамал и Зулейха, жена Зухра (38 лет). Бикбау-солдат женат вторым браком (первая жена Зулейха умерла в возрасте 68 лет). В его семье -- вторая жена Саима (45 лет), родная дочь Сарвиджамал и падчерица Гайша (одногодки). А вот Файзулла Сибгатуллин и Габдулла Бикбов имели наделов больше, поскольку имели сыновей.
Срок службы, конечно, был очень долгим. Законы Российской империи бдительно следили за тем, чтобы семьи солдат не распадались. Статья двадцатая X тома Полного Свода Законов Российской империи, в частности, запрещала жёнам солдат срочной службы магометанского толка уход от мужей без письменного разрешения о разводе. Но возникает закономерный вопрос: как мог соблюдаться этот порядок, допустим, в такой сельской глубинке, как наша? Как должен был поступить солдат, если жена уходила от него без разрешения? Случаи, конечно, были разные, семьи и сохранялись, и распадались, и восстанавливались, а жизнь между тем шла своим чередом.
Армия же и тогда являлась для тех, кто служил, в прямом смысле школой. Многие новобранцы из наших краёв, например, не только не знали по-русски, но и таких элементарных вещей, как часы. «Твой прадед, – рассказывала мне уже покойная бабушка, – служил в царской армии. Поставили его в караул, но когда посреди ночи прокукарекал петух, он крикнул во весь голос: «Караул, в ружьё!». Один из старослужащих, посмотрев на часы, хотел его наказать, но другой заступился за новобранца и спросил у него: «Который час, знаешь, и зачем поднял всех?». Дед ответил: «Петух уже прокукарекал, значит, пора вставать…». Над ним посмеялись, но впоследствии научили определять время по часам, научили читать и разговаривать по-русски».
Иногда призыв на воинскую службу давал солдатской семье и её потомству самое главное – наследуемое имя, то есть фамилию. По воспоминаниям бабушки, когда прадеда призвали на воинскую службу, у него спросили: «Ну, как твоя фамилия?». Прадед ответил: «Я конный казак». Махнув рукой, ему сказали: «Ладно, твою фамилию запишем как Казаков». Вот с тех пор в Каюках и живут Казаковы.
Конечно, между военной службой прежних лет и сегодняшней большая разница. Но она, согласитесь, всегда давала и даёт путёвку в большую жизнь.
(Публикация подготовлена на основе материалов Национального архива Республики Татарстан, X тома Полного Свода Законов Российской Империи и воспоминаний, записанных автором по рассказам Гайши Халиулловны Нургалиевой и Минджамал Лутфулловны Сибгатуллиной).
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
ВКонтакте Одноклассники Telegram
Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.
Нет комментариев