История о том, как в Кузнечихе восстанавливают Покровский храм
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Кузнечихе – настоящее архитектурное и историческое наследие Спасского района.
В середине ХIХ века обосновались в селе Кузнечиха три помещика: братья-князья Дмитрий, Петр и Николай Дадиани из рода грузинских царей, коллежский регистратор Дмитрий Колбецкий и подпоручик Михаил Немирович-Данченко (родственник знаменитого театрального деятеля Владимира Немировича-Данченко). Именно он в 1878 году возвёл на месте сгоревшей деревянной церкви каменный храм. Строил не только на свои деньги, но и на средства жителей села. Теперь также, всем миром, Покровскую церковь «возвращают к жизни».
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Кузнечихе – настоящее архитектурное и историческое наследие Спасского района. Здесь Михаил Немирович-Данченко крестил своих троих детей. Поэтому краевед и историк музея «Сувар» Нинель Садриева 22 года назад всерьёз взялась за его восстановления, получив на то благословение протоирея Отца Владимира (Головина).
Очистили свои души
Кузнечиха встречает нас солнечной погодой, а Нинель Масгутовна – чаем и пирогами. «Из Кунзнечихи голодными никто ещё не уезжал», – шутит краевед. Сразу видим на подоконнике небольшой музейной прихожей шикарный макет Покровского храма из рабочего пластилина.
– Начали мы тогда с молельного дома, который рядом с храмом расположен, – рассказывает Нинель Масгутовна, разливая по чашкам чай. – В саму церковь сразу попасть не смогли, так как там был расположен колхозный склад. А молельный дом вроде как бесхозный был. Он был за Райпо закреплеён, и там даже хотели сделать пивбар, а из харам – водонапорную башню.
За храм серьёзно мы взялись уже в 2001 году. Когда вошли – ахнули. На полу по пояс навоза, грязи и птичьего помёта. Везде какой-то мусор и хлам. Всё это мы убирали две недели. Помогали школьники со 2-го по 8 класс. Причём, почему-то малыши активнее были. Вычистили своими маленькими ручонками всю грязь. Кстати, под слоем всего этого обнаружили сохранившиеся ступени, которые ведут к алтарю. Удивительно! Один из них, шестиклассник Саша Данилин, тогда сказал: «Знаете, Нинэль Масгутовна, мы тогда не церковь вычистили. Мы вычистили свою душу!» Представляете, как ошарашил! Слышать из уст ребёнка такие глубокие слова...
Помогали всем миром
Перекусив, отправляемся смотреть храм. В лучах яркого весеннего солнца он кажется ещё более величественным.
– Пока, к сожалению, мы только молельный дом восстановили, – сетует Садриева по дороге к храму. – На церковь средств нужно много, а где их взять? Собираем ведь с миру по нитке. Сначала только жители Кузнечихи жертвовали. Потом в 2001 году отец Владимир этот храм освятил. Помню, приезжали они целой делегацией, а когда службу вели, плакали. Акустика в этом храме такая… проникающая что ли. После стала приходить помощь от жителей других городов и даже стран. Женщина одна из Европы в течение полутора лет по 100 евро присылала каждый месяц. Крышу на молельном доме практически за её деньги сделали. Потом подключились паломники из Димитровграда. Родственников помещика Немировича-Данченко нашли в Москве. Они присылали нам церковную утварь. Приглашала их сюда, говорю: «У вас тут фамильная церковь есть!», но они пока не могут. Хотя общаться продолжаем.
Добро возвращается
Так, слушая историю добрых дел, осматриваем Покровский храм со всех сторон и заходим внутрь. На полу вода, одна из стен возле алтаря «плачет» – видимо, вода просачивается через вентиляционную шахту. Акустика здесь действительно проникающая. Голос звучит в этих стенах так, что заставляет сердце биться сильнее.
Неля Михайловна показывает те самые сохранившиеся ступени, балкон для церковного хора с куском обоев 19 века. На полу лежит крест, который упал вместе с одного из куполов. Тут же рядом стоит его основание со следами пуль.
– Его, как и другие храмы в те времена, хотели полностью разрушить, – продолжает свой рассказ Неля Михайловна. – Не получилось у большевиков. Видите, даже в крест стреляли, но упал он уже в наше время. Как же мы хотим, чтобы службы здесь круглый год проходили, но пока прихожане в храме собираются только летом, когда позволяет погода, да и здание просыхает. От государства помощи в реставрации храма никакой. Хорошо, что есть добрые и неравнодушные люди. Валера Амуков из Болгара нам стройматериалы привозил. Борис Янин, ныне покойный, нам рамы сделал, алтарь, стены отштукатурил. Ему сыновья постоянно помогали Лёша и Толя. Много кто принял участие. Полностью ведь восстановили молельный дом. И вы знаете, правду говорят, что добро возвращается. У всех, кто помогал, жизнь в хорошую сторону поворачивалась. Благое это дело – вернуть храму жизнь.
Кстати
Однажды в Кузнечихе проездом была семейная пара из Димитровграда. Заехали они специально, чтоб увидеть Покровский храм. Мужчина помог перетащить в церковь большой, старинный и очень тяжёлый сундук. Нэля Михайловна поблагодарила его, поговорили немножко. Приятный, скромный мужчина с хорошим чувством юмора.
Позже Садриева узнала, что это был ни кто иной, как руководитель АО «ГНЦ НИИАР» (Росатом) Александр Тузов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
ВКонтакте Одноклассники Telegram
Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.
Нет комментариев