Новая жизнь
  • Рус Тат
  • Училище было родным

    Более четверти века отдал Николай Анисимович Лифанов учебному заведению, которое сейчас именуется как техникум отраслевых технологий. Пришёл туда трактористом, а ушёл заместителем директора по хозяйственной части. За это время был не просто свидетелем, а активным участником многих дел и свершений, которыми в коллективе гордятся и сейчас. Сегодня он делится своими...

    -Свою судьбу с нашей школой механизации (затем - СПТУ, ССПТУ №5, ПЛ-73) я связал в те дни, когда её переводили из старого города на новое место. Это было в 1955 году. На трёх гусеничных тракторах ДТ-54, так как на другом транспорте было не проехать, переправляли брёвна, из которых потом и ставили срубы новых зданий. Одним управлял я, только что вернувшийся из армии и направленный на этот участок работы директором школы Николаем Васильевичем Назаровым.
    Переезд прошёл довольно дружно и организованно. Никто не чурался тяжёлой работы, независимо от того, какую занимал должность. Торопились, потому как тянуть с обустройством было нельзя: село нуждалось в кадрах механизаторов, и их подготовку начинали по мере завершения строительства помещений. На смену раздельному обучению комбайнеров на шестимесячных курсах и трактористов, занимавшихся в два раза дольше, пришла годичная подготовка машинистов широкого профиля, то есть освоение этих специальностей совмещалось.
    Обучение было специализированным, машины и агрегаты изучались очень тщательно (общеобразовательные предметы ввели в программу только в семидесятые годы). Азы агротехники постигались на небольшом поле между школой и лесом, где курсанты учились пахать, культивировать, боронить и сеять. Поскольку семена в почву не заделывали, уборку приходилось лишь «имитировать». Но такой недостаток подготовки компенсировался практикой, которую весной и осенью курсанты проходили непосредственно в совхозах и колхозах.
    Они в большинстве отличались серьёзным отношением к делу, поскольку посылали на учёбу достойных представителей молодёжи, среди них были и девушки.
    Учиться сюда приезжали с Чувашии, Украины и других уголков страны. Этому способствовали агитационные выезды мастеров, которые из таких поездок привозили всякий раз новую партию курсантов. Хорошо получалось это у Владимира Степановича Степанова, Вениамина Вакховича Коткова и других мастеров. За короткий срок количество курсантов школы увеличилось с 250 до 700 человек.
    В 1958 году по направлению с Украины на работу сюда приехали Василий Король, Владимир Черненко, Василий Шинкаренко и Иван Непомнющий, которым затем суждено было сыграть важную роль в судьбе училища.
    Во второй половине пятидесятых годов в связи с освоением целинных земель стране понадобились знающие и умеющие трактористы и комбайнеры, и выпускники школы механизации были в первых рядах тех, кто отправился на работу в далёкие края. Три сезона подряд наши отряды уезжали туда на четырёхмесячную практику. Руководили группами мастера, в том числе и я, к тому времени тоже ставший мастером. Вместе с курсантами побывал практически на всех целинных землях, и моя первая дочь Алевтина родилась, когда я был в одной из командировок.
    Поездки на целину оставили сильное впечатление. Перед глазами до сих пор простирающаяся так далеко степь, что одна загонка трактора тянулась на десятки километров. Большое количество техники, огромные кучи зерна, растягивающиеся на сотни метров; колонны прикомандированных армейских машин, вывозящих осенью урожай - всё поражало своими грандиозными масштабами.
    Школа всегда жила интересной, насыщенной жизнью: группы соревновались между собой в знании машин и умении управлять ими, хорошо была организована спортивная и культурная работа, особенно набравшая силу при Василии Ивановиче Горбунове и Василии Васильевиче Пронягине. Коллектив сплачивали и так называемые насущные хлопоты: ежедневно, к примеру, отправлялась в лес дежурная группа, ведь для того, чтобы протопить печки во всех помещениях, требовалось большое количество дров.
    Директор сумел получить разрешение у районного руководства на использование для нужд школы острова в районе села Щербеть, чтобы заготавливать сено для лошадей. Их в то время было не так много и использовались они в основном при перевозках продуктов и хозяйственных товаров. Однако не зазорным считалось ездить по городу в тарантасах, чем и пользовались обычно сам директор и главный бухгалтер. Сено заготавливали работники школы и для своих нужд, многие держали на подворье скотину. На острове также выращивали овощи для столовой.
    Вскоре было организовано и подсобное учебное хозяйство. Имеющаяся техника рационально использовалась по прямому назначению, и лучшей практики для курсантов трудно придумать. В наиболее урожайные годы засевалось до 1500 гектаров угодий, тысячи тонн зерна сдавались на ХПП, семенной склад засыпался до потолка. На фермах количество дойного стада достигало 250 голов, не меньше было и молодняка. Всё это обслуживали в первую очередь сами курсанты.
    Не обходилось и без крайностей. Например в качестве удобрений применялась лишь органика и зола, и курсантов обязывали по ведру золы привозить из дома после каникул. Не выполнить это задание считалось серьёзным проступком. Наиболее пронырливые ребята выгребали её из печек училища, потому-то они всегда были чистыми.
    В конце шестидесятых годов, когда директором уже стал Иван Ефимович Непомнющий, я поступил заочно в Чистопольский сельскохозяйственный техникум, по окончании которого был назначен механиком.
    В новое здание училища, где проходило обучение теории, мы вошли 1 сентября 1973 года, под практическую часть новое помещение построили несколько позже. Количество курсантов к тому времени возросло до 1200 человек. Технический парк уже насчитывал 27 автомашин, 25 колёсных и 27 гусеничных тракторов, 32 комбайна, в большом количестве имелся сельхозинвентарь. Обучение стало трёхгодичным, началась подготовка водителей для армии.
    Запоминающимися событиями в жизни училища было заселение работниками в декабре 1974 года нового многоквартирного дома, а потом - курсантами общежития.
    Нельзя не отметить, что в училище на высокий уровень было поставлено преподавание учебных дисциплин, особенно спецпредметов. Имена таких преподавателей, как Алексей Васильевич Леонтьев (сельхозмашины), Юрий Павлович Молостовкин (трактора) и многих других, помнят многие до сих пор. Кабинеты были прекрасно оснащены.
    При Михаиле Александровиче Кривошееве я был назначен заместителем директора по хозяйственной части. Забот только прибавилось. Судите сами: лишь одного угля необходимо на зиму было до 1200 тонн, а сколько усилий требовалось для подготовки учебных кабинетов к новому учебному году…
    В начале восьмидесятых годов я покинул родное училище. Работать продолжил в горгазе. На моих глазах небольшой участок, занимающейся продажей газовых баллонов, превратился в предприятие, обслуживающее сотни километров линий и огромное количество потребителей голубого топлива. Отсюда в должности заместителя директора ушёл на заслуженный отдых. Но сидеть без дела не люблю, до сих пор работаю оператором мини-топочной, являюсь к тому же старшим по дому, в который переехал 35 лет назад.
    …Недавно был проездом в Казани на своём автомобиле, и вдруг меня остановил дорожный инспектор. Его суровый взгляд не предвещал ничего хорошего, но вдруг он широко улыбнулся и воскликнул: «Анисимыч, ты?». Это оказался один из бывших моих учеников, с которым мы тепло побеседовали. Такие встречи всегда отдают теплом в сердце.
    На снимках: на курсах повышения квалификации; на комбайне; конкурс пахарей.

    Телефон рекламного отдела 8(843)47-30-0-02.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: