Новая жизнь

Спасский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Малая «Третьяковка» в Никольском…

«Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать своё значение в современной жизни, оставить о себе добрую память» -- в этих словах академика Дмитрия Лихачёва заложен глубокий смысл. Самое прямое отношение они имеют и к Анатолию Филиппову из Никольского.

Работы никольского умельца всегда привлекали внимание журналистов, односельчан, путников. У многих почитателей мастерства этого человека имеются целые альбомы его работ, а путешественники непременно останавливаются у дороги, чтобы сфотографироваться у никольского оленя, у коней. Его скульптуры украшают территорию села, они являются символами его развития, рассказывают о вехах истории. В какой-то степени на его творчество повлияла истории страны, малой родины.

Несмотря на то, что работы самодеятельного художника выставлялись в родном селе, в райцентре, на выставке «Большая Волга» в Казани, о чём писала местная пресса, широкой общественности, на мой взгляд, они представлены не были. Между тем уходят старожилы села, а с ними — страницы истории. И потому в 2015 году возникла идея создать страничку о жизни и творчестве односельчанина «Работы народного умельца А.М. Филиппова» в соцсетях ОК в группе по истории малой родины «Никольское СП Спасский район Татарстан». В эту работу включились не только односельчане, но и все, кто знаком с творчеством народного умельца и ценит его. Так в Интернете появились фотоработы и информация о жизни, творчестве, о картинах местного художника.

Некоторые страницы его жизни и творчества были исследованы и представлены мной в книге «Артефакты Никольского: музейный комплекс сельского поселения», вышедшей в свет в 2018 году. Не имея профессионального образования, Анатолий Михайлович обладал редким чутьём проектирования социосреды в условиях сельской местности. Он чувствовал себя частью истории, переживал происходящее (переход на новые формы хозяйствования, распад совхоза, конезавода), фиксируя в своих работах застывшие моменты ушедшего времени.

Его отец, Михаил Андреевич, работал плотником, он успел передать сыну своё мастерство. Анатолий Михайлович плотничал с 12 лет. При работе над книгой были найдены архивные материалы: извещение-похоронка с указанием места захоронения отца Михаила Андреевича, которая передана мной семье.

Она пришла в 1943 году в дом на имя матери Ефимилии Андреевны Филипповой: «Муж-красноармеец Филиппов Михаил Андреевич… был убит 12.10.1943 г. и похоронен 100 м западнее д. Прудок, Чаусского района Могилевской обл. БССР».

Справка. История оставила информацию о боях на территории Чаусского района. Чаусская земля — это один сплошной мемориал, где пали более 18 тысяч воинов. Здесь находится свыше 100 братских могил, индивидуальных захоронений и памятных знаков. За годы оккупации Чаусскому району нанесён огромный ущерб. Фашистами были казнены 1786 человек, ещё 3472 человека были угнаны в Германию. Проживающие на начало войны в Чаусском районе евреи (а их было 644 человека), среди которых женщины, дети и старики, были расстреляны в октябре 1941 г. Из 57 079 человек, проживавших в районе до начала войны, погибли 25 165 человек. Во время Великой Отечественной войны были сожжены и разграблены все колхозы, совхозы, уничтожены памятники архитектуры, школы, библиотеки. Полностью были сожжены 22 деревни, тысячи уцелевших семей остались без крова (URL: http://forum.vgd.ru/102/16383/90.htm).

Возможно, в память о тех временах Анатолий Михайлович проектирует и устанавливает на никольском кладбище стелу с именами односельчан, погибших в годы войны. Дочери Галина и Аля, просматривая семейные архивы, вспоминают историю появления стелы и часовни на никольском кладбище. По их рассказам, при реконструкции стелы в центре Никольского таблички с именами погибших заменили на новые, а старые сочли непригодными.

Вероятно, отголоски войны, память о погибшем отце, не дали Анатолию Михайловичу остаться равнодушным, пройти мимо, он взял и соорудил стелу, установил таблички. За каждой фамилией стоит отдельная история, а вместе они слагают историю малой родины, России.

Другая страница творчества никольского умельца – это занятие живописью, в чём его всегда поддерживала семья. Анатолий Михайлович и Нина Алексеевна воспитали трёх дочерей, впятером проживая в небольшом доме: комната и кухня-столовая. Очевидно, Анатолий Михайлович был в душе романтиком — быт не стал главной составляющей его жизни. Нина Алексеевна всегда находилась рядом и поощряла как могла его увлечение живописью, несмотря на то, что оно было для семьи весьма затратным. Дочери вспоминают, как вместе с мамой (она работала на почте) по каталогам искали для отца нужные краски, кисточки из колонка и белки, а затем выписывали через Посылторг.

Анатолий Михайлович самостоятельно освоил науку живописи. Семья выписывала журнал «Юный художник», где давались азы художественного мастерства, а также были широко представлены картины знаменитых художников. Он самостоятельно освоил технику мастерства репродукции, научился и холст грунтовать по всем правилам, и писать пейзажи родного края.

В мае этого года при посещении семьи Филипповых дочери, показывая работы отца, вспоминали истории, связанные с жизнью семьи и написанием картин… Особенно интересны картины исторического жанра: скачки, пейзажи со старой мельницей, речкой, церковью, парком, панорамой села и другие. Они наполнены душевным теплом и глубокой искренней добротой. В творчестве автора ярко выражены его жизненный опыт и переживания, о чём говорят картины «Саксонский луг», «Плод войны» и другие.

Сегодня репродукции картин, написанные самодеятельным художником, напоминают не только о его творчестве и связи со временем, но и о нашем историческом прошлом.

Его работы когда-то украшали стены актового зала Дома культуры, до сегодняшнего дня они висят на стенах многих домов жителей села. К примеру, картины «Золотая осень» (И. Левитан, 1895), «Утро в сосновом лесу» (И. Шишкин, 1889) и другие хранятся в Государственной Третьяковской галерее, а их репродукции, а также картин «Грачи прилетели» (А. Саврасов, 1871), «Березовая роща» (А. Куинджи, 1879), «Алёнушка» и «Иван-царевич на сером волке» (А. Васнецов 1881 и 1889), написанные А. М. Филипповым, находятся в классных комнатах Никольской школы, сельском Доме культуры и в мастерской сельского умельца.

 

При встрече с его семьёй, в мае 2018 года, дочь Галина Михайловна заметила, что картины написаны преимущественно в тёмных тонах.  Вероятно, это связано с тем, что Анатолий Михайлович писал их не с оригинала, а с фото из журнала, которые имеют погрешности типографии.

Далеко не каждое село может гордиться тем, что имеет свою сельскую «Третьяковскую галерею». Часть работ семья художника хранит в мастерской Анатолия Михайловича.

Она находилась в холодном чердачном помещении. До настоящего времени мастерская сохранила своё первоначальное состояние, включая кисти, которыми мастер писал картины, мольберты, стопки журнала «Юный художник». Дочери вспоминали, как отец пытался утеплить мастерскую: применяя знания физики, он напрямую через потолок соединил кухню с мастерской, но тонкие стены так и не смогли сохранять тепло…

К сожалению, мы ничего не знаем о зарождении и вынашивании замыслов написания той или иной картины, так что многое принадлежит к области догадок и требует дальнейшего изучения. Но бесспорно, что жизнь и творчество Анатолия Михайловича Филиппова будет служить нам примером отношения к труду, к исторической памяти, любви к малой родине.

Валентина КИЖЕВАТОВА,

доктор социологических наук.

 

 

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

ВКонтакте  Одноклассники  Telegram

Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев