Легендарный Григорий Машанин
Ещё при жизни Героя Советского Союза в его честь по Волге ходил пароход.
В наше время приходится лишь удивляться, как за короткую жизнь простые советские люди успевали совершить столько ярких и значимых для страны поступков.
Ещё при жизни Героя Советского Союза Григория Машанина (именно так правильно пишется его фамилия, а не Мошанин, как это выгравировано на бюсте в Болгаре-ред.) в его честь по Волге ходил пароход, названный именем героя, в строительстве которого он сам принимал непосредственное участие.
Земля, родящая героев
Гриша Машанин родился в селе Болгары в 1919 году, которое потом затопили, а в наши дни переселили в другое место.
Трудные времена гражданской войны, затем голод, жизненная неустроенность заставили семью податься за лучшей долей в город. Там работали фабрики и заводы, кипела жизнь, можно было прожить. Машанины направились на юг, обосновались в пригороде Астрахани.
Пароход «Григорий Машанин»
Здесь Гриша отучился в школе, затем – фабрично-заводском училище. Ремесло своё начал в порту электриком, потом устроился на судоремонтный завод имени Сталина. Предприятие запустили в 1930 году, сначала на нём производили лишь комплектующие для производства пароходов: котлы, цилиндры паровых машин, но вскоре построили и полностью сварочный корпус колёсного парохода, а затем с помощью электросварки стали изготавливать и паровые котлы. Непосредственным участником всего этого действа был молодой электрик Григорий Машанин.
Позже в 1945 году, когда астраханские земляки узнали, что бывший работник судостроительного завода стал Героем Советского Союза, приняли решение назвать его именем пароход – тот самый цельносварочный, в постройке которого принимал участие Григорий Михайлович. Пароход «Герой Машанин» водил тогда по Волге и Каспию капитан Михаил Москалёв.
«А вместо сердца – пламенный мотор…»
До войны он с большим желанием участвовал в жизни известного в городе аэроклуба, названного в честь Героя Советского Союза Михаила Водопьянова, легендарного полярного лётчика, спасавшего экипаж парохода «Челюскин». За год до войны ушёл с завода в армию.
Страна, учитывая его подготовленность, направила в Омскую авиашколу, где осваивали новые тогда самолёты. По её завершении остался здесь же инструктором, готовил к боевым вылетам новых пилотов. Только в первый год войны было выпущено более 1200 лётчиков. На войну Григорий Михайлович был отправлен лишь к концу 1943 года. После неё на здании Астраханского аэроклуба повесили мемориальную доску с надписью, что здесь с 1936 по 1939 год занимался Григорий Машанин.
На войне, как на войне
Всего полтора года воевал лётчик Григорий Машанин на фронтах Великой Отечественной войны – с ноября 1943-го по май 1945-го, был трижды ранен, но успел за это время совершить 120 боевых вылетов и получить звание Героя Советского Союза. Ему было с кого брать пример.
Командиром авиаполка, куда направили, был Герой Советского Союза майор Иван Мусиенко, а гордостью всех авиаторов и командиром эскадрильи, в которую входило звено Григория Машанина, – дважды Герой Советского Союза Николай Павлов. В освобождении Белоруссии и Прибалтики в его составе принимал участие и командир звена гвардии лейтенант Машанин. Ему доверяли самые сложные задания, где необходимо было применять все боевые умения и навыки. Однажды при уничтожении вражеских самолётов на вражеском аэродроме 12 «Илов» попали под сильный огонь, но задание было выполнено – уничтожено 10 истребителей, взорваны склады с горючим и боеприпасами, ликвидирован аэродром. Почти все наши самолёты получили пробоины, но лётчики дотянули до своего аэродрома.
Показал себя с лучшей стороны Машанин и при взятии Риги. 15 сентября 1944 года звено из шести штурмовиков под его командованием, было атаковано восемью немецкими самолётами. В результате Машанин сбил самолёт противника, но и его машина была повреждена. Сам он получил тяжёлое ранение, но чувствуя нестерпимую боль всё же долетел до места базирования. Вылечившись в госпитале, он опять ринулся в бой. За свою службу был трижды ранен.
В начале последнего года войны звено Машанина в составе другой армии наносило штурмовые удары в районе Кёнигсберга (сегодняшний Калининград). Строения укреплённого бастиона выдерживали прямые попадания крупных снарядов и авиационных бомб. Защита состояла из 130 тысяч фашистов. При взятии города участвовало около 2500 самолётов, было уничтожено 42 тысячи вражеских солдат и офицеров, остальные сдались в плен.
В подчинении Ленинградского фронта звено Григория Машанина участвовало в блокаде немецкой группировки на Курляндском полуострове, которая сдалась 8 мая. К этому моменту на счету гвардии лейтенанта уже 120 боевых вылетов, из которых около ста – на штурмовку вражеских укреплений и скоплений немецких войск, а также на разведку и свободный поиск целей. Ещё в апреле были подготовлены документы на присвоение ему звания Героя Советского Союза, указ вышел 29 июня 1945 года.
После войны Григорий Машанин остался в Советской Армии, продолжил службу в ВВС. В 50 лет ушёл в отставку. Жил в Киеве, затем перебрался в Ялту, похоронен здесь на Старом кладбище.
И всё-таки Машанин, а не Мошанин
Не утихают споры о написании его фамилии. На бюсте на центральной площади Болгара и в некоторых воспоминаниях он значится как Мошанин. Но в официальных бумагах как Машанин. Такое же написание на памятнике Ялтинского кладбища, на котором выгравировано «Любимому мужу от жены и сына». А они точно знают, как пишется их фамилия – Машанин.
Награды Григория Машанина
Ордена Ленина;
Орден Красной Звезды;
Ордена Отечественной войны
1 и 2 степени;
Три ордена Красного Знамени;
Более десяти медалей.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
ВКонтакте Одноклассники Telegram
Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.
Нет комментариев