Исследование творчества умельца из Никольского Спасского района продолжается
С нашим Никольском автора этой публикации Валентину КИЖЕВАТОВУ связывают глубокие корни.
Здесь она родилась, училась в школе. Затем окончила Казанский пединститут по специальности «физика», позже – спецфакультет по переподготовке специалистов Московского государственного университета им.Ленина по направлению «психология». Работала в различных государственных структурах районного, областного и федерального уровня, защитила кандидатскую, докторскую диссертации, является автором более 60 научных работ, нескольких учебных пособий, лауреатом Всероссийских конкурсов на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов и НИИ и т.д. К этому следует добавить, что Валентина Александровна -- создатель группы в социальной сети ОК об истории Никольского сельского поселения, участник творческой группы по разработке и научный консультант проекта «Наследие никольского мастера».
А недавно вышла в свет её книга «Артефакты Никольского: музейный комплекс сельского поселения», которая писалась в период осмысления итогов работы по подготовке и реализации этого проекта, ставшего победителем Ш Всероссийского конкурса проектов малых городов и сёл. В ней наряду с описанием основных этапов развития поселения исследовано творчество Анатолия Филиппова, оставившего в этом селе глубокий след и добрую память…
--Природная склонность к технике народного умельца из Никольского Анатолия Михайловича Филиппова, его золотые руки, опыт, трудолюбие и полученная в юности «прививка» красотой великой реки Волги, (он в юности плавал на теплоходе), вероятно, заложили любовь к творчеству, природе, прекрасному.
Никольское с богатым историческим прошлым и природным ландшафтом стали источником вдохновения для многих работ народного умельца. Большая часть его работ посвящена лошадям, так как они тесно связаны с историей села. Эти животные присутствуют у него в различных композиционно-тематических вариантах (лошади в тройке, на бегах, в стойле, в прыжке) и техниках (скульптура, живопись).
Справка. В селе Никольском первый конный завод основан 1830 году родом Молоствовых. Их жеребцы, являлись постоянными призёрами соревнований, а представители этого рода были в ряду зачинателей конного вида спорта в губернии.
В советское время развитие конезавода связано с именем Владимира Владимировича Хлюпина. Резвые рысаки орловской породы завоёвывали множество наград в стране и за рубежом.
Анатолий Михайлович свою трудовую деятельность в механическом цехе сочетал с творчеством, в процессе работы народный умелец вкладывал в материал не только труд, но и выражал своё отношение ко времени, остро переживал развал конезавода. И в центре села он устанавливает, в память о конезаводе № 57, скульптурную композицию коня на постаменте.
Более 30 лет история умалчивала исторический факт авторства, поскольку народный умелец не ставил цели объявлять себя автором скульптуры. Тем временем в Никольском в мае 2018 года, в честь увековечивания памяти народного умельца А.М. Филиппова, в присутствии официальных лиц, учащихся школ, односельчан, на этой скульптуре установили табличку ««Орловский рысак» 1984 г. Автор Филиппов А.М.».
Однако при работе над книгой «Артефакты Никольского: музейный комплекс сельского поселения» я обнаружила информацию о том, что автором кабинетной скульптуры «Конь на привязи» («Конь у изгороди в испуге») является русский скульптор Пётр Карлович Клодт (1805—1867) из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург. Его скульптуры известны не только в России, но и за рубежом. Основные работы П.К. Клодта: скульптурное оформление Нарвских ворот, шестёрка коней для Нарвских триумфальных ворот в Петербурге, квадрига на здании Большого театра, памятники императору Николаю I (Санкт-Петербург), И.А. Крылову (Санкт-Петербург), князю Владимиру Великому (Киев) и другие.
Справка. Пётр Карлович Клодт учился самостоятельно, копировал современные и античные произведения искусства и работал с натуры. С 1830 года он является вольнослушателем Академии художеств, его учителями стали ректор Академии И. П. Мартос, а также мастера скульптуры С. И. Гальберг и Б. И. Орловский, которые одобряли его работы и, помогали ему добиваться успеха. Всё это время Пётр Карлович жил и работал в одном из подвалов, куда он заводил лошадей, рисовал их в самых разных ракурсах, он изучил лошадь со всех её сторон и поз. Внутри его рабочего помещения было грязно, валялись комки глины, чертежи, зарисовки. Одарённость и упорство Клодта принесли успех, а с начала 1830-х годов стали пользоваться его статуэтки, изображающие лошадей. В 1880-х годах его работами заинтересовались два уральских завода (Каслинский и Кусинский), начавшие в это время заниматься художественным чугунным литьём. С 1883 года на Кусинском заводе начался выпуск художественных изделий из чугуна, в том числе и по моделям П. К. Клодта. По бронзовым моделям Клодта было отлито более двух десятков статуэток и групп: кабинетные скульптуры «Кобылица с жеребенком», «Кони на воле», «Конь оседланный», «Конь на привязи», «Конь с седоком», «Кляча», «Конь у изгороди», «Лошадь на воле», «Лошадь на водопое», «Лошадь испуганная», «Почтовая лошадь» и даже уменьшенные копии «аничковского» ансамбля. Модели Клодта экспонировались и удостаивались самых престижных наград не только на российских выставках, но и за рубежом: в Вене, Копенгагене, Лондоне, Париже, Стокгольме, Чикаго.
Но вернёмся к никольскому народному умельцу, скромная мастерская которого расположилась во дворе его дома. 21 мая 2018 года, посещая семью Филипповых, я ознакомилась с ней, и каково было моё удивление, когда увидела, что кабинетная скульптура «Конь на привязи» (1980 г.) находится в мастерской художника-самоучки. Она и послужила моделью для работы Анатолия Михайловича над созданием её во много раз увеличенной копии. И Никольское может гордиться тем, что село украшает фигура коня, созданная своим мастером по модели знаменитого скульптора Петра Клодта.
Можно себе представить трудоёмкость процесса, в ходе которого по модели маленькой скульптурки нужно было сделать коня в натуральную величину. Создание скульптуры — долгий и кропотливый процесс, который проходит несколько этапов: подбор модели или копии, продумывание будущей композиции, разработка формы будущей скульптуры (из пластилина), выбор материалов и техники изготовления. Анатолию Михайловичу удалось передать заложенные мастером реалистичность фигуры коня, она получилась прочной, и на коне даже можно посидеть. Это оценили и взрослые, и дети, которые не упускают возможности вскарабкаться на круп лошади и сфотографироваться рядом с красивым животным. Наверное, в архивах каждой сельской семьи найдутся фотографии этой скульптурной композиции. А работы Анатолия Михайловича Филиппова для Никольского с начала 1970-х годов до наших дней являются визитной карточкой села.
Исследования в этом направлении могут быть продолжены, что позволит открыть завесу над многими историческими фактами. Учащимся школ и всем, кто интересуется прошлым Никольского, это поможет бережнее относиться к истории, находить взаимосвязь с событиями. И чем достовернее, полнее и объективнее будет предлагаемая им информация, тем больше вероятности обращения и внимания к ней. Это касается, на мой взгляд, и установленной у никольской скульптуры таблички.
Творчество Анатолия Михайловича Филиппова заслуживает дальнейшего изучения и кропотливой работы для краеведов, историков, учёных. А восхищаться творением его рук можно бесконечно.
«Конь на привязи» в центре Никольского и в мастерской А.М. Филиппова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
ВКонтакте Одноклассники Telegram
Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.
Комментарии
0
0
Благодарю за публикацию, история требует бережного отношения к ней!
0
0